ПРОЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «ЗАГЛАВНАЯ БУКВА З. ЧТЕНИЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ТЕКСТА. ПОВТОРЕНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ. НАПИСАНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВОЙ З».
(ОС «ШКОЛА 2100»)
1 класс
Тип урока: ОНЗ в технологии системно - деятельностного подхода.
Основные цели:
- формирование у обучающихся умения работать по плану;
- развитие устной и письменной речи (в том числе обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- воспитание культуры общения.
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать умение писать слова с парными согласными на конце и в середине слова.
Метапредметные:
Личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
1)формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формирование умения представлять информацию в виде плана;
3) формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
4) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
3) формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения слушать и понимать других;
2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
4) формирование умения работать в группе.
Средства обучения: учебник «Букварь», 1 класс, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина.
Раздаточный материал: рабочие листы для групповой работы, сигнальные карточки.
Ход урока
- Организация класса на работу.
- Актуализация знаний.
Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке? Что научились делать?
Ответы детей: говорили о букве з, научились правильно писать строчную букву з, выделять этот звук среди других звуков.
Дайте характеристику звуков, обозначаемых буквой з.
Дети: буквой з обозначают два звука [з] и [з?]. Звук [з] - согласный, звонкий, твердый – у звуковичка шапочка-звоночек желтого цвета и первый башмачок синий, звук [з?] – согласный, звонкий, мягкий, поэтому второй башмачок зеленого цвета.
О чем будем говорить сегодня?
С.118 Откройте учебники. Составьте план работы на уроке.
Примерный план: картинки-символы
- Работа со звуковичками
- Знакомство с заглавной буквой З
- Чтение слов
- Чтение предложений и текстов
3. Работа в «Букваре» (с. 118).
3.1. Повторение парных звонких и глухих согласных.
– Посмотрите на страницу «Букваря». Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым?
– Как составлены пары звуков?
– Что можете про них рассказать? (Буквы обозначают согласные звуки, парные по звонкости-глухости.)
- Дайте характеристику звукам, которые обозначены этими буквами.
3.2. Характеристика звуков, завершение схем - «человечков». Дети проговаривают характеристику звуков, обозначаемых буквами.
– С этими парами звуков мы уже работали? Что интересного заметили?
– Как их проверить?
- С какой парой мы еще не работали?
3.3. Проблемная ситуация.
- К последней паре звуковичков Петя подобрал слова: зеркало, арбуз.
- Как вы думаете, правильно ли Петя подобрал слова? Почему? Что заметили в этих словах?
- В каком из слов звук стоит в сильной позиции? Что это значит «звук в сильной позиции»?
Дети: звук в сильной позиции – означает, что он четко слышен, отчетливо.
- Когда согласные звуки бывают в сильной позиции?
Дети: когда после согласного стоит гласный звук.
- А если в слове после согласного не стоит гласный? (тогда звук в слабой позиции, слышен неотчетливо)
- Найдите в учебнике на с.118 строчку слов, где последняя буква выделена синим цветом. Прочитайте слова. Что заметили? (На конце слов слышится [с], а пишется З.)
- В какой позиции в этих словах стоит последний звук? (В слабой позиции.)
- Что это значит? (Это значит, что звук слышен неясно, неотчетливо, непонятно, какую букву писать.)
Физминутка. Поиграем. Я прочитаю слова, а ваша задача – если услышите звук, обозначаемый буквой З в сильной позиции – хлопаете в ладоши, когда слышите звук, который обозначен буквой З в слабой позиции – выполните наклоны влево-вправо.
Слова: груз, грызун, ползти, ползет, объезд, указы, паровоз, возить, глазки, водолаз, резать, гроза.
- Когда звук стоит в слабой позиции, как нужно действовать, для того чтобы правильно написать букву?
- Что будете делать сначала?
(На доске появляется список «шагов» для определения нужной буквы)
Как думаете, для подобных слов такой порядок действий подойдет? Можем сейчас точно сказать?
4. Постановка задачи урока.
Хотите выяснить, можно ли пользоваться этим порядком действий в словах с такими буквами?
4.1. Фронтальная работа.
Прочитайте записи на доске. С какого действия начнете, для того чтобы правильно вставить букву в слове?
Детям предлагается вразброс порядок действий с избытком.
- Выяснить значение слова
- Вставить нужную букву
- Изменить слово, чтобы звук стоял в сильной позиции
- Прочитать слово
- Составить предложение со словом (???)
- Нужен ли этот пункт? Почему? (Не нужен, потому что мы работаем только со словами, если мы уже определили значение слова, то предложение с этим словом составлять не нужно.)
- Проверим наш порядок действий.
- Что-то еще нужно, для того чтобы этот порядок применить? (слова с такими буквами)
- Как будете выполнять это задание: каждый сам, в паре с соседом или в группе? Почему?
Как работать в группах? (символы на доске)
Правила работы в группах: (Приложение 1)
- Говорим вежливо и тихо, не мешая работе других групп
- Внимательно слушаем собеседников
- Соблюдаем порядок на парте
- Договариваемся, уважаем мнение собеседников
У каждого из вас своя роль в группе. Один из вас будет Диктором - диктовать, какую букву записывать, второй – Писарь - записывать, третий – Оратор - представлять свою работу, четвертый – Хранитель времени - следить за временем (Приложение 2). Но каждый из вас должен поработать с одним словом по порядку действий на доске.
Как разделиться вам на группы? (Варианты, предложенные детьми.)
Предлагаю разделиться на 7 групп. Каждой группе нужно правильно вставить букву, пользуясь порядком действий на доске.
Первые и третьи парты каждого ряда поворачиваются к соседям сзади. У вас получилась группа из 4 человек.
Слова для групп з / с: пояс, Денис, надпись, указ, повис, замёрз, глаз / глас (Приложение 3).
5. Проверка работы каждой группы.
На доске общий алгоритм действий, для того чтобы правильно вставить букву в слове.
Дети выходят к доске и записывают буквы в словах, проговаривая свои действия.
6. Домашнее задание. Все ли пункты плана мы успели рассмотреть? Что еще осталось? По желанию, можете дома прочитать текст на с.118 «Мир звезд и планет».
Задание – прочитать текст и найти слова, для которых подойдет план действий, который определили дети (на доске).
7. Итог урока. Рефлексия.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения? Найдите на партах лесенку успеха. Отметьте, на какой ступеньке из четырех - «знаю» и «умею» находитесь вы (Приложение 4).
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
Урок, представленный в данной творческой разработке, направлен на формирование учебной деятельности младших школьников средствами предмета «Обучение грамоте». Созданы условия по реализации системно-деятельностного подхода. Обучающимся предоставлена возможность самостоятельно определить и осознать цель предстоящей деятельности, Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается стимулирующее действие на развитие ребенка.
При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику.
Все это позволило в максимальной степени достигнуть цели урока, сделать его интересным, необычным, деятельностным, соответствующим новым требованиям к обучению.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] : учебное пособие / В.П. Беспалько . - М.: Педагогика, 1989. -192 с.
2. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении [Текст] : Книга для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 354 с.
3. Зайцев, В.Н. Практическая дидактика. [Текст] / В.Н.Зайцев. - Москва: Народное образование, 2000. – 215 с. - (Профессиональная библиотечка учителя).
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.
5. Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново, 2001.
6. Петерсон, Л.Г. Что значит «уметь учиться» [Текст] : Методическое пособие для учителей /Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева/ под ред. Л.Г. Петерсон.- Москва, Ювента, Серия «Общеобразовательная программа «Школа 2000»», 2008. – 80 с.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.[Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.
8. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. [Текст] : учебное пособие /Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина/ под общ.ред. Е.Н. Степанова. – Москва: Народное образование, 2002. – 263 с.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/