УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Методическая работа является традиционно сильным аспектом в деятельности данной школы. Постоянное развитие методики обучения, поиск новых форм преподавания во многом позволяют педагогическому составу Сунтарской средней общеобразовательной школы №1 добиваться высоких результатов практически по всем направлениям деятельности. В школе функционирует 6 методических объединений. Генеральная цель работы методических объединений – непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в обучении учащихся в условиях модернизации современного образования, использование новых технологий в обучении.
2. Методы наставничества и обмена опытом.
В школе традиционно используются методы наставничества и обмена опытом. Опытные педагоги берут под кураторство молодых специалистов, передают им свой опыт, педагогическое мастерство. В школе работают творческие мастерские опытных педагогов.
3.Мотивационная работа.
Как показывает многолетний опыт, действенным мотивационным фактором повышения профессиональных качеств педагогического состава является участие в профессиональных конкурсах, профессиональное продвижение лучших учителей.
Систематическое участие в профильных конкурсах федерального, регионального и улусного уровня учителей школы имеет устойчивый положительный результат.
4. Финансовое стимулирование.
С сентября 2007 года Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.П.Павлова одной из первых в Республике Саха (Якутия) стала экспериментально площадкой по внедрению новой системы оплаты труда в рамках КПМО (комплексных проектов модернизации образования). Стимулирующий эффект, позволяющий педагогу искать новые формы обучения, подходить к преподаванию более творчески и ответственно. Таким образом, в Сунтарской СОШ №1 проводится целенаправленная системная работа по профессионализации педагогического состава, эффективно адаптирующая его к современным условиям.
В целях дальнейшего совершенствования кадровой политики Сунтарской средней общеобразовательной школы №1 предлагаем комплекс мероприятий, направленных на интенсификацию процесса профессионализации учителей:
? разработка должностных инструкций для педагогического состава;
? проведение мероприятий, направленных на привлечение молодых специалистов (карьерное продвижение, стажировки, курсы повышения квалификации, предоставление жилья);
? дальнейшее техническое оснащение кабинетов и рабочих мест;
? проведение внутришкольного рейтинга качества преподавания;
? развитие корпоративной культуры, усиление коллективного духа;
? проведение Дня профессионала, включающего распространение педагогического опыта определенного учителя;
? повышение престижа учительской профессии (профориентационная работа среди учеников в целях привлечения местных кадров).
В целях конкретизации данных предложений представляем проект «Школа - базовая образовательная площадка по профессионализации педагогов».
Таблица 3.2 - Описание проекта
Название ОУ МОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.П.Павлова»
Название проекта (проектной идеи) «Школа - базовая образовательная площадка по профессионализации педагогов»
Проблема, на решение которой направлен проект (проектная идея) Модернизация системы образования влечет за собой существенные изменения в практике работы методической службы ОУ.
Становление профессионализма педагогов в рамках существующей методической службы не достигает желаемых результатов. Достижение современного качества образования будет реальным, если педагог станет субъектом своего профессионального развития и своей деятельности. Таким образом, педагога необходимо «обучать в действии», что возможно за счет таких типов работ как тьюторство.
Базовая площадка является новой организационной структурой работы с кадрами в системе повышения квалификации. Она обеспечивает с одной стороны современное качество образования в рамках сопровождения ПО педагогов, с другой – является местом стажировки других тьюторских команд.
Масштабы реализации проекта (класс, школа, район, город, регион, страна) Школа
Описание идеи проекта, включая ключевую область изменений предмет изменений Предназначение базовой площадки определено как создание условий для формирования профессиональных компетентностей педагогов, позволяющих организовывать новые виды деятельности учащихся за счет разворачивания базового процесса сопровождения.
Для этого необходимо:
1) ввести в практику процесс сопровождения профессионального образования и развития педагогов;
2) создать базовую площадку по профессионализации педагогов.
Предмет изменений - способы сопровождения профессионального образования и развития педагогов.
Участники проекта
Функция Роль в проекте
Внешний консультант (1) Консультирует участников проекта
Руководитель проекта,
тьютор-управленец (1) Организует реализацию проекта, обеспечивает образование ТК, мониторинг и экспертизу тьюторской деятельности совместно со специалистами из ИПКРО РС(Я), управляет образованием педагогов.
Руководитель тьюторской команды (1) Организует работу тьюторской команды.
Член тьюторской команды (4) Осуществляет сопровождение по образовательным ступеням, обеспечивает условия становления профессиональной субъектности педагога в рамках его собственного образования.
Предполагаемый результат
для образовательного учреждения:
? базовая площадка со статусом по сопровождению самообразования и развития педагогов;
? образовательные компетентности педагогов;
? создание тьюторской команды в школе;
для родителей: ? современное качество образования (академические знания и современные компетентности учащихся);
для учеников: ? современные компетентности учащихся;
для МО «Сунтарский улус»: ? ресурсный образовательный центр для педагогов, для методистов-тьюторов;
? работа ТК в районной методической службе;
для МО «Село Сунтар»:
? ресурсный образовательный центр для педагогов, для методистов-тьюторов;
для Республики Саха (Якутия): ? проведение стажировок методистов-тьюторов.
РЕСУРСЫ ОУ: ? методисты-тьюторы;
? информационно-компьютерная база, учебно методические материалы по сопровождению педагогов (программы стажировок, литература для стажировок);
Механизмы реализации
Этап Цель Ресурсы Система контроля Ответственные лица
Разработческий Разработка проекта Внешний консультант, руководитель проекта
Рассмотрение и утверждение проекта
Предоставление утвержденного проекта в ИПК Руководитель проекта
Внешний консультант
Реализация проекта:
подготовительный Подготовить специалистов для реализации проекта, создание материальной базы Специалисты ИПК, педагоги ОУ, информационно-методическая база Бюджетные средства Реализация ИОП обучаемых педагогов, сертификация методистов-тьюторов Представление сертификатов руководителю проекта Руководитель проекта, специалисты ИПК
Моделирования Создание модели БП образования Тьюторская команда Контроль за созданием модели БП, презентация модели.
Предоставление модели БП для утверждения Руководитель проекта
Реализация модели БП
Изменение ситуации в ОУ, позволяющей обеспечить современное качество образования. Тьюторы-методисты, внешний консальтант, информационно-методическая база
Контроль за проведением мероприятий по плану работы тьюторской команды, экспертиза ее деятельности.
Составление анализа деятелности тьюторской команды по каждому проведенному мероприятию, согласно плану Внешний консультант, руководитель проекта.
Мониторинг результатов проекта Анализ и корректировка результатов проекта ТК, внешний консультант, бюджетные средства, выделенные в рамках осуществления программы по работе БП Проверка работы по устранению выявленных недостатков и контроль за деятельностью ТК Составление необходимой документации для присвоения ОУ статуса БП Внешний консультант, руководитель проекта
Заключительный этап Присвоение статуса БП ИПК внешний консультант, бюджетные средства Валидация Предоставление необходимой документации по работе БП в ИПК Аналитическая группа
Как инструмент для эффективного достижения стратегической цели ССОШ №1 им. А. П. Павлова нами предложен проект под названием «Школа - базовая образовательная площадка по профессионализации педагогов». Данный проект направлен на обеспечение непрерывности педагогического профессионального образования. Проект основывается на принципах наставничества, широко распространяющегося в современной образовательной сфере формата сотрудничества – тьюторства.
На наш взгляд, реализация данных предложений содействует дальнейшему развитию Сунтарской СОШ №1 им. А. П. Павлова и движению к модели современной российской школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ »
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МКУ " Муниципальное орган управления образования" администрация муниципального района "Сунтарский улус"
МБОУ "Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А. П. Павлова"
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
НА ПРИМЕРЕ СУНТАРСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1 ИМ. А.П. ПАВЛОВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СУНТАРСКИЙ УЛУС»
(тезисы)
Автор социальный педагог
I категории
Федоровой Наталии Христофоровны
Сунтар, 2015 г.
В первой главе говорится о сущности и понятии управлении персоналом, что включает управление персоналом его основные методы и организационные задачи менеджера по управлению кадрами.
Предложены разные теории в решении проблемы профессионализации теория «идеальных типов» М.Вебера; теория рациональной бюрократии; формационная теория К.Маркса, «теория лидерства» З.Фрейда, системная методология Т.Парсонса, социокультурная динамика П.Сорокина, теория структуризации Э. Гидденса и другие.
исследовательское поле «профессионализации» остается открытым для научного анализа. Вместе с тем, достижения теории управления и теории организации открывают возможность исследовать профессионализацию с точки зрения функционирования системы кадрового обеспечения.
В данном дипломном проекте мы придерживается понимания профессионализации в трех основных аспектах: во-первых, как социальное явление, во-вторых, как процесс овладения человеком, конкретной профессиональной деятельностью, в-третьих, как система социальных институтов, регулирующих процесс освоения человеком профессиональной роли и обеспечивающих возможность эффективного использования своего потенциала. Дала характеристику профессионализации по Обуховой, характеристика основных этапов процесса профессионализации.
Во второй главе представлены Основные направления государственной кадровой политики в образовательной сфере в Российской Федерации. Документы на которых основывается государственная кадровая политика РФ. Итоги мониторинга 2010 года по совершенствованию учительского корпуса в Республике Саха (Я) и опыт в управлении профессионализацией педагогических кадров в республике. Приведены показатели Мониторинга реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в субъекте Российской Федерации Республика Саха (Якутия). Предоставила - проект «Учитель, которого ждут». Данный проект в 2011 году реализован Министерством образования Республики Саха (Якутия) на базе ГОУ «Якутский педагогический колледж».
К третьей главе идет Анализ основных направлений в управлении педагогическими кадрами в МОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А. П. Павлова». Работа с кадрами в данном общеобразовательном учреждении имеет несколько направлений.
Методическая работа.
Методическая работа является традиционно сильным аспектом в деятельности данной школы. Постоянное развитие методики обучения, поиск новых форм преподавания во многом позволяют педагогическому составу Сунтарской средней общеобразовательной школы №1 добиваться высоких результатов практически по всем направлениям деятельности. В школе функционирует 6 методических объединений. Генеральная цель работы методических объединений – непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в обучении учащихся в условиях модернизации современного образования, использование новых технологий в обучении.
Методы наставничества и обмена опытом.
В школе традиционно используются методы наставничества и обмена опытом. Опытные педагоги берут под кураторство молодых специалистов, передают им свой опыт, педагогическое мастерство. В школе работают творческие мастерские опытных педагогов.
3.Мотивационная работа.
Как показывает многолетний опыт, действенным мотивационным фактором повышения профессиональных качеств педагогического состава является участие в профессиональных конкурсах, профессиональное продвижение лучших учителей.
Систематическое участие в профильных конкурсах федерального, регионального и улусного уровня учителей школы имеет устойчивый положительный результат.
Финансовое стимулирование.
С сентября 2007 года Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.П.Павлова одной из первых в Республике Саха (Якутия) стала экспериментально площадкой по внедрению новой системы оплаты труда в рамках КПМО (комплексных проектов модернизации образования). Стимулирующий эффект, позволяющий педагогу искать новые формы обучения, подходить к преподаванию более творчески и ответственно. Таким образом, в Сунтарской СОШ №1 проводится целенаправленная системная работа по профессионализации педагогического состава, эффективно адаптирующая его к современным условиям.
В целях дальнейшего совершенствования кадровой политики Сунтарской средней общеобразовательной школы №1 предлагаем комплекс мероприятий, направленных на интенсификацию процесса профессионализации учителей:
разработка должностных инструкций для педагогического состава;
проведение мероприятий, направленных на привлечение молодых специалистов (карьерное продвижение, стажировки, курсы повышения квалификации, предоставление жилья);
дальнейшее техническое оснащение кабинетов и рабочих мест;
проведение внутришкольного рейтинга качества преподавания;
развитие корпоративной культуры, усиление коллективного духа;
проведение Дня профессионала, включающего распространение педагогического опыта определенного учителя;
повышение престижа учительской профессии (профориентационная работа среди учеников в целях привлечения местных кадров).
В целях конкретизации данных предложений представляем проект «Школа - базовая образовательная площадка по профессионализации педагогов».
Таблица 3.2 - Описание проекта
Название ОУ
МОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.П.Павлова»
Название проекта (проектной идеи)
«Школа - базовая образовательная площадка по профессионализации педагогов»
Проблема, на решение которой направлен проект (проектная идея)
Модернизация системы образования влечет за собой существенные изменения в практике работы методической службы ОУ.
Становление профессионализма педагогов в рамках существующей методической службы не достигает желаемых результатов. Достижение современного качества образования будет реальным, если педагог станет субъектом своего профессионального развития и своей деятельности. Таким образом, педагога необходимо «обучать в действии», что возможно за счет таких типов работ как тьюторство.
Базовая площадка является новой организационной структурой работы с кадрами в системе повышения квалификации. Она обеспечивает с одной стороны современное качество образования в рамках сопровождения ПО педагогов, с другой – является местом стажировки других тьюторских команд.
Масштабы реализации проекта (класс, школа, район, город, регион, страна)
Школа
Описание идеи проекта, включая ключевую область изменений предмет изменений
Предназначение базовой площадкиопределено как создание условий для формирования профессиональных компетентностей педагогов, позволяющих организовывать новые виды деятельности учащихся за счет разворачивания базового процесса сопровождения.
Для этого необходимо:
1) ввести в практику процесс сопровождения профессионального образования и развития педагогов;
2) создать базовую площадку по профессионализации педагогов.
Предмет изменений - способы сопровождения профессионального образования и развития педагогов.
Участники проекта
Функция
Роль в проекте
Внешний консультант (1)
Консультирует участников проекта
Руководитель проекта,
тьютор-управленец (1)
Организует реализацию проекта, обеспечивает образование ТК, мониторинг и экспертизу тьюторской деятельности совместно со специалистами из ИПКРО РС(Я), управляет образованием педагогов.
Руководитель тьюторской команды (1)
Организует работу тьюторской команды.
Член тьюторской команды (4)
Осуществляет сопровождение по образовательным ступеням, обеспечивает условия становления профессиональной субъектности педагога в рамках его собственного образования.
Предполагаемый результат
для образовательного учреждения:
базовая площадка со статусом по сопровождениюсамообразования и развития педагогов;
образовательные компетентности педагогов;
создание тьюторской команды в школе;
для родителей:
современное качество образования (академические знания и современные компетентности учащихся);
для учеников:
современные компетентности учащихся;
для МО «Сунтарский улус»:
ресурсный образовательный центр для педагогов, для методистов-тьюторов;
работа ТК в районной методической службе;
для МО «Село Сунтар»:
ресурсный образовательный центр для педагогов, для методистов-тьюторов;
для Республики Саха (Якутия):
проведение стажировок методистов-тьюторов.
РЕСУРСЫ ОУ:
методисты-тьюторы;
информационно-компьютерная база, учебно методические материалы по сопровождению педагогов (программы стажировок, литература для стажировок);
Механизмы реализации
Этап
Цель
Ресурсы
Система контроля
Ответственные лица
Разработческий
Разработка проекта
Внешний консультант, руководитель проекта
Рассмотрение и утверждение проекта
Предоставление утвержденного проекта в ИПК
Руководитель проекта
Внешний консультант
Реализация проекта:
подготовительный
Подготовить специалистов для реализации проекта, создание материальной базы
Специалисты ИПК, педагоги ОУ, информационно-методическая база Бюджетные средства
Контроль за созданием модели БП, презентация модели.
Предоставление модели БП для утверждения
Руководитель проекта
Реализация модели БП
Изменение ситуации в ОУ, позволяющей обеспечить современное качество образования.
Тьюторы-методисты, внешний консальтант, информационно-методическая база
Контроль за проведением мероприятий по плану работы тьюторской команды, экспертиза ее деятельности.
Составление анализа деятелности тьюторской команды по каждому проведенному мероприятию, согласно плану
Внешний консультант, руководитель проекта.
Мониторинг результатов проекта
Анализ и корректировка результатов проекта
ТК, внешний консультант, бюджетные средства, выделенные в рамках осуществления программы по работе БП
Проверка работы по устранению выявленных недостатков и контроль за деятельностью ТК
Составление необходимой документации для присвоения ОУ статуса БП
Внешний консультант, руководитель проекта
Заключительный этап
Присвоение статуса БП ИПК
внешний консультант, бюджетные средства
Валидация
Предоставление необходимой документации по работе БП в ИПК
Аналитическая группа
Как инструмент для эффективного достижения стратегической цели ССОШ №1 им. А. П. Павлова нами предложен проект под названием «Школа - базовая образовательная площадка по профессионализации педагогов». Данный проект направлен на обеспечение непрерывности педагогического профессионального образования. Проект основывается на принципах наставничества, широко распространяющегося в современной образовательной сфере формата сотрудничества – тьюторства.
На наш взгляд, реализация данных предложений содействует дальнейшему развитию Сунтарской СОШ №1 им. А. П. Павлова и движению к модели современной российской школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ансофф И. Стратегическое управление. М., 2011.
Беспалько В.П. Проектирование педагогических систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М.: РАО, 2009.
Веснин В. Менеджмент для всех. М., 2008.
Веснин В.Р. Управление персоналом: теория и практика. М., 2009.
Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб., 2008.
Генисаретский О.И. Гуманитарные стратегии и практики // Поколенческий дискурс в практиках самоопределения Томск, 2009.
Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика (сборник на диске). М., 2010.
Друкер П. Труд и управление в современном мире. М., 2010.
Зайцев Г.А. Работа с персоналом в современных условиях хозяйствования: Методические рекомендации. СПб., 2008.
Исаенко А.В. Новое в теории и практике управления персоналом. М., 2009.
Ковалёва Т.М., Долгова Л.М. Концепция школы «Эврика-развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования» // Управление школой индивидуального образования. Томск, 2009.
Карташова Л.А. Управление персоналом: Нужны квалифицированные специалисты. М., 2007.
Кибанов А.Г., Захаров Д.Е. Формирование системы управления персоналом на предприятии. М., 2010.
Коротков Э.В. Концепция менеджмента. М., 2011.
Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: Классические концепции и новые подходы. Казань, 2010.