Педагогический совет «Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность»
Педагогический совет «Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность»
Разработка педагогического совета.
Цель:выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя
Задачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы 2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя 3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога 4. Выработать меры по совершенствованию самообразовательной деятельности педагогов.
Программа педсовета:
1. Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога. (Мурашкина Е.В.)
2. Обсуждение и разработка модели формирования и совершенствования педагогического мастерства педагогов. Презентация материалов продуктивной самообразовательной практики педагогов (Макажанова Е.С., НуркасыноваА.Б.)
3. Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.
4. Подведение итогов работы педсовета, выработка и утверждение постановления педсовета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность» »
Коммунальное государственное учреждение
«Опытнопольская средняя школа»
Глубоковского района Восточно-Казахстанской области
Разработка педагогического совета «Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность»
подготовила
заместитель директора по УР
Мурашкина
Елена Викторовна
г. Усть-Каменогорск 2014
Дата проведения:18 декабря 2013 года 13.00ч
Форма проведения:методический семинар
Эпиграф педсовета:"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)
Цель:выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя
Задачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы 2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя 3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога 4. Выработать меры по совершенствованию самообразовательной деятельности педагогов.
Программа педсовета: 1. Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога. (Мурашкина Е.В.) 2.Обсуждение и разработка модели формирования и совершенствования педагогического мастерства педагогов. Презентация материалов продуктивной самообразовательной практики педагогов (Макажанова Е.С., НуркасыноваА.Б.) 3. Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога. 4. Подведение итогов работы педсовета, выработка и утверждение постановления педсовета.
Ход педсовета: 1.Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Заместитель директора по учебно-методической работе Мурашкина Е.В. "Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся о днообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма. Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить" Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает: - постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин; - изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий; - ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания; В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира". В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод: учитель 21 века - это: - гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; - умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; - умеющий организовать рефлексивную деятельность; - обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. В современных социокультурных условиях все больше распространяется подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства - вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете - способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса. Если процесс образования: - осуществляется добровольно, - осуществляется сознательно, - планируется, управляется и контролируется самим человеком, - необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании. Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Работа в группах
1.Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: - Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. - Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. - Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека. - Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки. - Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем! - Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
2. Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
историческое;
иностранные языки;
политическое;
информационно-коммуникативные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби. В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
3. Определим источники получения знаний:
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
интернет;
видео, аудио;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер - классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
путешествия.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
систематический просмотр определённых телепередач;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
изучение информационно-компьютерных технологий;
посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. 4. Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога. Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. Выявлены факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина: - Недостаток времени; - Состояние здоровья; - Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач; - Недостаточная поддержка со стороны администрации; - Собственная инерция. Чтобы самообразование стало продуктивным, влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление учителя к саморазвитию минимизировать мы не в силах. Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы стимулирующие саморазвитие учителя. К этим факторам можно отнести следующие:
Интерес к работе;
Возрастающая ответственность за результаты труда;
Пример коллег;
Новизна деятельности;
Обучение на курсах;
Пример и влияние администрации;
Организация методической работы;
Возможность получения признания в коллективе.
Продуктивность процесса самообразования Самообразование педагога будет продуктивным, если:
в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;
программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Результат самообразования. Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов;
педагогических разработок;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Самообразовательная работа постепенно может перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. К личности учителя в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога - многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. К.Д.Ушинский отмечал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет этими навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство с субъект - субъектными отношениями.
Педагогам с целью повышения уровня профессиональной компетентности можно рекомендовать памятку. Памятка для педагогов:
Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?
Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие. Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:
уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
уметь не бояться обратной связи от учеников;
уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.
Все учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, педагог организатор занимаются организацией самообразовательной деятельности по следующему алгоритму: 1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям; 2. Разработка плана по самообразованию; 3. Определение источников информации; 4. Изучение теоретических источников; 5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий); 6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов; 7. Подготовка отчета по теме самообразования; 8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности. Можно сделать следующие выводы: 1. Все учителя предметники, классные руководители, воспитатели, педагог психолог, педагог социальный и члены администрации занимаются работой над темами самообразования. 2. Все педагогические работники оформляют необходимую документацию по организации самообразовательной деятельности. Это: индивидуальный работы над темой самообразования на текущий год, анализ за прошлый год, перспективный план самообразовательной деятельности в основном на 3 года, материалы работы над единой методической темой, над индивидуальной темой, изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. 3. У большинства педагогов широко представлены практические наработки по теме самообразования (разработки уроков, дидактический материал, разработки внеклассных мероприятий, классных и информационных часов, факультативов). 4. Неактивно ведется большинством педагогов работа по посещению уроков и внеклассных мероприятий у коллег.
Подведение итогов: 1. Что еще надо добавить в вашу профессиональную деятельность? 2. Каких черт характера не хватает вам для того, чтобы быть успешным педагогом? 3. Какой из жизненных принципов Вам ближе всего и почему? 4. Вы карьерист? В хорошем смысле этого слова? Какой вы видите в будущем свою педагогическую карьеру? 5. Современный учитель - это профессионал или личность? Современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях. 5.Подведение итогов работы педсовета, выработка и утверждение постановления педсовета. Обсуждение и утверждение проекта постановления педсовета. Проект постановления педсовета:
1. С целью повышения профессионального мастерства всем педагогам вести целенаправленную и систематическую работу по самообразованию в соответствии с Положением об организации самообразовательной деятельности педагогов (постоянно, педагоги); 2. Отметить продуктивную самообразовательную деятельность следующих педагогов: Нуркасынова А.Б., Макажанова Е.С.
3. Регулярно анализировать результативность работы педагогов по самообразованию на заседаниях методических объединений, методического совета (постоянно, заместитель директора по УМР, руководители МО);
4. С целью формирования у педагогов исследовательской компетентности и активизации научно-исследовательской деятельности педагогов провести семинар-практикум по развитию исследовательских умений педагогов (2014-2015 учебный год, заместитель директора по учебно-методической работе); 5. С целью развития уровня коммуникативной компетентности педагогов активно использовать такие формы работы как психологические тренинги, семинары-тренинги, конференции, круглые столы (постоянно, педагог психолог, заместитель директора по УМР, заместитель директора по ВР, руководители МО; 6. Активизировать взаимопосещение учителями уроков и внеклассных мероприятий у своих коллег, вести учет посещенных уроков (постоянно, педагоги); 7. С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов учителей (ежегодно, заместитель директора по УМР). Постановление педсовета: 1. Отметить продуктивную самообразовательную деятельность следующих педагогов: Нуркасыновой А.Б., Макажановой Е.С. 2. С целью повышения профессионального мастерства всем педагогам вести целенаправленную и систематическую работу по самообразованию (постоянно, педагоги); 3. Регулярно анализировать результативность работы педагогов по самообразованию на заседаниях методических объединений, методического совета (постоянно, заместитель директора по УМР, руководители МО); 4. С целью формирования у педагогов исследовательской компетентности и активизации научно-исследовательской деятельности педагогов провести семинар-практикум по развитию исследовательских умений педагогов (2013-2014 учебный год, заместитель директора по учебно-методической работе); 5. С целью развития уровня коммуникативной компетентности педагогов активно использовать такие формы работы как психологические тренинги, семинары-тренинги, спецкурсы, конференции, круглые столы (постоянно, педагог психолог, заместитель директора по УМР, заместитель директора по ВР, руководители МО); 6. Активизировать взаимопосещение учителями уроков и внеклассных мероприятий у своих коллег, вести учет посещенных уроков (постоянно, педагоги); 7. С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов учителей (ежегодно, заместитель директора по УМР).
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Составляющие процесса самообразования педагога:
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.
Список использованной литературы
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] М.: Педагогика, 1989. -338с.
2. Дистервег А. Избр. пед. соч. [Текст]М., 1956.- 258с.
4. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] М., 1987.- 123с.
6. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя [Текст] - М., 1990.-250с.
7. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина [Текст] М., 1997.-324с.
8. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.- 2010.-№5.-120с.
9. Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.-С.128-134
10. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.-С.61-62
11.Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2.-С.25-32