Рефлексивный отчет о коучинг-занятии для учителей
«Использование приемов критического мышления в процессе обучения».
Анализируя анкеты учителей я выявила следующее: многие учителя хотели бы посетить коучинг-занятие по модулю «Обучение критическому мышлению». Коллеги отметили, что нуждаются в знании методов и приемов, которые развивали бы мыслительные способности учащихся. Определив потребности своих коллег, я решила провести коучинг-занятие на тему «Использование приемов критического мышления в процессе обучения». Перед собой поставила цель: ознакомить учителей с ведущими положениями модуля «Обучение критическому мышлению», рассмотреть возможности развития мыслительных способностей учащихся с использованием приемов критического мышления.
Для достижения цели я наметила в процессе коучинг-сессии решить следующие задачи: 1. Рассмотреть с коллегами приемы развития критического мышления.
2.Формировать умение применять инструментарий критического мышления на различных этапах урока.
Коучинг-занятие проводилось после уроков, и поэтому для снятия усталости, создания атмосферы доброжелательности я провела тренинг «Улыбка»: под всем известную с детства песню «Улыбка» учителям было предложено подарить друг другу самую искреннюю, самую добрую улыбку. Деление на группы произвела с помощью геометрических фигур: кружочки, треугольники, квадратики. Занятие начала с просмотра видеоролика «Целеустремленный поросенок». После просмотра был задан вопрос: «Какие качества «поросенка» вам хотелось бы развивать в своих учениках?» Коллеги сразу отметили: целеустремленность, находчивость, сообразительность, настойчивость.Таким образом мы пришли к теме коучинг-занятия. Я предложила коллегам обдумать вопрос: «Что такое критическое мышление?» Обдумывая данный вопрос, коллеги составили кластер «Успешный ученик», работая над которым, рассуждали вслух, иногда даже спорили. Положительным было то, что учителя определяли успешного ученика, как ученика критически мыслящего, таким образом выявили, что значит критическое мышление. Следующее задание было оформлено в виде вопроса «Какие приемы критического мышления вы знаете?», отвечая на который коллеги заполняли таблицу «ЗХУ». Каждая группа, сначала обсудив, предложила свои ответы. Мнения учителей сошлись: они правильно определи понятие «критическое мышление». Коллеги отметили, что желание видеть в каждом учащемся критически мыслящего человека это одно, но другое дело, как этого добиться. Сам по себе не каждый ученик может достичь таких способностей, здесь необходимо участие учителя, который целенаправленно будет способствовать формированию способности куритически мыслить. Мы были едины в одном, что роль учителя велика в формировании критически мыслящего ученика. Следующий вопрос, над которым задумались коллеги был таким: «Как формировать способность ученика к критическому мышлению?»
Вот тут я предложила вниманию учителей просмотр презентации «Использование приемов критического мышления в образовательном процессе». На вопрос: «Какие приемы критического мышления, как и на каком этапе урока, вы используете?» группы составили постер. Положительным было то, что коллеги обменялись опытом применения на уроке приемов критического мышления.
После просмотра презентации «Использование приемов критического мышления» учителя отметили, что ознакомились с новыми для них приемами. Выполнили задание с изучением и применением приемов: «Фишбоун», «Шесть шляп мышления», «Пять вопросов почему?». Группы получили инструментарии по данным приемам, им предстояло изучить и продемонстрировать практическое применение. Таким образом, они размышляли о плюсах и минусах групповой работы, говорили о достоинствах самой стратегии «Шесть шляп мышления», о возможности применения данной стратегии на уроках русского языка и литературы, истории, географии. С помощью приема «Пять вопросов почему?» учителя рассмотрели проблему взаимоотношения человека и природы. Они отметили, что этот прием можно успешно использовать на уроке русского языка, при работе над орфографическими ошибками, на уроках истории, биологии, физики, географии. Положительным было то, что многие учителя с ответственностью отнеслись к заданиям, свои ответы они продумывали, вступая в полемику, спор. Каждый из предложенных приемов коллеги «примеряли» к своему предмету, предполагая, как, на каком этапе можно его использовать. Учитель математики отметила, что с удовольствием будет применять «Угадай вопрос» на знание формул. Затем было дано задание с помощью приема критического мышления «Спектр ценностей» разработать утверждение «Развитие критического мышления необходимо». Учителя отметили, что главная задача - это воспитание успешных, конкурентоспособных, самостоятельно обучающихся личностей.
Рефлексию провела с применением приема «Дерево успеха». Учителя написали свое мнение о коучинг-занятии, о том, что узнали на стикерах и прикрепили на ветках «дерева». Заполняя таблицу «ЗХУ» учителя отметили, что ознакомились новыми для них приемами: «Фишбоун», «Шесть шляп мышления», они отметили, что будут применять данные приемы на уроках.
Мне понравилось то, что коллеги сами раскрывали предложенные приемы через практическое применение, делились опытом, моя роль сводилась к направлению их действии. Хочу отметить, что я сама многому научилась: вместе с коллегами рассмотрела возможные пути развития критического мышления учащихся на уроках. Коллеги после занятия отмечали:
-Мы узнали возможные пути развития способности ученика критически мыслить, делились опытом работы. - Я буду использовать на уроках приемы критического мышления: «Ромашка Блума», «Угадай вопрос», методы «Шесть шляп мышления», «Фишбоун».
Коучинг-занятие посетила и моя подопечная, на следующий день она обратилась ко мне с просьбой помочь ей в составлении вопросов к уроку по Таксономии Блума, после урока она отметила, что Таксономия Блума помогает учитывать разные уровни мышления учащихся.
В проведении коучинг-занятия я испытывала определенные трудности, но в целом, учитывая рефлексию учителей, достигла поставленной цели.
Работа коуча требует, я думаю, широкого кругозора, не ограничиваться только своим предметом, а знать особенности и приемлемость тех или иных приемов к другим предметам. Я поняла, что учитель приходит на коучинг-сессию для получения ответа по своей потребности, а это требует от коуча умения организовать работу так, чтобы каждый участник получил для себя что-то ценное.
Для себя я сделала вывод, что коуч должен быть готов к любым непредвиденным обстоятельствам. Если бы мне пришлось проводить этот коучинг-занятие заново, я особо обратила бы внимание на разработку заданий по Таксономии Блума, именно этот вопрос многих моих коллег интересовал.
Я убеждена в том, что успех образовательного процесса, будет определяться творческим подходом учителей, целенаправленно работающих над своим педагогическим опытом.