Данная разработка содержит информационную базу необходимую для понимания природы способностей и деятельности, задатков, уровней развития способностей, общие и специальные способности, мотивации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты способностей и деятельности»
Способности. Деятельность
Часть 1. Способности
Способности-это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром
Понятие«способность»включает в себя три основных признака:
индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого
особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности или многих деятельностей
Особенности быстроты приобретения навыков и умений
Способности-это такие индивидуально- психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения
Задатки
Задатки-это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения
И.П.Павлов различал специфические типы высшей нервной деятельности:
Художественный тип- яркость впечатлений, образность восприятия памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность.
Мыслительный тип- анализ и систематизация, обобщенное и абстрактное мышление
Задатки-лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей
Уровни развития способностей
Репродуктивный
Творческий
Высокая способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей
Человек создает новое, оригинальное
Одаренность-своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой- либо деятельности
Талант-высокая ступень развития способностей
Гениальность-это наивысшая степень проявления творческих сил человека
Общие и специальные способности
Общие способности
Специальные способности
Проявляются везде или во многих областях.
Достаточно высокий уровень развития общих способностей- особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения- позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности
Проявляются в какой- то одной области, способность к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. Развитие специальных способностей- выражение индивидуального пути его развития
Специальные способности
Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно- технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности и др.
Все виды специальных способностей являются результатом развития материальной и духовной культуры человечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.
Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.
Способность и личность
Способности не могут быть поняты и рассматриваться вне личности.
Развитие способностей и развитие личности- взаимообусловленные процессы.
Развитие способностей человека тесно связано с развитием интересов.
Интерес- это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным.
Интересы людей различаются прежде всего по содержанию, которое определяется теми предметами или областями действительности, на которые эти интересы направлены.
Склонностьвыражается в том, что человек по собственному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим, связывает с данной деятельностью свои жизненные планы
Часть 2. Деятельность
Деятельность-активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.
Потребности-источник активности личности, они заставляют человека активно действовать.
Потребность-это осознание человеком нужды в чем- либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Деятельность состоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.
Классификация потребностей
Естественные потребности- голод, жажда, дыхание, сон и т.д.
Социальные потребности- потребность в общении, знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности, в труде
Мотив-это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность.
На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Мотивы деятельности человека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жизни и поэтому чрезвычайно многообразны.
Движение и действие
Любой вид деятельности связан с движениями.
Движение-это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития.
Действия-более сложный компонент деятельности.
Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).
Например, учение как деятельность состоит из многих действий: слушания преподавателя, мысленного поиска ответа на поставленный вопрос, решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выполнение упражнений и т.д.
Таким образом, в учении широко представлены не только предметные действия, но и сложные интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь.
Знания, умения, навыки
Знания о той области действительности, в которой деятельность осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку, они тесно связаны с нашими действиями.
Умение-это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.
Умение образуется только в деятельности.
Навыки-это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.
Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека.
Навык-это способ выполнения действий, компонент деятельности, а не сама деятельность.
Навыки образуются посредством упражнений, обучения.
Психологическая характеристика деятельности
В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и уровень достижений.
Понятие «успех» имеет двойное толкование:
Удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятельности или создании ее продукта
Общественное признание достигнутой удачи
Наиболее благоприятным для развития личности человека и осуществления им деятельности будет такой успех, который дался с известным трудом и который поэтому воспринимается как заслуженный результат работы.
Неуспех в деятельности, особенно длительный, затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологически еще более трудной.
Самооценка и оценка со стороны окружающих оказывает большое влияние на мотивы деятельности.
Как воспитателю или учителю следует поддерживать самооценку детей?
Отказаться от правил часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других
Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу
Замечать даже маленькие успехи
Называть всех детей по именам
Бережно относится к гордости и достоинству
Уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения
Принимать право ребенка на ошибку
Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка
Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия