СТРУКТУРА ТРЕНИНГА
?Шесть типов вопросов. «Ромашка Блума»
?Упражнение «Не знать – не стыдно!»
?Что такое Критическое или умелое мышление?
?Упражнение «Объяснялки»
?Упражнение «Оценочные вопросы»
?Упражнение «Правило 6W (7W)»
?Упражнение «Вопросительные слова»
?Технологии критического мышления (обзор)
?Упражнение «Шесть шляп мышления»
3
ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
?Ассоциативный куст
?Бортовой журнал
?Взаимоопрос
?Групповая дискуссия
?Двухрядный круглый стол
?Диаграмма Вена
?Доска вопросов
?Идеал
?Инсерт
?Кластеры
?Ключевые термины
?Кубизм
4
?Линия ценностей
?Мозаика «Джигсоу»
?Мозговой штурм
?Причинная карта
?Продвинутая лекция
?РАФТ
?Синквейн
?Стратегия 3-2-1
?Таблица З-Х-У
?Тонкие и толстые вопросы
?Эссе
?6 шляп мышления
АФОРИЗМЫ О «КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ»
?«Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности, они так и делают».
Бертран Рассел
?«Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю».
Джордж Бернард Шоу
?Огромное множество людей думают, что они мыслят, в то время как они всего лишь перетасовывают (приводят в порядок) свои предрассудки.
Уильям Джеймс
5
?Трудно представить себе сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Однако лишь немногим из нас когда-нибудь объясняли, как именно можно научиться мыслить более продуктивно.
«Знание не считается больше отражением того, что было дано человеку извне; это индивидуальная конструкция, которой человек придает смысл, соотнося элементы знаний и опыта с некоторой организующей схемой»
Л. Резник
6
ШЕСТЬ ВОПРОСОВ – МОРЕ ОТВЕТОВ
?«Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы».
Джеймс Тарбер
7
НА ХОРОШИЙ ВОПРОС ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО ОТВЕЧАТЬ
?«Если бы ты был правителем средневекового города, какие бы законы ты издавал, как бы укреплял и защищал крепость?»
?На эти вопросы интереснее отвечать, чем на такие, как: «Какова система управления средневековым городом?»
8
КАЖДЫЙ ТИП ВОПРОСА АКТУАЛИЗИРУЕТ, ВОВЛЕКАЕТ В РАБОТУ КАКУЮ-ТО СТОРОНУ МЫШЛЕНИЯ
?Зная, что каждый тип вопроса задействует одну из сторон мышления, мы сможем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением наших учеников, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере.
9
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АМЕРИКАНСКОГО ПСИХОЛОГА БЕНДЖАМИНА БЛУМА
Существует шесть типов вопросов, шесть больших «крючков», на которые вы можете поймать великое множество идей.
1.Простые вопросы.
2.Уточняющие вопросы.
3.Вопросы-интерпретации.
4.Оценивающие вопросы.
5.Творческие вопросы.
6.Практические вопросы.
10
«РОМАШКА БЛУМА»
11
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию.
Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
Например:
?«Где я могу купить подержанный монитор?»
?«Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов?»
?«Каков диапазон цен на подержанные мониторы?»
12
КАК ЖЕ ЕЩЕ ТОГДА ПРОВЕРИТЬ ЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ?
?Хорошо известен тот факт, что более девяноста процентов всей информации, которой мы владеем сейчас, через несколько лет (а иногда и часов) забудется, канет в Лету.
?Помимо использования простых вопросов существуют другие способы.
Например, мы можем еще раз подчеркнуть, что если ученик сможет объяснить то, что он узнал, кому-то еще, процесс обучения был результативен.
13
Предполагать, что человек может помнить все, — то же самое, что предполагать, что он может удержать в своем организме все то, что когда-то съел.
Артур Шопенгауэр
14