kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Создании условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейная педагогика. Определение понятия,

история, формы работы, перспективы развития.

В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для российских специалистов понятия «музейная педагогика».

Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в 1980-90-ые годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в МП черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом, МП по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу- с педагогикой и шире- с психологией. Подобно общей педагогике, МП не только обобщает опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно- педагогические программы. В силу своего междисциплинарного характера МП как научная дисциплина, прежде всего, оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин - например, «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация», «воспитание», «дидактика», «музейное образование», «музейный педагог», «визуальное мышление». Войдя в понятийный аппарат музейной педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые акценты.

II. История. Формы работы. Практическая культурно-образовательная деятельность музеев. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. Перспективы развития.

1. История.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя.

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного педагога). Как особая область знаний и исследований музейной педагогики начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации, благодаря чему работа с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная. Большой вклад в развитие музейной педагогики на втором этапе внесли немецкоязычные страны, где появляется ряд музейно-педагогических центров:

• Рабочая группа музейной педагогики (первоначально «Музейная школа» в Восточном Берлине (1963) с собственным печатным органом «Школа и музей в единой образовательной системе ГДР»;

• Внешняя служба государственных музеев Прусского культурного наследия в Западном Берлине(1961);

• Внешняя служба Кельнских музеев(1965);

• Художественно-педагогический центр Германского

национального музея в Нюрнберге(1965);

• Музейно-педагогический центр в Мюнхене(1971), который издает журнал "Школа и музей" и другие.

Деятельность центров, которая имела в целом практический характер, привела все же к активизации научных исследований, что и обусловило появление впоследствии новой науки. Для формирования представления о предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное значение имела состоявшаяся в 1970-1980 годах дискуссия, в которой приняли участие ведущие западногерманские музееведы Р.Ромедер, А.Кунц, В. Клаузевиц и другие. Ее основным итогом стали расширительная трактовка МП и осознание ее связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской работой музеев. Все же исследования этого периода обнаружили разобщенность в понимании сущности и дефиниций музейной педагогики, свидетельствующую о том, что ее можно рассматривать как формирующуюся научную дисциплину.

Краткий экскурс в музейную педагогику Германии показал, что эволюция этого понятия такова: от обозначения определенного вида деятельности до названия научной дисциплины.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Аврам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Ее выделение в относительно самостоятельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев и повышения ее качественного уровня, в частности, на основе достижений смежных наук. Для разработки музейной педагогики имелись серьезные исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейная педагогика начала формироваться в конце XIX- начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников в русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, В. Коховский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров, Ф. И. Шмит, Н. Д. Бартрам, А.У. Зеленко), а также в целостной системе эстетического воспитания в художественных музеях, созданной А.В. Бакушинским и его последователями. В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.

2. Формы работы.

Одновременно для исследований 1980-1990-х годов характерны попытки связать проблемы музейной педагогики с теми глобальными изменениями, которые происходили в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объема зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, переставшего замечать то, что могло произвести впечатление на его родителей. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с этими переменами. Поэтому центральным для музейной педагогики этого периода становится понятие музейной культуры посетителя, трактуемое как степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея (осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде). В широком смысле музейная культура - это наличие у человека музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. Во-вторых, на развитие музейной педагогики влияние оказала теория диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой, на смену старому типу монологической культуры идет новый диалогический. В этой социокультурной ситуации музей призван был стать местом культурно- исторического диалога, найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями. В результате развития музейной педагогики обозначилась потребность в появлении особого типа музейного специалиста, способного, как подчеркивает З. Странский, освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте. Выступая в качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист - музейный педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с детьми, осуществляет социально-психологические исследования аудитории.

Таким образом, основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:

1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.

3. Практическая культурно-образовательная деятельность музеев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Создании условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея"»

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы учителя-дефектолога за два учебных года

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы

учителя-дефектолога (олигофренопедагога) Митрачковой М. В.

за 2017-2018; 2018-2019 учебные годы

В 2017-2018 учебном году учителем-дефектологом Митрачковой М. В. была оказана коррекционная помощь 14 детям с ОВЗ:

• с ЗПР – 9 детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет;

• с Интеллектуальными нарушениями (легкими) - 5 детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

В 2018-2019 учебном году учителем-дефектологом Митрачковой М. В. была оказана коррекционная помощь 15 детям с ОВЗ:

• с ЗПР – 11 детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет;

• с Интеллектуальными нарушениями (легкими) - 4 ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Система коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в ГБДОУ детский сад № 83 строится в условиях инклюзивной практики, в соответствии рекомендациями ТМПМК (для каждого ребенка с ОВЗ) и содержанием Основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ ГБДОУ детский сад № 83. Кроме того, по результатам первичной психолого-педагогической диагностики (обследования) учитель-дефектолог пишет индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка с ОВЗ.

Инклюзивным или включающим, называют совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, с их нормативно-развивающимися сверстниками.

Вся коррекционная работа строится с учетом образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, при тесном взаимодействии всех специалистов коррекционно-развивающего обучения : учителя-дефектологаучителя-логопеда, педагога-психолога, а также воспитателей групп комбинированной направленности, музыкальных руководителей и инструктора по физической культуре.

Тесное взаимодействие всех педагогов образовательного учреждения обеспечивается систематической работой ПМПк (консилиума) ГБДОУ детский сад № 83.

Кроме того, всеми педагогами ГБДОУ детский сад № 83 ведется психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ, целью которого является: повышение педагогической компетенции родителей, помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, а также привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане формирования единых подходов воспитания и обучения детей.

Таким образом, преодоление трудностей, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии дошкольников с ОВЗ происходят в системе коррекционно-развивающего обучения.

Индивидуальные комбинированные занятия учителя-дефектолога проводятся с каждым ребенком 3 раза в неделю, по 10 - 15 – 20 – 25 – 30 минут, время каждого занятия зависит от возраста (по СанПиН 2.4.1.3049-13) и индивидуальных возможностей каждого из детей.

Комбинированное занятие – это сочетание различных видов деятельности и нескольких дидактических задач в одном занятии, например, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики и первоначальных графических навыков (в различных сочетаниях, в соответствии с содержанием Рабочей программы учителя-дефектолога.

Рабочая программа строится с учетом содержания Основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ ГБДОУ детский сад № 83, обязательно учитывает результаты первичной психолого-педагогической диагностики (обследования) детей с ОВЗ, индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, а также рекомендации учебно-методических пособий по специальной (коррекционной) педагогике и психологии.

Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ - диагностика нарушенного развития, проводится учителем-дефектологом два раза в год (первичная – сентябрь и итоговая – май) и определяет направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности, возможный уровень образования, указывает основные направления коррекционно-развивающего обучениято есть психолого-педагогическая диагностика нарушенного развития является дифференциальной прогностической и включает в себя три этапа:

Первый этап получил название скрининг (от англ. - просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины;

Второй этап - дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа - определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка;

Третий этап - феноменологический. Его цель - выявление индивидуальных особенностей ребенка, т. е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатывается стратегия индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Все данные, полученные в ходе психолого - педагогической диагностики заносятся в Протоколы обследования и оцениваются по 4-х бальной шкале, с целью определения динамики развития при соотнесении показателей в начале и в конце учебного года.

Протоколы обследования составляются учителем-дефектологом в соответствии с содержанием психолого-педагогической диагностики для детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста (см. перечень методической литературы по теме в Таблице 1).

Выполнение всех заданий ребенком, оценивается по четырех бальной шкале, с учетом содержания и качества деятельности ребенка:

1 балл - ребенок, после обучения, с помощью педагога, не может выполнить задание, ответить на вопрос, отказывается от выполнения задания и др., задание недоступно – (навык не сформирован) – низкий уровень

2 балла - ребенок, после обучения, с помощью педагога, правильно выполняет задание, отвечает на вопрос и др. – (навык в стадии формирования) – низкий уровень

3 балла – ребенок с помощью педагога, выполняет задание, отвечает на вопрос и др. – (навык недостаточно сформирован) – средний уровень

4 балла - ребенок самостоятельно, правильно выполняет задание, отвечает на вопрос и др. – (навык сформирован) – высокий уровень.

Основной критерий оценки – правильность и степень самостоятельности выполнения задания ребенком, умение принимать и использовать помощь педагога.

Данная шкала оценок позволяет учителю-дефектологу учитывать принцип динамического характера педагогической диагностики - выявление «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка (по Л. С. Выготскому)

Все оценки (баллы) заносятся в Протоколы обследования и рассчитываются математически (пропорцией) в процентах, по всей группе детей в целом, затем, выстраиваются Диаграммы на начало и конец года.

Положительная динамика в коррекции развития воспитанников с ОВЗ наглядно представлена в Таблице 2. и Таблице 3.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Сатдинова Ляйсан Левкатовна

Дата: 07.11.2022

Номер свидетельства: 616849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства