Образовательная программа Кружок «История родного края»
Пояснительная записка
Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Основные цели программы:
Развитие и расширение кругозора при знакомстве с культурным наследием, историческим прошлым родного края, с героями прошлых лет, в честь которых названы улицы и проспекты города,
Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, к природе.
Задачи программы:
Формировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях.
Воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей;
обеспечить развитие чувственного опыта учащихся, любовь к природе, вырабатывать навыки самоконтроля, правильной самооценки, настойчивости в достижении цели.
Развивать словарный запас у школьников, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Ожидаемые результаты; Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с сообщениями;
работать в семейных архивах;
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
бережно относиться к своему городу, к школе.
гордиться за свой город, за успехи своих земляков.
Учебно-тематический план
Раздел 1: Наш город – (13 ч.)
1.1.История моего города. (1ч)
1.2.Название моего города, её улиц (рисунки). (1ч)
1.3.Музеи города: музей авиации (2ч), музей метеорологии (2ч), краеведческий музей (3ч), Дом – музей В.И.Ленина (3 ч) (экскурсии). Выставка рисунков.
1.4.Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ). Инсценировка стихотворения Маяковского «Кем быть?» (1ч)
Цели и задачи по разделу:
Познакомить с важнейшими событиями и материалами из прошлого города, с общественной и экономической жизнью, с
достопримечательностями, выдающимися земляками края, организовать экскурсию в музей авиации, метеорологии, в краеведческий музей, Дом-музей В.И.Ленина.
Материалы и оборудование: иллюстративный материал, краткий словарь устаревших слов, статистический материал, произведения фольклора.
Основные понятия: город Симбирск, город Ульяновск, название улиц, достопримечательности города, строительные, сельскохозяйственные, транспортные профессии, пословицы о Родине, легенда.
Методы и формы подачи материала: словесный, организация экскурсий, театрализация
Виды подачи материала: Рассказ, беседа.
Планируемые результаты: Знать: пословицы о Родине, стихи о Родине, названия улиц, краткие сведения о названиях улиц города.
Уметь: рассказывать о достопримечательностях родного края.
2.Моя семья – (7ч.)
«Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры; и, прежде всего – родины».
Русский философ Иван Ильин
2.1.Орден в моем доме (поисковое задание).(1ч)
2.2.Орден в моем доме. (1ч)
2.3.Мои родные (устный рассказ, рисунки, генеалогическое дерево). (1ч)
2.4.Ты – родитель (игра). (1ч)
2.5.Мое имя и фамилия (в летописи семьи). (1ч)
2.6.Игры бабушек, дедушек (разучивание). (1ч)
2.7.Выполнение посильных поручений в семье (рисунки, изготовление книжек-малышек). (1ч)
Цели и задачи по разделу:
Организовать поисковую работу по изучению истории своего рода, фамилии, семьи, традиций семьи, воспитывать чувство уважения к старшим, чувство гордости за свою семью, развивать желание заботиться о своих близких.
Материалы и оборудование: Ордена России (иллюстративный материал), схема генеалогического дерева, описание старинных игр, шаблоны для изготовления книжек-малышек.
Основные понятия: Ордена России, генеалогическое дерево.
Методы и формы подачи материала: словесный, игровой, театрализация
Виды самостоятельной работы: выполнение рисунков, поисковая работа, изготовление книжек-малышек.
Планируемые результаты: Знать: названия орденов России, свою родословную, об истории своего имени.
Уметь: играть в игры бабушек и дедушек ( в молодости), рассказывать о своей семье: о традициях, о профессиях близких.
Наша школа – (6 ч.)
3.1.Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). (1ч)
3.2.Мой сосед по парте (урок – игра). (1ч)
3.3.Традиции школы. (1ч)
3.4.Школьная библиотека. (1ч)
3.5.Городская библиотека (№30).Читальный зал. (1ч)
3.6.Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (познавательный час). (1ч)
Цели и задачи по разделу:
Знакомство с учебными кабинетами, с педагогами, с историей и традициями школы, с библиотеками – школьной, городской, воспитывать культуру учебного труда, прививать любовь к чтению.
Материалы и оборудование: сведения об учебных кабинетах, сведения о педагогах, иллюстративный материал, игровой материал к занятиям по теме «Мой сосед по парте», «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики».
Основные понятия: школьные кабинеты, традиции школы, библиотека, читальный зал.
Методы и формы подачи материала: словесный, игровой, наглядный.
Виды самостоятельной работы: поисковая работа, изготовление книжек-малышек.
Планируемые результаты: Знать: о предметах, изучаемых в среднем и старшем звене, о традициях школы, о работе читального зала библиотеки, о полезных ископаемых нашего края.
Уметь: работать в читальном зале библиотеки – подготовить сообщение.
4.Природа и мы – (9ч.)
4.1.Природа моего города (экскурсия в парк).(2ч)
4.2.Заказники нашего края. (1ч)
4.3.Красная книга. Изготовление книжек-малышек.(1ч)
4.4.Наблюдение за птицами и животными. Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края. (экскурсия на Чёрное озеро) (2ч)
4.5.Наблюдение за птицами и животными. Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края. (Экскурсия на станцию «Юных натуралистов».) (3ч)
Цели и задачи по разделу:
Познакомить с природой родного края, с разнообразием растительного и животного мира, организовать поездку в парк, на станцию «Юных натуралистов», на Чёрное озеро, воспитывать любовь к природе, желание заботливо относиться к живому миру.
Материалы и оборудование: иллюстративный материал, сведения о животных, растениях лесов, полей, лугов, водоёмов Ульяновской области, сведения о заповедных местах, о растениях и животных, попавших в Красную книгу.
Основные понятия: Растительный и животный мир лесов, полей, лугов, водоёмов, редкие растения и животные, Красная Книга, заповедники.
Методы и формы подачи материала: словесный, игровой, наглядный.
Виды самостоятельной работы: выполнение рисунков, поделок из пластилина, изготовление гербария, подготовка сообщений о редких и исчезающих видах растений, животных.
Планируемые результаты: Знать: название растений, животных лесов, полей, лугов, водоёмов родного края, заповедные места.
Уметь: делать гербарий, различать редкие растения края, называть редких животных Ульяновской области.
Литература для педагога:
1.Барашков В.Ф., Васильчикова Т.Н., Матлин М.Г. и др. «Литературное краеведение».
2.Валкин М.Х., Кочепасова Т.Ю., Кузнецов В.Н. и др. «Историческое краеведение».
3.Шевченко В.Ф. «Симбирск и его прошлое».
4.Географическое краеведение: учебное пособие. /Под общей редакцией А.А. Баранова, Н.В. Лобиновой – Ульяновск : ИПК ПРО. «Корпорация технологий продвижения», 2002.
5. Фотоальбом «Ульяновск».
6. Касимов Ф. «История Мелекесса и его окрестностей» (Очерки по истории Среднего Поволжья), 1996
Литература для учащихся:
1. Детский познавательный журнал «Симбик».
2. Журнал «Мономах».