kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретические аспекты способностей и деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит информационную базу необходимую для понимания природы способностей и деятельности, задатков, уровней развития способностей, общие и специальные способности, мотивации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты способностей и деятельности»

Способности. Деятельность

Способности. Деятельность

Часть 1. Способности Способности- это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром  Понятие «способность» включает в себя три основных признака: индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности или многих деятельностей Особенности быстроты приобретения навыков и умений  Способности- это такие индивидуально- психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения

Часть 1. Способности

Способности- это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

  • индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого
  • особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности или многих деятельностей
  • Особенности быстроты приобретения навыков и умений

Способности- это такие индивидуально- психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения

Задатки Задатки- это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения  И.П.Павлов различал специфические типы высшей нервной деятельности: Художественный тип- яркость впечатлений, образность восприятия памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Мыслительный тип- анализ и систематизация, обобщенное и абстрактное мышление  Задатки-  лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей

Задатки

Задатки- это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения

И.П.Павлов различал специфические типы высшей нервной деятельности:

  • Художественный тип- яркость впечатлений, образность восприятия памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность.
  • Мыслительный тип- анализ и систематизация, обобщенное и абстрактное мышление

Задатки- лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей

Уровни развития способностей Репродуктивный Творческий Высокая способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей  Человек создает новое, оригинальное

Уровни развития способностей

Репродуктивный

Творческий

Высокая способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей

Человек создает новое, оригинальное

Одаренность- своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой- либо деятельности  Талант- высокая ступень развития способностей  Гениальность- это наивысшая степень проявления творческих сил человека

Одаренность- своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой- либо деятельности

Талант- высокая ступень развития способностей

Гениальность- это наивысшая степень проявления творческих сил человека

Общие и специальные способности Общие способности Специальные способности Проявляются везде или во многих областях. Достаточно высокий уровень развития общих способностей- особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения- позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности Проявляются в какой- то одной области, способность к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. Развитие специальных способностей- выражение индивидуального пути его развития

Общие и специальные способности

Общие способности

Специальные способности

Проявляются везде или во многих областях.

Достаточно высокий уровень развития общих способностей- особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения- позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности

Проявляются в какой- то одной области, способность к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. Развитие специальных способностей- выражение индивидуального пути его развития

Специальные способности Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно- технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности и др. Все виды специальных способностей являются результатом развития материальной и духовной культуры человечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Специальные способности

Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно- технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности и др.

Все виды специальных способностей являются результатом развития материальной и духовной культуры человечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.

Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Способность и личность Способности не могут быть поняты и рассматриваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности- взаимообусловленные процессы. Развитие способностей человека тесно связано с развитием интересов. Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным. Интересы людей различаются прежде всего по содержанию, которое определяется теми предметами или областями действительности, на которые эти интересы направлены. Склонность выражается в том, что человек по собственному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим, связывает с данной деятельностью свои жизненные планы

Способность и личность

Способности не могут быть поняты и рассматриваться вне личности.

Развитие способностей и развитие личности- взаимообусловленные процессы.

Развитие способностей человека тесно связано с развитием интересов.

Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным.

Интересы людей различаются прежде всего по содержанию, которое определяется теми предметами или областями действительности, на которые эти интересы направлены.

Склонность выражается в том, что человек по собственному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим, связывает с данной деятельностью свои жизненные планы

Часть 2. Деятельность Деятельность- активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Потребности- источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Потребность- это осознание человеком нужды в чем- либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Деятельность состоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.

Часть 2. Деятельность

Деятельность- активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Потребности- источник активности личности, они заставляют человека активно действовать.

Потребность- это осознание человеком нужды в чем- либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Деятельность состоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.

Классификация потребностей Естественные потребности- голод, жажда, дыхание, сон и т.д. Социальные потребности- потребность в общении, знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности, в труде

Классификация потребностей

  • Естественные потребности- голод, жажда, дыхание, сон и т.д.
  • Социальные потребности- потребность в общении, знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности, в труде

  • Мотив- это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность.
  • На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Мотивы деятельности человека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жизни и поэтому чрезвычайно многообразны.
Движение и действие Любой вид деятельности связан с движениями. Движение- это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития. Действия-  более сложный компонент деятельности. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Например, учение как деятельность состоит из многих действий: слушания преподавателя, мысленного поиска ответа на поставленный вопрос, решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выполнение упражнений и т.д. Таким образом, в учении широко представлены не только предметные действия, но и сложные интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь.

Движение и действие

Любой вид деятельности связан с движениями.

Движение- это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития.

Действия- более сложный компонент деятельности.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).

Например, учение как деятельность состоит из многих действий: слушания преподавателя, мысленного поиска ответа на поставленный вопрос, решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выполнение упражнений и т.д.

Таким образом, в учении широко представлены не только предметные действия, но и сложные интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь.

Знания, умения, навыки Знания о той области действительности, в которой деятельность осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку, они тесно связаны с нашими действиями. Умение-  это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях. Умение образуется только в деятельности. Навыки- это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Навык- это способ выполнения действий, компонент деятельности, а не сама деятельность. Навыки образуются посредством упражнений, обучения.

Знания, умения, навыки

Знания о той области действительности, в которой деятельность осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку, они тесно связаны с нашими действиями.

Умение- это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в деятельности.

Навыки- это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека.

Навык- это способ выполнения действий, компонент деятельности, а не сама деятельность.

Навыки образуются посредством упражнений, обучения.

Психологическая характеристика деятельности В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и уровень достижений. Понятие «успех» имеет двойное толкование:

Психологическая характеристика деятельности

В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и уровень достижений.

Понятие «успех» имеет двойное толкование:

  • Удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятельности или создании ее продукта
  • Общественное признание достигнутой удачи
  • Наиболее благоприятным для развития личности человека и осуществления им деятельности будет такой успех, который дался с известным трудом и который поэтому воспринимается как заслуженный результат работы.
  • Неуспех в деятельности, особенно длительный, затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологически еще более трудной.
  • Самооценка и оценка со стороны окружающих оказывает большое влияние на мотивы деятельности.
Как воспитателю или учителю следует поддерживать самооценку детей?

Как воспитателю или учителю следует поддерживать самооценку детей?

  • Отказаться от правил часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других
  • Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу
  • Замечать даже маленькие успехи
  • Называть всех детей по именам
  • Бережно относится к гордости и достоинству
  • Уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения
  • Принимать право ребенка на ошибку
  • Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка
  • Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Теоретические аспекты способностей и деятельности

Автор: Подобина Анна Игоревна

Дата: 16.02.2023

Номер свидетельства: 625846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Теоретические аспекты учебной игры"
    ["seo_title"] => string(43) "tieorietichieskiie-aspiekty-uchiebnoi-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "297260"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456158174"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) ""Создании условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея""
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanii_uslovii_dlia_razvitiia_lichnosti_putiom_vkliucheniia_eio_v_mnogoobraznu"
    ["file_id"] => string(6) "616849"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667812043"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Декоративно – прикладное творчество как средство формирования художественных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"
    ["seo_title"] => string(80) "dekorativno_prikladnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo_formirovaniia_khudozhestvennykh_"
    ["file_id"] => string(6) "490242"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544545754"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Педагогический совет «Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность» "
    ["seo_title"] => string(140) "piedaghoghichieskii-soviet-soviershienstvovaniie-piedaghoghichieskogho-mastierstva-uchitieliei-chieriez-samoobrazovatiel-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "116723"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412599541"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства