Декоративно – прикладное творчество как средство формирования художественных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Декоративно – прикладное искусство было и остаётся актуальным в современной культуре благодаря своим историческим корням и богатому опыту прошлых поколений. Труднейшие задачи в области эстетического воспитания по становлению художественного вкуса, расширению духовных потребностей и художественных представлений, развитию у подрастающего поколения воображения, а также приобретение навыков оценки произведений искусства, решаются освоением художественно – творческой деятельности и путём получения новых знаний о видах декоративно – прикладного искусства.
Не одно поколение великих педагогов и философов, начиная с античности, изучали вопросы о творчестве и его месте в формировании и воспитании личности. Многие теоретические аспекты о развитии художественных способностей нашли признание и отражение в их трудах.
В результате, были выявлены и общепризнанны закономерности и особенности формирования творческих способностей у детей разного возраста. Научные работы Т. Я. Шпикаловой, И. Я. Богуславской, П. Г. Богатырёва, Г. К. Вагнер, В. П. Зинченко, Л. С. Выготского, В. С. Кузина и др. раскрывают эстетический, искусствоведческий, нравственный и социальный аспект народного искусства в развитии и воспитании подрастающего поколения.
Во многих диссертациях рассмотрены проблемы формирования творческих способностей, воспитание чувства патриотизма, повышение ответственности за сохранение традиций народного искусства. Нужно и можно вызвать желание у школьников приобщиться к творчеству путём создания подобных работ, имея перед глазами лучшие образцы предметов ДПИ.
Неисчерпаемым источником для вдохновения и совершенствования чувства прекрасного, для формирования положительных качеств личности служит декоративная деятельность. Используемые на уроках предметы, созданные профессиональными художниками, вносят красоту в материальный мир, организуют вокруг детей среду, которая помогает и позволяет учитывать во время творческой деятельности, вызванные различными условиями воспитания и жизни, способности и отличия личности, её темперамент и психологические особенности, развивают вкус.
В процессе урока появляется способность к анализу, наблюдению, развивается память и внимание. Дети учатся воспринимать всесторонне и менее поверхностно учебный материал и окружающие его явления.
Педагогу очень важно с помощью грамотных приёмов и способов организовать и включить школьников в творческую деятельность так, чтобы увлечённость процессом была максимальной и интерес к нему не угасали долгое время.
Одна из основных целей этих занятий – развитие художественных способностей учащихся на уроках по изобразительному творчеству. На сегодняшний день часто проблемой учителей становится то, что учащихся в общей массе трудно заинтересовать на преподаваемом предмете, тяжело заставить их поразмыслить над предложенной темой, поэтому приходится искать новые средства освоения практической темы и поддержания интереса к предмету. Актуальным выглядит внедрение в стандартную программу по изобразительному творчеству учебного блока с уклоном на дополнительное изучение материала средствами прикладного искусства.
Новые средства, например, объекты декоративно – прикладного искусства в совокупности с тематическими беседами, призваны стимулировать интерес и в определенной степени дополнить занятия по развитию художественных способностей учащихся на уроках по изобразительному творчеству. Занятия с использованием декоративно – прикладного стимула, дополняют визуальный ряд предоставляемый педагогом на уроке и ориентируют учеников на развитие умения создавать яркий выразительный образ на заданную тему.
Дополнение рабочей программы по изобразительному творчеству тематическими беседами, наглядным иллюстративным материалом в декоративно – прикладной технике позволяет учащимся более активно включаться в практическую работу, с большим интересом относиться к занятиям и получать дополнительные знания по истории декоративно – прикладного искусства.
Рассматривая роль ДПИ в формировании художественных способностей учащихся, мы выяснили, что роль народного творчества в становлении детской творческой деятельности стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Более ценный, для художественного восприятия материал, чем работы профессиональных художников прикладников, трудно себе представить. Эмоции и впечатления, полученные школьниками от восприятия красочных образцов декоративно – прикладного творчества, они с удовольствием отражают в своей изобразительной деятельности. Впоследствии, это пробуждает к жизни их художественные способности, позволяет взглянуть по новому на уже знакомые для них вещи и открывает для детей новые перспективы в их развитии.
Например, при изучении прикладного искусства скифов, особенно знаменитого скифского «звериного» стиля, выяснилось, что эта тема прекрасно подходит в качестве исторического примера создания яркого художественного образа. Так как любой ребёнок с самого раннего детства проявляет интерес к животным, которые его окружают, и в природе маленького человека заложено стремление выплёскивать свои эмоции, чувства и впечатления от жизни в изобразительном творчестве (в самой доступной для него форме). Яркие работы художников – прикладников, изображающих животных, птиц, органично и естественно, дополняющих свои стилизованные композиции растительными и геометрическими орнаментами – великолепное, многогранное, культурное наследие нашего многонационального народа. «Отшлифованные» тысячелетиями образы, обладающие лаконичностью и цельностью форм, гармоничным подбором цвета никогда не оставят равнодушными. Дети чутко воспринимают понятное для них, декоративное искусство древних народов, понимая и воспринимая его в качестве образцов для подражания.
Мировоззрение древних людей отличается любовью ко всему живому, гармоничным существованием с живой природой. Скифский «звериный» стиль, появившийся на заре зарождения декоративно – прикладного искусства, несёт в себе непосредственное, почти детское отношение к жизни. За кажущейся простотой образов, стоит талант и способности древних художников к стилизованному изображению, к грамотному отношению в использовании свойств материалов и талант к декорированию. В связи с этим, демонстрация изображений животных древних скифских мастеров и переход к более современным работам художников, работающих в анималистическом жанре, позволит вызвать наиболее яркий эмоциональный отклик на уроке у детей и желание изобразить своего «зверя» и выразить своё отношение к животным даже в не одной, а в нескольких работах.
Луговская Е.Ю.