В настоящее время в современном образовании активно идут процессы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. В работе Н.М. Назаровой это понятие интеграции определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии – обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования».
Под инклюзией В.Р. Шмидт понимает «…процесс вовлечения людей в социально одобряемую деятельность, т.е. такую деятельность, которая обеспечивает, с одной стороны, права, а, с другой, - социальную активность». В свете этой проблемы становится актуальным вопрос максимальной адаптации детей с ОВЗ в условия современной общеобразовательной школы. И не просто адаптации а полного вовлечении и включения особого ребенка в школьную жизнь. Таким образом одной из центральных фигур в процессе инклюзии становится педагог, однако стоит отметить, что не только в общественном сознании, но и в профессиональном педагогическом мышлении ценности инклюзивного образования пока не стали доминирующими. Поэтому, на современном этапе развития общества актуальное значение приобретают личностные формы качеств самого педагога, его ценностные ориентиры. А если педагогу самому трудно принять ребенка с ОВЗ, понять его потребности, его нужды и чаяния, здесь на первый план выступает фигура тьютора.
Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Если быть точным, феномен тьюторства происходит из Великобритании, и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже.
В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как такового не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения такие как Царскосельский лицей, примеры наставничества в воспитании царских особ. Широкого распространения тьютоское сопровождение в Росси не получило. Только в конце ХХ века отечественная педагогика стала проявлять большой интерес к тьюторскому сопровождению образовательного интереса обучающихся.
Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути. Для создания ресурсной карты тьютор использует все имеющиеся возможности окружающей социальной, и культурной среды, руководствуясь основными принципами полноты тьюторского действия: антропологическим, социальным, культурным. И если преподаватель или учитель являются прежде всего трансляторами знаний, то тьютор является помощником для учащегося в эффективном усвоении этих знаний.
В настоящее время в России определены должностные обязанности тьютора общего образования. Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638).
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, сада. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Таким образом, в условиях открытого образовательного пространства тьютор в условиях инклюзии становится держателем культурных основ и традиций тьюторства, которые сформировались еще в средневековой Англии. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду.
Таким образом, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.
Литература.
1. Э. Гордон, Э. Гордон. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск. Изд.дом “ERGO”. (Перевод с английского. Предисловие – Т.М.Ковалева, М.П.Черемных),2008 - 350с.
2. Э.Гордон, Р.Морган и др. Революция в тьюторстве, Ижевск. Изд.дом “ERGO”. (Перевод с английского), 2010 - 332с.
3. Долгова Л.М., Тьюторство в аспекте результативности образования // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. М.
4. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. – 88 с.
5. Ковалева Т.М., Открытое образование и современные тьюторские практики. М.
6. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике//Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1998.- Вып. 3.- С. 262
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии об¬разования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»
8. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании: Учебно-методическое пособие. Московская высшая школа социальных и экономических наук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение инклюзивного образования»
Тьюторское сопровождение инклюзивного образования
В настоящее время в современном образовании активно идут процессы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. В работе Н.М. Назаровой это понятие интеграции определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии – обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования».
Под инклюзией В.Р. Шмидт понимает «…процесс вовлечения людей в социально одобряемую деятельность, т.е. такую деятельность, которая обеспечивает, с одной стороны, права, а, с другой, - социальную активность». В свете этой проблемы становится актуальным вопрос максимальной адаптации детей с ОВЗ в условия современной общеобразовательной школы. И не просто адаптации а полного вовлечении и включения особого ребенка в школьную жизнь. Таким образом одной из центральных фигур в процессе инклюзии становится педагог, однако стоит отметить, что не только в общественном сознании, но и в профессиональном педагогическом мышлении ценности инклюзивного образования пока не стали доминирующими. Поэтому, на современном этапе развития общества актуальное значение приобретают личностные формы качеств самого педагога, его ценностные ориентиры. А если педагогу самому трудно принять ребенка с ОВЗ, понять его потребности, его нужды и чаяния, здесь на первый план выступает фигура тьютора.
Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Если быть точным, феномен тьюторства происходит из Великобритании, и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже.
В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как такового не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения такие как Царскосельский лицей, примеры наставничества в воспитании царских особ. Широкого распространения тьютоское сопровождение в Росси не получило. Только в конце ХХ века отечественная педагогика стала проявлять большой интерес к тьюторскому сопровождению образовательного интереса обучающихся.
Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути. Для создания ресурсной карты тьютор использует все имеющиеся возможности окружающей социальной, и культурной среды, руководствуясь основными принципами полноты тьюторского действия: антропологическим, социальным, культурным. И если преподаватель или учитель являются прежде всего трансляторами знаний, то тьютор является помощником для учащегося в эффективном усвоении этих знаний.
В настоящее время в России определены должностные обязанности тьютора общего образования. Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638).
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, сада. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Таким образом, в условиях открытого образовательного пространства тьютор в условиях инклюзии становится держателем культурных основ и традиций тьюторства, которые сформировались еще в средневековой Англии. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду.
Таким образом, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.
Литература.
1. Э. Гордон, Э. Гордон. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск. Изд.дом “ERGO”. (Перевод с английского. Предисловие – Т.М.Ковалева, М.П.Черемных),2008 - 350с.
2. Э.Гордон, Р.Морган и др. Революция в тьюторстве, Ижевск. Изд.дом “ERGO”. (Перевод с английского), 2010 - 332с.
3. Долгова Л.М., Тьюторство в аспекте результативности образования // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. М.
4. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. – 88 с.
5. Ковалева Т.М., Открытое образование и современные тьюторские практики. М.
6. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике//Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1998.- Вып. 3.- С. 262
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии об¬разования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»
8. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании: Учебно-методическое пособие. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Информационно-аналитический портал Socpolitika.ru.