Просмотр содержимого документа
«Учебные проекты младших школьников.»
Учебные проекты младших школьников
Проект – это самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Это: совокупность документов, расчётов; предварительный текст документа; замысел, план.
Главная идея метода проекта:
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Открывает новые знания
Экспериментирует
Выбирает пути решения
Активен
Субъект обучения
Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает определять …
Рекомендует источники информации
Раскрывает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов
Создаёт условия для активности школьника
Партнёр ученика
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Группы умений , на которые проектная деятельности оказывает наибольшее влияние:
Поисковые (исследовательские);
Коммуникативные;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Оценочные;
Информационные;
Презентационные;
Рефлексивные;
Менеджерские.
Поисковые (исследовательские) умения
Самостоятельно находить недостающую информацию;
Запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
Находить несколько вариантов решения проблемы;
Выдвигать гипотезы;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Генерировать идеи;
Выбирать лучшее решение.
Коммуникативные умения
Вступать в диалог;
Задавать вопросы;
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций
Оценочные умения
Оценивать ход, результат
своей деятельности и
деятельности других.
Информационные умения
Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
Структурировать информацию;
Сохранять информацию.
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи;
Выступать перед аудиторией;
Отвечать на незапланированные вопросы;
Использовать различные средства наглядности;
Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения
Осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»или «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи»;
Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения и навыки:
Проектировать процесс (изделие);
Планировать деятельность – время, ресурсы;
Принимать решения и прогнозировать их последствия;
Распределять обязанности при выполнении коллективного дела;
Анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
Классификация проектов:
I. По доминирующей деятельности учащихся:
Виды
Особенности
Практико – ориентированные проекты
Суть
Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика
Исследовательские (поисковые) проекты
Цель проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города.
По структуре напоминают научное исследование
Включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов
Практико – ориентированный.
Можно использовать
при обучении грамоте.
Информационные проекты
Направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории
Творческие проекты
Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов
Ролевые проекты
Итогом такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы
Наиболее сложны. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев
Альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы и др.
Результат такого проекта остается открытым до самого его окончания
Информационный проект
Творческий проект
Ролевой проект
II. По предметному содержанию:
Моно –проекты
Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности
Межпред
Учитель-предметник-руководитель, учитель другой дисциплины – консультант. Такие проекты могут быть литературно-творческие, естественно-научными, экологическими, языковыми, культуроведческими, спортивными, проводиться в рамках классно-урочной деятельности
метные проекты
а
Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях
III. По продолжительности:
Мини проекты
Могут укладываться в один урок или менее
Краткосрочные проекты
Наиболее продуктивны на уроках
а
Требуют 4-6 уроков
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома
Недельные проекты
Выполняются в группах в ходе проектной недели
Годичные проекты
Выполняются как в группах так и индивидуально
Выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экспедиции, экскурсии и др.)
Ученические научные общества. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время
Алгоритм работы над проектом(вариант 1)
1) Подготовка:
а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения
б) Подбор рабочей группы
2. Планирование
а) Определение источников необходимой информации
б) Определение способов сбора и анализа информации
в) Определение способа
представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
3. Поиск (исследование)
а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
б) Выявление («мозговой штурм»)
и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
в) Выбор оптимального варианта хода проекта
г) Поэтапное выполнение исследовательских задач
4. Выводы 5 .Представление (защита) проекта и оценка результатов
а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)
б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого
а) Анализ информации
б)Формулирование выводов
Алгоритм работы над проектом(вариант 2)
1.Формулировка учителем темы проекта
2.Выбор возрастной категории учащихся
3.Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
4.Формулировка дидактических целей проекта
5.Формулировка методических задач
6.Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
7'. Выдвижение гипотез решения проблем
8.Определение творческого названия проекта
9.Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
10.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
11.Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
12.Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
13.Самостоятельная работа групп
14.Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
15.Защита полученных результатов и выводов
16. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
Тема проекта
Выбирается из содержания учебных предметов;
Близка и понятна детям,
Находится в зоне их ближайшего развития
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников
Реферат
Альбом;
Газета;
Гербарий;
Журнал;
Книжка-раскладушка;
Костюм;
Макет;
Модель;
Сувенир;
Сценарий праздника;
Статья;
Учебное пособие;
Выставка;
Серия иллюстраций и др.
Критерии успеха работы над проектом
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другим коллективом.