Модель тьюторского сопровождения учащихся в общеобразовательной школе.
Модель тьюторского сопровождения учащихся в общеобразовательной школе.
С 2015 г мы переходим в старшей школе на Федеральный Государственный образовательный Стандарт, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: одним из которых являются личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель тьюторского сопровождения учащихся в общеобразовательной школе. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грушевская основная общеобразовательная школа
Модель тьюторского сопровождения учащихся в общеобразовательной школе
учитель математики
Киреева Т.А.
2015г
С 2015 г мы переходим в старшей школе на Федеральный Государственный образовательный Стандарт, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: одним из которых являются личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Наличие в современной педагогике огромного количества педагогических технологий и их применение предполагают сотрудничество учителя и ученика, которое приносит результат. Все великие достижения в педагогике появлялись при встрече личности учителя и личности ученика. Построение отношений «учитель - ученик» может рассматриваться как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека. Построение взаимодействия, сотрудничества в реализации программы образования ученика, искоренение равнодушия в отношениях между учителем и учеником, именно эти основания лежат в основе тьюторства.
Интерес к тьюторскому сопровождению исторически обусловлен и вызван актуальными потребностями образовательной практики в сложившихся условиях. Социальные изменения в России имеют демократический характер, что изменило и содержание требований к образованию со стороны родителей, детей и общества.
Если в системе отношений учителя и ученика нет места для самостоятельного выбора и поиска, то подросток настойчиво ищет точку опоры для выражения своих интересов за пределами школы и семьи. Актуализация подобных проблем стимулирует поиск новых подходов, включающих средства, обеспечивающие развитие интересов и способностей ребёнка, учёт его индивидуальности и субъектности.
В последнее время очевиден рост интереса педагогов к школьнику как к объекту воздействия (в системе субъект-объектных отношений), что приводит к учебным трудностям и препятствует развитию познавательных интересов учеников. Даже педагоги, активно создающие гуманистические отношения в школе, нередко ограничиваются лишь обеспечением комфортных условий и атмосферы обучения, но не всегда учитывают сущность ребёнка, его право на реализацию собственных интересов. Освоение педагогами гуманистической парадигмы воспитания, использование технологий личностно-ориентированного образования, развитие собственной профессионально-технологической культуры педагога - сложные процессы. Они идут на фоне обновления системы отечественного образования, сопровождающегося реформаторскими явлениями в педагогической науке и практике.
Внедрению новых подходов к деятельности педагога мешают объективные и субъективные условия. Первые связаны с положением в стране детей и учительства, а субъективные представляют собой отражение неподготовленности педагогов к нововведениям, трудности ломки стереотипов в педагогическом сознании и практической деятельности. Всё же в последние годы в школьном образовании постепенно происходит смена приоритетов, осуществляется переход от абсолютной ценности формирования знаний и умений - к ценностям развития интересов, способностей и ключевых компетенций.
Для достижения этой цели недостаточно формировать, контролировать, оценивать и корректировать знания, умения и навыки. Необходимо развивать познавательную активность, самостоятельность учащихся, отслеживать динамику развития их познавательных интересов. Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе - педагог, воспитатель или психолог? У кого есть реальные механизмы, средства решения поставленных перед современной школой задач? Педагог владеет учебным предметом, частной методикой, основами дидактики, но в меньшей степени обладает знаниями в области возрастной и педагогической психологии. Психолог владеет знаниями своей науки, но в меньшей степени знаком с учебным предметом и частными методиками. Педагог проводит свой контроль в форме проверочных работ, а школьный психолог - с помощью разнообразных тестов, анкет, тренингов.
Зачастую результаты педагогического контроля и психологического тестирования не совпадают и противоречат друг другу. Ребёнку приходится выполнять в течение учебного года большое количество работ, смысл которых ему вряд ли доступен, но которые создают для него стрессовую ситуацию. Педагогический опыт инновационных школ показал, что для разрешения противоречия между целями и средствами образования необходимо «выращивание» педагога нового типа - педагога-наставника, который опираясь на основные, фундаментальные положения современной теории учебной деятельности, логики и теории построения научного знания, способен построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую выявлять познавательные интересы, сопровождать их развитие, использовать в обучении. Такой педагогической технологией станет тьюторское сопровождение.
Под тьюторским сопровождением школьника мы понимаем особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса, способствует формированию учащимся индивидуальной образовательной программы.
Модель организации тьюторского сопровождения школьника
Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося (анализ результатов тестирования, наблюдений, бесед, анкетирования и т. п.), либо планирование следующего направления работы.
Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т.п.).
Составление карты поиска: где (в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос?
Выбор базового образовательного модуля (каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?):
а) Научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование.
b) Коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах.
в) Игровой или ролевой – ролевая игра, деловая играю тренинг и т.п.
Собственно «исследование». Нахождение информации по сформулированномe вопросу-теме-проблеме.
Хочется рассказать о использовании технологии тьюторского сопровождения учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности и создании открытого образовательного пространства для учащихся.
Использование проектно-исследовательского метода отвечает насущным требованиям к образованию сегодняшнего дня. Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся обогащает практику личностно-ориентированных технологий. Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе, должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Задача учителя - вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. Поиск решения поставленной задачи приводит к созданию устойчивых познавательных интересов. В процессе проектно-исследовательской работы проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность: учащимся приходится сравнивать, анализировать, делать выводы. Деятельность учителя по организации проектно-исследовательской деятельности может быть многогранна, но в первую очередь она должна создавать условия для создания открытого образовательного пространства для учащихся.
В современной педагогической науке и практике широко используются понятия открытого и закрытого образовательного пространства обучающегося. Открытые и закрытые образовательные пространства принципиально различны на уровне организации практического педагогического воздействия. Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определенный, известный учителю путь, по которому надо провести ученика, это конкретные методы преподавания, выбранные учителем. Закрытое образовательное пространство возникает из необходимости формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы, так как здесь заранее внешним образом определены и простроены все траектории его обучения и развития. Любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для учащегося возможность обсуждать и выбирать другие варианты его образования, что часто вызывает неприятие со стороны учащихся и их родителей.
Цель открытого образовательного пространства – предоставить ученику множественный выбор образовательных траекторий. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения, позволяет вырабатывать качества ориентации в мире образования и дальнейшей профессиональной деятельности. Помочь учащимся сориентироваться в открытом образовательном пространстве, сделать правильный выбор должен педагог-тьютор.Тьютор реформирует образовательное пространство под задачи индивидуализации образования. Это посредник между разными субъектами образовательного пространства (ученик, учитель, родители и др.)
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования:
«Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
«Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.
Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения:
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
Групповая тьюторская консультация.
Сфера тьюторской работы направлена на построение на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой) практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху. В содержание такой работы тьютора, согласно нашему опыту, входят следующие этапы взаимодействия с учащимся:
осознание подопечным неопределенности наличной ситуации, необходимости ее достройки из прошлого и будущего;
построение временной «растяжки» (мое прошлое — настоящее — будущее); планирование шагов по достижению образа будущего;
сохранение независимости от чужих решений;
совместный с тьютором анализ и рефлексия решений и действий подопечного;
выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и структурами под решение своих задач;
процедура «договаривания» с другими о нормах жизни и действия;
переформатирование и «переозначивание» своих результатов и целей.
Задача тьютора — построить движение подопечного (тьюторанта) в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески-продуктивная задача.
Главным событием в этом подходе (что и есть собственно тьюторская результативная работа) является построение переходов между опробованием, поиском адекватного действия и реализацией (представлением промежуточного продукта). Это — воссоздающий тип работы в образовательном пространстве. Такие ситуации чреваты появлением форм «самости», т.к. творческое, рискованное действие оформляется в общественно-значимый продукт, представляемый взрослому миру. Т.е. все время нарушается равновесие учебной жизни, подопечному неосмысленно жить (быть) только в поле достижений — где все окончательно. Осмысленное отношение подопечного к себе и своим возможностям и есть цель и результат тьюторской работы. Благодаря тьюторскому сопровождению школьники осваивают следующие виды деятельности:
Поиск в окружающем мире удивительных явлений, сказочных образов,примечательных и значимых объектов. Творческая продукция детей — краткое представление интереса. Формирование способа и техники поиска и систематизации материала.
Оформление и формулировка вопросов, обнаруженных фактов, формулировка проблем на основе вопросов.
Создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий.
Работа с текстами по своей тематике. Ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему. Изложение своего взгляда. Отстаивание позиции.
Рефлексия познавательной деятельности. Рецензирование работ. Умение вести диалог и спор со слушателями.
Составление таблицы-приложения. Выпуск книг и журналов.