Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию общих способностей. Так что же такое способности?
СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ — предпосылки и результат разностороннего развития личности. Они включают способности к пониманию, запоминанию, умения читать, считать, писать и т.д. То есть общие способности — это такие способности, которые лежат в основе любой деятельности человека. Высокий уровень способностей необходим для успешной жизнедеятельности. Их развитие осуществляется в различных видах деятельности, что надо знать и учитывать при её организации: регулярно меняя эти виды, разумно сочетать умственную и практическую работу развиваются отдельно от др. при помощи специальных упражнений. Способности разделяют на первичные и вторичные: и те и др. развиваются и могут достигать высокого уровня зрелости. Способность. часто обозначают термином «одарённость»
«Человек имеет только то, что он сам приобрёл. Все здоровые люди имеют от природы «общие человеческие способности». Из этого вытекает необходимость общего для всех первоначального воспитания и образования»
СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ ПЕРВИЧНЫЕ — внимание, воображение, память, мышление и речь. Синоним: элементарные способности.
СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ ВТОРИЧНЫЕ — способность логически рассуждать и точно определять понятие, совершать сложные умственные действия в прямом и обратном порядке, тонкие и точные координированные действия руками, умение видеть мир в образах и манипулировать ими, отражать мир в системе понятий, приспосабливаться к разным людям и ситуациям, оказывать влияние на людей, добиваться взаимопонимания и др.
«Человек от природы наделён общими способностями. Природа не могла позволить себе роскоши закладывать специальные способности для каждого вида деятельности (или хотя бы для некоторых из них). Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности». Способности — индивидуальные способности человека, которые являются условием успешного выполнения одной из нескольких деятельностей. Качественно своеобразное сочетание, обеспечивающее человеку возможность успешного выполнения деятельности Познавательные процессы
По мере того, как младший школьник овладевает учебной деятельностью, у него пробуждаются и формируются новые важные качества. Решая учебные задачи, школьник встает перед необходимостью предусмотреть результаты своих действий, спланировать их порядок, наметить средства, которыми можно добиться цели. Это становится возможным с развитием способности к планированию и выполнению действий во внутрен нем плане.
Далее в ходе учения постоянно требуется умение анализировать собственные действия, оценивать их: успешны ли они были, уда лось ли с их помощью решить поставлен ную задачу, достичь цели? Такое умение особенно важно для школьника. Оно лежит в основе формирования рефлек сии, «обращенности на себя» — одного из важнейших качеств, без которых невозмож но теоретическое мышление.
Развитие произвольности, внутреннего пла на действий и рефлексии — всего того, что психологи называют новообразованиями младшего школьного возраста, — как бы новым светом освещает основные психиче ские процессы ребенка: его восприятие и внимание, воображение, память, мышление. Развитие этих психических процессов прохо дит под знаком роста их произвольности, управляемости, осознанности.
Восприятии. Ко времени поступления в школу восприятие ребенка, как правило, достигает достаточно высокого развития. У него сформировалась необходимая острота зрения и слуха, он неплохо разбирается в оттенках цвета, различает звуки речи (фонетический слух), а также высоту звуков (слух звуковысотный), у него хорошее ося зание. Однако, узнавая и называя форму и цвет, дети, как правило, не выделяют конкретные особенности данной формы, дан ного цвета. Восприятие первоклассников недостаточно дифференцированно, у детей еще отсутствуют средства анализа воспри нимаемого.
Когда ребенок начинает учиться, его вос приятие неизбежно должно стать более орга низованным. Вот учитель ставит перед деть ми вопрос: «Сколько углов у этой фигуры?» Материал для ответа доставляет восприя тие; надо увидеть в фигуре именно углы, — значит, восприятие должно стать целена правленнымНо учитель ведь не просто за дает вопросы, он показывает детям приемы организации восприятия: в каком порядке осмотреть предмет (или прослушать, или ощупать), как зафиксировать то, что удалось выявить, в рассказе, в рисунке, в схеме.
Разнообразные учебные задания требуют от школьника, чтобы он мог дать о воспри нимаемом развернутый отчет по опреде ленному плану, мог ответить на один или несколько вопросов. Но «систематическое планомерное восприятие, служащее решению определенного вопроса, — писал видный советский педагог П. П. Блонский, — и есть наблюдение». Наблюдение — это та новая форма восприятия, которая развивается тог да, когда ребенок включается в учебу и в которой восприятие неразрывно связано с другими познавательными процессами — вниманием и мышлением.
Внимание требует внимания
Развитие наблюдательности. Нередко прихо дится сталкиваться с тем, что у детей нет четких представ лений даже о тех самых обычных пред-
метах, с которыми они сталкиваются по вседневно.
Обогащение словарного запаса ребенка способствует развитию его познавательной деятельности. Овладение словами, обозна чающими свойства одного предмета, позво ляет детям подметить такие же свойства и у других предметов; так расширяется кру гозор детей. Вот почему важно, чтобы роди тели помогали ребенку пополнять его сло варь новыми словами — простыми и точ ными, всесторонне характеризующими раз личные предметы и явления.
В вседневной жизни мы широко пользуемся такими понятиями, как «одинаковые», «похожие», «непохожие», «лучше», «хуже», «больше», «меньше».Этими словами подчеркиваются определен ные отношения между предметами, явле ниями, людьми, отношения, которые обна руживаются при их сравнении.
«Сравнение есть основа всякого понима ния и всякого мышления, — писал К. Д. Ушинский. — Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представлялся какой-нибудь предмет, ко торого мы не могли бы ни к чему прирав нять и не от чего отличить, если бы такой предмет был возможен, то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова».
Основное условие сравнения — сопостав ление предметов.
В школьном возрасте происходят значительные сдвиги в развитии внимания. Понятно, что та кое непроизвольное внимание, зависящее главным образом от непосредственных ин тересов ребенка, в значительной мере связа но с наглядностью и конкретностью материа ла, его яркостью, с тем, насколько он затра гивает эмоциональную сферу.
Однако с первых же дней школьной жиз ни ребенок вынужден заниматься тем, что не вызывает непосредственного интереса и что требует произвольного внимания.
Помните: ребенок успешнее справится с достаточно сложным заданием, требующим применения разнообразных приемов и способов работы, чем с простыми, но одно образными заданиями.
В школьном возрасте развивается и существенно обогащается воображение де тей; этому способствует учение, самостоятель ное чтение, расширение отношений с това рищами и взрослыми.
Учась, дети получают значительное ко личество сведений в виде текста, схемы, кар тины или макета. Чтобы усвоить эти сведе ния, ребенку приходится по этому тексту и по этой схеме воссоздать для себя живой об лик действительности. Так задается работа воображению.
Развитие воображения происходит в тес ной связи с другими познавательными про цессами, и в первую очередь с восприятием и мышлением — ведь воображение ставится на службу решения именно познавательных задач
Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня.
Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (человек за поминает не все в равной степени, а по пре имуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а формирование интереса к знаниям, к от дельным учебным предметам, развитие поло жительного отношения к ним.
В учении становится очевидной связь па мяти и мышления. Надо не просто загру зить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в лю бой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запо миная, понимать, что к чему
Па мять — это не готовая способность. Как и лю бой другой психический процесс, она фор мируется при жизни.
Память слагается из трех процессов: запоминания, сохране ния (или забывания) и воспроизведения.
Прежде всего — осмысление. Таким образом, первая задача памяти — это собственно мыс лительная задача.
Итак, чтобы управлять своей памятью, чтобы сделать ее безотказным оружием, по могающим в работе, необходимо настойчи во развивать, формировать память, а не от носиться к ней как к врожденной и неиз менной способности.
Мышление. В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. П. П. Блонский подчеркивал: «Мышление — та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. Ни в ощущении, ни в мнеми-ческих способностях нет такой огромной разницы между ребенком 6—7 лет и юно шей 17—18 лет, какая существует в их мышлении».
В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий (действия «в уме») и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия). Растут умственные способности ребенка.
Нельзя судить о способностях ребенка, не приглядевшись, каковы же его интересы. Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребенок способен получить среднее образование, овладеть материалом школьной про граммы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты учебной игры»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИГРЫ
Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию общих способностей. Так что же такое способности?
СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ — предпосылки и результат разностороннего развития личности. Они включают способности к пониманию, запоминанию, умения читать, считать, писать и т.д. То есть общие способности — это такие способности, которые лежат в основе любой деятельности человека. Высокий уровень способностей необходим для успешной жизнедеятельности. Их развитие осуществляется в различных видах деятельности, что надо знать и учитывать при её организации: регулярно меняя эти виды, разумно сочетать умственную и практическую работу развиваются отдельно от др. при помощи специальных упражнений. Способности разделяют на первичные и вторичные: и те и др. развиваются и могут достигать высокого уровня зрелости. Способность. часто обозначают термином «одарённость»
«Человек имеет только то, что он сам приобрёл. Все здоровые люди имеют от природы «общие человеческие способности». Из этого вытекает необходимость общего для всех первоначального воспитания и образования»
СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ ПЕРВИЧНЫЕ — внимание, воображение, память, мышление и речь. Синоним: элементарные способности.
СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ ВТОРИЧНЫЕ — способность логически рассуждать и точно определять понятие, совершать сложные умственные действия в прямом и обратном порядке, тонкие и точные координированные действия руками, умение видеть мир в образах и манипулировать ими, отражать мир в системе понятий, приспосабливаться к разным людям и ситуациям, оказывать влияние на людей, добиваться взаимопонимания и др.
«Человек от природы наделён общими способностями. Природа не могла позволить себе роскоши закладывать специальные способности для каждого вида деятельности (или хотя бы для некоторых из них). Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности». Способности — индивидуальные способности человека, которые являются условием успешного выполнения одной из нескольких деятельностей. Качественно своеобразное сочетание, обеспечивающее человеку возможность успешного выполнения деятельности Познавательные процессы
По мере того, как младший школьник овладевает учебной деятельностью, у него пробуждаются и формируются новые важные качества . Решая учебные задачи, школьник встает перед необходимостью предусмотреть результаты своих действий, спланировать их порядок, наметить средства, которыми можно добиться цели. Это становится возможным с развитием способности к планированию и выполнению действий во внутрен нем плане.
Далее в ходе учения постоянно требуется умение анализировать собственные действия, оценивать их: успешны ли они были, уда лось ли с их помощью решить поставлен ную задачу, достичь цели? Такое умение особенно важно для школьника. Оно лежит в основе формирования рефлек сии, «обращенности на себя» — одного из важнейших качеств, без которых невозмож но теоретическое мышление.
Развитие произвольности, внутреннего пла на действий и рефлексии — всего того, что психологи называют новообразованиями младшего школьного возраста, — как бы новым светом освещает основные психиче ские процессы ребенка: его восприятие и внимание, воображение, память, мышление. Развитие этих психических процессов прохо дит под знаком роста их произвольности, управляемости, осознанности.
Восприятии. Ко времени поступления в школу восприятие ребенка, как правило, достигает достаточно высокого развития. У него сформировалась необходимая острота зрения и слуха, он неплохо разбирается в оттенках цвета, различает звуки речи (фонетический слух), а также высоту звуков (слух звуковысотный), у него хорошее ося зание. Однако, узнавая и называя форму и цвет, дети, как правило, не выделяют конкретные особенности данной формы, дан ного цвета. Восприятие первоклассников недостаточно дифференцированно, у детей еще отсутствуют средства анализа воспри нимаемого.
Когда ребенок начинает учиться, его вос приятие неизбежно должно стать более орга низованным. Вот учитель ставит перед деть ми вопрос: «Сколько углов у этой фигуры?» Материал для ответа доставляет восприя тие; надо увидеть в фигуре именно углы, — значит, восприятие должно стать целена правленнымНо учитель ведь не просто за дает вопросы, он показывает детям приемы организации восприятия: в каком порядке осмотреть предмет (или прослушать, или ощупать), как зафиксировать то, что удалось выявить, в рассказе, в рисунке, в схеме.
Разнообразные учебные задания требуют от школьника, чтобы он мог дать о воспри нимаемом развернутый отчет по опреде ленному плану, мог ответить на один или несколько вопросов. Но «систематическое планомерное восприятие, служащее решению определенного вопроса, — писал видный советский педагог П. П. Блонский, — и есть наблюдение». Наблюдение — это та новая форма восприятия, которая развивается тог да, когда ребенок включается в учебу и в которой восприятие неразрывно связано с другими познавательными процессами — вниманием и мышлением.
Внимание требует внимания
Развитие наблюдательности. Нередко прихо дится сталкиваться с тем, что у детей нет четких представ лений даже о тех самых обычных пред-
метах, с которыми они сталкиваются по вседневно.
Обогащение словарного запаса ребенка способствует развитию его познавательной деятельности. Овладение словами, обозна чающими свойства одного предмета, позво ляет детям подметить такие же свойства и у других предметов; так расширяется кру гозор детей. Вот почему важно, чтобы роди тели помогали ребенку пополнять его сло варь новыми словами — простыми и точ ными, всесторонне характеризующими раз личные предметы и явления.
В вседневной жизни мы широко пользуемся такими понятиями, как «одинаковые», «похожие», «непохожие», «лучше», «хуже», «больше», «меньше»...Этими словами подчеркиваются определен ные отношения между предметами, явле ниями, людьми, отношения, которые обна руживаются при их сравнении.
«Сравнение есть основа всякого понима ния и всякого мышления, — писал К. Д. Ушинский. — Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представлялся какой-нибудь предмет, ко торого мы не могли бы ни к чему прирав нять и не от чего отличить, если бы такой предмет был возможен, то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова»..
Основное условие сравнения — сопостав ление предметов.
В школьном возрасте происходят значительные сдвиги в развитии внимания. Понятно, что та кое непроизвольное внимание, зависящее главным образом от непосредственных ин тересов ребенка, в значительной мере связа но с наглядностью и конкретностью материа ла, его яркостью, с тем, насколько он затра гивает эмоциональную сферу.
Однако с первых же дней школьной жиз ни ребенок вынужден заниматься тем, что не вызывает непосредственного интереса и что требует произвольного внимания.
Помните: ребенок успешнее справится с достаточно сложным заданием, требующим применения разнообразных приемов и способов работы, чем с простыми, но одно образными заданиями.
В школьном возрасте развивается и существенно обогащается воображение де тей; этому способствует учение, самостоятель ное чтение, расширение отношений с това рищами и взрослыми.
Учась, дети получают значительное ко личество сведений в виде текста, схемы, кар тины или макета. Чтобы усвоить эти сведе ния, ребенку приходится по этому тексту и по этой схеме воссоздать для себя живой об лик действительности. Так задается работа воображению.
Развитие воображения происходит в тес ной связи с другими познавательными про цессами, и в первую очередь с восприятием и мышлением — ведь воображение ставится на службу решения именно познавательных задач
Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня.
Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (человек за поминает не все в равной степени, а по пре имуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а формирование интереса к знаниям, к от дельным учебным предметам, развитие поло жительного отношения к ним.
В учении становится очевидной связь па мяти и мышления. Надо не просто загру зить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в лю бой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запо миная, понимать, что к чему
Па мять — это не готовая способность. Как и лю бой другой психический процесс, она фор мируется при жизни.
Память слагается из трех процессов: запоминания, сохране ния (или забывания) и воспроизведения.
Прежде всего — осмысление. Таким образом, первая задача памяти — это собственно мыс лительная задача.
Итак, чтобы управлять своей памятью, чтобы сделать ее безотказным оружием, по могающим в работе, необходимо настойчи во развивать, формировать память, а не от носиться к ней как к врожденной и неиз менной способности.
Мышление. В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. П. П. Блонский подчеркивал: «Мышление — та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. Ни в ощущении, ни в мнеми-ческих способностях нет такой огромной разницы между ребенком 6—7 лет и юно шей 17—18 лет, какая существует в их мышлении».
В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий (действия «в уме») и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия). Растут умственные способности ребенка.
Нельзя судить о способностях ребенка, не приглядевшись, каковы же его интересы. Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребенок способен получить среднее образование, овладеть материалом школьной про граммы.