kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Декоративно – прикладное творчество как средство формирования художественных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Декоративно – прикладное творчество как средство формирования художественных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Декоративно – прикладное  искусство было и остаётся актуальным в современной культуре благодаря своим историческим корням и богатому опыту прошлых поколений. Труднейшие задачи в области эстетического воспитания по становлению художественного вкуса, расширению  духовных потребностей  и художественных представлений,  развитию у подрастающего поколения воображения, а также приобретение навыков оценки произведений искусства,  решаются освоением  художественно – творческой  деятельности и путём получения новых знаний о видах декоративно – прикладного  искусства. 

Не одно поколение великих педагогов и философов, начиная с античности, изучали вопросы о творчестве  и его месте в формировании и воспитании личности. Многие теоретические аспекты о развитии художественных способностей нашли признание и отражение в их трудах.

В результате, были выявлены и общепризнанны закономерности и особенности формирования творческих способностей у детей разного возраста. Научные работы Т. Я. Шпикаловой, И. Я. Богуславской, П. Г. Богатырёва, Г. К. Вагнер,  В. П. Зинченко,  Л. С. Выготского, В. С. Кузина и др. раскрывают эстетический, искусствоведческий,  нравственный и  социальный аспект народного искусства в развитии и воспитании подрастающего поколения.

Во многих диссертациях рассмотрены проблемы формирования творческих способностей, воспитание чувства патриотизма, повышение ответственности за сохранение традиций  народного  искусства.  Нужно и можно вызвать желание у школьников приобщиться к творчеству путём создания подобных работ, имея перед глазами лучшие образцы предметов ДПИ.

Неисчерпаемым источником для вдохновения и совершенствования чувства прекрасного, для формирования положительных  качеств личности  служит декоративная деятельность. Используемые на уроках предметы, созданные профессиональными художниками, вносят красоту в материальный мир, организуют вокруг детей среду, которая помогает и позволяет учитывать во время творческой деятельности, вызванные различными условиями воспитания и жизни, способности и отличия личности, её темперамент и психологические особенности, развивают вкус.

В процессе урока появляется способность к анализу, наблюдению, развивается память и внимание. Дети учатся воспринимать всесторонне и менее поверхностно учебный материал и окружающие его явления.

Педагогу очень важно с помощью грамотных приёмов и способов  организовать и включить школьников в творческую деятельность так, чтобы увлечённость   процессом была максимальной и интерес к нему не угасали долгое время.

Одна из основных целей этих занятий – развитие  художественных способностей учащихся на уроках по изобразительному творчеству. На сегодняшний день часто проблемой учителей становится то, что учащихся в общей массе трудно заинтересовать на преподаваемом предмете, тяжело заставить их поразмыслить над предложенной темой, поэтому приходится искать новые средства освоения практической темы и  поддержания интереса к предмету. Актуальным выглядит внедрение в стандартную программу по изобразительному творчеству учебного блока с уклоном на дополнительное изучение материала средствами прикладного искусства.

Новые средства, например, объекты  декоративно – прикладного  искусства в совокупности с тематическими беседами, призваны стимулировать интерес и в определенной степени дополнить занятия по развитию художественных способностей учащихся на уроках по изобразительному творчеству. Занятия с использованием декоративно – прикладного  стимула, дополняют визуальный ряд предоставляемый педагогом на уроке и ориентируют учеников на развитие умения создавать яркий выразительный образ на заданную тему.

Дополнение рабочей программы по изобразительному творчеству тематическими беседами, наглядным иллюстративным материалом в декоративно – прикладной технике позволяет учащимся более активно включаться в практическую работу, с большим интересом относиться к занятиям и получать дополнительные знания по истории декоративно – прикладного искусства.

Рассматривая роль ДПИ в формировании художественных способностей учащихся, мы выяснили, что роль народного творчества в становлении детской творческой деятельности стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Более ценный, для художественного восприятия материал, чем работы профессиональных художников прикладников, трудно себе представить. Эмоции и  впечатления, полученные школьниками от восприятия красочных образцов декоративно – прикладного творчества, они с удовольствием  отражают в своей изобразительной деятельности. Впоследствии, это пробуждает к жизни их художественные способности, позволяет взглянуть по новому на уже знакомые для них вещи и  открывает для детей новые перспективы в их развитии.

Например, при изучении прикладного искусства скифов, особенно знаменитого скифского «звериного» стиля, выяснилось, что эта тема прекрасно подходит в качестве исторического примера создания яркого художественного образа. Так как любой ребёнок с самого раннего детства проявляет интерес к животным, которые его окружают, и в природе маленького человека заложено стремление выплёскивать свои эмоции, чувства и впечатления от жизни в изобразительном творчестве (в самой доступной для него форме). Яркие работы художников – прикладников, изображающих животных, птиц,  органично и естественно,  дополняющих свои стилизованные композиции растительными и геометрическими орнаментами – великолепное, многогранное, культурное  наследие нашего многонационального народа. «Отшлифованные» тысячелетиями образы, обладающие лаконичностью и цельностью форм, гармоничным подбором цвета никогда не оставят равнодушными.  Дети чутко воспринимают понятное для них, декоративное искусство древних народов,  понимая и воспринимая его в качестве образцов для подражания.

Мировоззрение древних людей отличается любовью ко всему живому, гармоничным существованием с живой природой.  Скифский «звериный» стиль, появившийся на заре зарождения декоративно – прикладного искусства, несёт в себе непосредственное, почти детское отношение к жизни. За кажущейся простотой образов, стоит талант и способности древних художников к стилизованному изображению, к грамотному отношению в использовании свойств материалов и талант к декорированию.  В связи с этим, демонстрация изображений животных древних скифских мастеров  и переход к более современным работам художников, работающих в анималистическом жанре, позволит вызвать наиболее яркий эмоциональный отклик на уроке у детей и желание изобразить своего «зверя» и выразить своё отношение к животным даже в не одной, а в нескольких работах.

Луговская Е.Ю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Луговская Екатерина Юрьевна

Дата: 11.12.2018

Номер свидетельства: 490242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "163127"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422447698"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по изобразительному искусству.   6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "163130"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448117"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по изобразительному искусству. "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1"
    ["file_id"] => string(6) "163134"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448376"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по изобразительному искусству  5 – 7  классы "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "186863"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426427907"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему: " Этно-культурное воспитание школьников". Изобразительное искусство. "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-etno-kul-turnoie-vospitaniie-shkol-nikov-izobrazitiel-noie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "149855"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420353465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства