Тьюторское сопровождение учащихся в общеобразовательной школе.
Тьюторское сопровождение учащихся в общеобразовательной школе.
С 2015 г мы переходим в старшей школе на Федеральный Государственный образовательный Стандарт, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: одним из которых являются личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение учащихся в общеобразовательной школе. »
Модель тьюторского сопровождения учащихся в общеобразовательной школе
учитель математики МБОУ Грушевская ООШ Киреева Т.А.
Наличие в современной педагогике огромного количества педагогических технологий и их применение предполагают сотрудничество учителя и ученика, которое приносит результат.
Все великие достижения в педагогике появлялись при встрече личности учителя и личности ученика. Построение отношений «учитель - ученик» может рассматриваться как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека.
Построение взаимодействия, сотрудничества в реализации программы образования ученика, искоренение равнодушия в отношениях между учителем и учеником, именно эти основания лежат в основе тьюторства.
Если в системе отношений учителя и ученика нет места для самостоятельного выбора и поиска, то подросток настойчиво ищет точку опоры для выражения своих интересов за пределами школы и семьи.
Актуализация подобных проблем стимулирует поиск новых подходов, включающих средства, обеспечивающие развитие интересов и способностей ребёнка, учёт его индивидуальности и субъектности.
Для достижения этой цели недостаточно формировать, контролировать, оценивать и корректировать знания, умения и навыки. Необходимо развивать познавательную активность, самостоятельность учащихся, отслеживать динамику развития их познавательных интересов.
Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе - педагог, воспитатель или психолог?
Педагог
Психолог
владеет учебным предметом, частной методикой, основами дидактики, но в меньшей степени обладает знаниями в области возрастной и педагогической психологии.
владеет знаниями своей науки, но в меньшей степени знаком с учебным предметом и частными методиками.
проводит свой контроль - с помощью разнообразных тестов, анкет, тренингов.
проводит свой контроль в форме проверочных работ
Зачастую результаты педагогического контроля и психологического тестирования не совпадают и противоречат друг другу. Ребёнку приходится выполнять в течение учебного года большое количество работ, смысл которых ему вряд ли доступен, но которые создают для него стрессовую ситуацию.
для разрешения противоречия между целями и средствами образования необходимо «выращивание» педагога нового типа - педагога-наставника , который опираясь на основные, фундаментальные положения современной теории учебной деятельности, логики и теории построения научного знания, способен построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую выявлять познавательные интересы, сопровождать их развитие, использовать в обучении. Такой педагогической технологией станет тьюторское сопровождение.
В переводе с английского языка tutor означает наставник. Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве; сопровождает процесс формирования личности обучающихся (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее)
Модель организации тьюторского сопровождения школьника
Диагностика: выявление познавательного интереса учащегося (анализ результатов тестирования, наблюдений, бесед, анкетирования и т. п.), либо планирование следующего направления работы.
Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т.п.).
Составление карты поиска: где (в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос?
Выбор базового образовательного модуля (каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?):
Научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование.
Коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах.
Игровой или ролевой – ролевая игра, деловая играю тренинг и т.п.
Собственно «исследование». Нахождение информации по сформулированному вопросу-теме-проблеме.
Использование проектно-исследовательского метода отвечает насущным требованиям к образованию сегодняшнего дня. Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся обогащает практику личностно-ориентированных технологий. Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе, должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Задача учителя - вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы.
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования:
«Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др
«Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций)
Формы тьюторского сопровождения:
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
Групповая тьюторская консультация.
Сфера тьюторской работы направлена на построение на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой) практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
построение временной «растяжки» (мое прошлое — настоящее — будущее); планирование шагов по достижению образа будущего
совместный с тьютором анализ и рефлексия решений и действий подопечного
осознание подопечным неопределенности наличной ситуации, необходимости ее достройки из прошлого и будущего
Этапы взаимодействия
с учащимся:
сохранение независимости от чужих решений
выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и структурами под решение своих задач
процедура «договаривания» с другими о нормах жизни и действия
переформатирование и «переозначивание» своих результатов и целей
Создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий
Работа с текстами по своей тематике. Ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему. Изложение своего взгляда. Отстаивание позиции
Рефлексия познавательной деятельности. Рецензирование работ. Умение вести диалог и спор со слушателями
Поиск в окружающем мире удивительных явлений, сказочных
Виды деятельности учащихся
Составление таблицы-приложения. Выпуск книг и журналов