Слагаемые успеха учителя по повышению качества знаний учащихся
Слагаемые успеха учителя по повышению качества знаний учащихся
Выступление на педсовете по теме "Слагаемые успеха учителя по повышению качества знаний учащихся"
"ПОИСК СЛАГАЕМЫХ успеха в работе учителя по повышению качества знаний учащихся"
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, повышение качества обучения есть и остается вечной и главной проблемой. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Эпиграф: «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него». К.Д.Ушинский).
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели. Повышение качества образования – одна из основных задач, российского образования. Говоря о качестве образования, необходимо было узнать представление об этом учителей школы. Ответы на вопрос « Как вы понимаете термин качество образования?»: качество знаний, успеваемости, успешности, поступаемости в вузы выпускников; интеллектуального развития, самообразования, способности к творчеству учащихся; качества процесса образования. Самое большое количество ответов: Качество образования – это качество знаний по учебным предметам, конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы, сформированность ЗУНов учащихся.
Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе дает возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости падает. Это можно отметить и в сильных классах. Следовательно, актуальность вопроса качества обучения очевидна. Контроль за качеством знаний в нашей школе находится в системе. Регулярно проводится мониторинг показателей качества знаний в целом по классам, по отдельным учителям-предметникам, по отдельным предметам и направлениям. По полученным данным также проводится анализ информации, следовательно, необходимость проведения педсовета по данной теме очевидна. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса. Одна из главных проблем — индеферентное отношение отдельных учителей к качеству знаний учащихся. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности.
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся? Вдумайтесь в эти слова.
Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания».
Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда. Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому нашему ученику. И зависит он от нас.
Я должна научить их думать, развить их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи. Например: «На какой угол Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 секунду?» - для 9 класса; «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 7-8 класса и т. д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слагаемые успеха учителя по повышению качества знаний учащихся »
ПОИСК СЛАГАЕМЫХ успеха в работе учителя по повышению качества знаний учащихся
«Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него».
К.Д.Ушинский
Редко можно найти учителя, который не стремился бы “давать знания” детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят “брать” эти знания.Почему?
Можно ли построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе?
Можно ли построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе?
Желание найти ответы на эти и другие вопросы приводят к необходимости поиска такой методики, которая бы способствовала решению проблемы качества обучения
Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели.
Повышение качества образования
одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования
« Как вы понимаете термин качество образования?»
качество знаний, успеваемости, успешности, поступаемости в вузы выпускников;
интеллектуального развития, самообразования, способности к творчеству учащихся;
качества процесса образования.
Самое большое количество ответов: качество образования – это качество знаний по учебным предметам, конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы, сформированность ЗУНов учащихся.
Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Личность проявляется в способности к целеполаганию и целереализации. Поэтому одна из основных моих задач — развитие самостоятельности ребенка в процессе обучения. Самостоятельность предполагает не только выполнение каких-либо учебных действий, но и способность выбирать цели, задачи и способы их реализации. Тем более, что…
… Каждые 18 месяцев количество информации удваивается.
/Закон Мура/
Другими словами,
чтобы успеть за переменами,
каждые полтора года придётся
учиться практически заново.
выбор целей, учебных задач, формулировка темы;
выбор количества и уровня трудности заданий;
выбор времени, срока выполнения;
рассмотрение разных вариантов ответов;
оценка детьми своей работы, ответов других учеников;
самостоятельная работа с учебником, а в старших классах
– метод самостоятельного изучения предмета.
Пути и способы формирования самостоятельности
«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму »
Китайская пословица
К активным самостоятельным методам
относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм» (атака)
•Мини-лекция
•Контрольный лист или тест
•Ролевая игра
•Игровые упражнения
•Разработка проекта
•Решение ситуационных задач
•Приглашение визитера
•Дискуссия группы экспертов
•Интервью
•Инсценировка
•Проигрывание ситуаций
•Выступление в роли обучающего
•Обсуждение сюжетных рисунков
•Опрос–Квиз (контроль) и др.
Педагогические методы, способы и технологии.
Эвристическое обучение
ТРИЗ
Метод формирования волевых привычек
Урок саморегуляции
Тренинги общения
«Труднейший первый шаг»
Уплотнение учебной программы
Независимое обучение
МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕГО ДИСКОМФОРТА
Синектика
Майевтика
Методик икреативности
«мозговой штурм»
оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
синектика
При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
«Труднейший первый шаг».
Смысл данной технологии состоит в том, что ученикам предлагается попробовать решить 5 или 6 сложных заданий и упражнений, перед тем как приступить к основному заданию. Если они успешно справляются с этим заданием, то получают уровень «А» и тогда имеют возможность использовать время, которое осталось, для занятий тем видом деятельности, который интереснее и нужнее, естественно, под контролем учителя.
Этот метод можно использовать на разных уроках, целью которых является закрепление умений и навыков на практике во время изучения определенного правила, понятия. Причина, по которой этот метод работает, очень простая. Одаренные дети могут усваивать даже новые понятия быстрее, нежели однолетки, и лучше запоминают то, что учат, следовательно они и нуждаются в меньшей практике.
«Труднейший первый шаг» необычайно успешен в работе с детьми с неудовлетворительным поведением, которые отказываются выполнять задания со всеми. «Чаще всего дети плохо себя ведут из-за краха ожиданий, расстройства их планов. А использование этого метода даст возможность этим детям в процессе урока выполнить ту работу, которая важнее для них или даже просто помечтать.
эвристи́ческое обуче́ние
Обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового
Совокупность эвристических приемов (эвристик), использование которых полезно при решении учебных физических задач (И.В. Старовикова)
Абстрагирование, идеализация.
Замена терминов определениями.
Моделирование: а) разработка новых моделей;
б) временное упрощение;
в)введение вспомогательных элементов.
Использование гипотез.
Мысленный эксперимент .
Дедукция .
Индукция .
Использование аналогий.
Анализ .
Синтез .
Рассмотрение задачи с разных сторон.
Вживание в образ явлений. Принятие роли объекта задачи на себя.
Переключение на решение других задач, параллельное решение нескольких задач , перерыв в решении задач, отдых.
Регулирование уровня уверенности в себе .
Проблемная ситуация, « вызываемая учителем, решаемая учеником, связанная с практической деятельностью учащихся, требующаятворческого подхода», для учащихся 7-8 класса:
Задача: Определить плотность пластилина, имея в распоряжении широкую мензурку с водой. Для решения используем приемы: моделирование (№ 3), использование гипотез (№ 4), регулирование уровня уверенности в себе (№ 14). Примерный ход рассуждений ученика может быть таков: если скатать из пластилина шарик, то он будет тонуть, а если сделать из него «лодочку - плавать. В первом случае мы можем определить объем пластилина, во втором объем вытесненной воды. Но плотность воды известна, следовательно, можно определить вес вытесненной воды во втором случае, он равен силе Архимеда, которая, в свою очередь, равна силе тяжести, действующей на «лодочку». Определяем массу пластилина, делим ее на полученное ранее значение объема и находим плотность.
Эффективность процесса обучения
зависит от реализации следующих принципов:
комплексного подхода к процессу обучения;
интерактивности;
дифференцированного подхода;
учета индивидуальных особенностей;
вариативности режима работы;
проблемности (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса).
КСО позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
воспитание лидерских качеств;
умение работать с командой и в команде;
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Одна из главных проблем —индеферентное отношение отдельных учителей к качеству знаний учащихся.
В развивающейся школе показатель качества должен быть трехаспектным: уровень воспитанности личности; уровень развития; уровень знаний.
Вдумайтесь в эти слова
Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания».
Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Если дети изучают то, что им интересно,
они быстро найдут свои таланты и добьются успеха.
«Ученик интересуется тем, где он более успешен» О.Ю. Шмит
Вопрос 1. Как ты понимаешь: «Что такое качество знаний?»
* Это то, что осталось в памяти не до следующего урока, а на более продолжительное время;
* Не главное, сколько знать, а так, чтоб знать на всю жизнь
* Это усвоенный материал, полученный на уроках;
* Уровень знания человека;
* Это знания, которые ты принимаешь и можешь понять, сможешь запомнить надолго;
* Уровень понимания предмета;
* Знать все и очень хорошо
Вопрос 1. Как ты понимаешь: «Что такое качество знаний?»
10 класс.
* Это то, как тебя научили учителя и лично твой труд.
* Это то, как понимаешь тему.
* Это то, что остается в голове, а не как ты делаешь домашнее задание.
* Количество «4» и «5».
* Огромная связанная система сложенных знаний.
* Это ни как не оценки.
* Определяет уровень интеллектуального развития человека.
* Когда объясняют хорошо и ученики понимают тему.
* Осознание материала
* Когда понимаешь преподавателя.
* Это то, как правильно может научить учитель.
* Путевка в жизнь.
* Это то, что нужно для сдачи ЕГЭ.
* Как учит учитель.
* Это полезные знания.
* Это знание человека самого, когда человек получает столько знаний, сколько ему нужно.
* Это полезные знания, это твое будущее.
Вопрос 2 . От желания учителя или желания ученика в большей степени зависит качество знаний учащихся?
Ответы.
Классы
Желание ученика
8-е
36
9-е
Желание учителя
10-е
18
2
Равноценно
10
40
0
4
6
16
Вопрос 3: Какие действия должен предпринять учитель, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше?
8 класс.
* Объяснять подробно, глубоко.
* ИНТЕРЕСНЕЕ.
* Давать дополнительные задания.
* Не капать на мозги.
* Пойти тебе навстречу, идти на уступки.
* Как-то поощрять, придумать интересную систему.
* Чтобы учитель помогал тебе, если ты что-то не понимаешь.
* Еще раз объяснить непонятную тему.
* Идти навстречу исправления оценок.
* Смотреть познавательные фильмы по теме урока, ходить в музеи, на выставки, посещать другие города.
* Они должны хоть иногда отдельно тебе объяснить непонятную тему урока или задачу.
* ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход.
* Быть добрее с учениками.
* Не грубо объяснять ученику материал.
* Относиться как к обычному человеку, не смотря свысока
Вопрос 3: Какие действия должен предпринять учитель, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше?
9 класс.
* Объяснять более подробно, нормально, понятно, грамотно.
* Заинтересовать ученика своим предметом.
* Надо чуть меньше задавать, а то каждый учитель считает, что его предмет главный и задает много. Ученику очень тяжело и он не успевает выполнить домашнее задание.
* Интересные формы урока, даже не надо очень часто.
* Креативное ведение уроков.
* Проводить профилактическую работу.
* Домашнее задание задавать только по параграфам.
* Помогать ученику, если он что-то не понял.
3: Какие действия должен предпринять учитель, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше?
*Не загружайте ученика домашними заданиями, и так есть о чем думать. * Создать хорошую атмосферу на уроке.
* В первую очередь заинтересовать любого ученика.
* Интересно строить план урока.
* Не кричать, не отвлекаться на поведение.
* Более понятно объяснять.
* Понять ученика.
* Индивидуальная работа.
* Проверять только то, чему научила, а не о чем догадались, додумались.
* Подходить к своей работе с оптимистической точки зрения.
* Поговорить с учеником. Позвонить родителям.
* Проводить дополнительные консультации.
* Не обращать внимания на форму, а лучше объяснять материал.
* После объяснения должна быть самостоятельная работа для закрепления знаний, а не для оценки.
* Если ученик не понял – объясняй индивидуально, он не виноват. Сама так объяснила.
* Подробнее останавливаться на темах, которые будут в ЕГЭ.
* Объяснять МНЕ МОИ ошибки, а не всего класса.
* Делать работу над ошибками.
Вопрос 4: Какие действия должен предпринять лично ты сам, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше?
Вопрос 4: Какие действия должен предпринять лично ты сам, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше?
9 класс.
Учить домашнее задание.
Слушать на уроках.
Стараться самому.
Собраться с мыслями.
Не отвлекаться
Вопрос 4: Какие действия должен предпринять лично ты сам, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше? 10 класс
Быть заинтересованным в предмете (почти ни один предмет не интересен).
Внимательно слушать, думать.
Относиться ответственно.
Присутствовать на уроках.
Подавить лень.
Быть целеустремленным.
Работать над собой.
Учить правила, формулы, темы.
Взяться за ум.
Читать, практиковаться, вникать в суть.
Репетитор.
Вопрос 5: Тебе предлагают посещать индивидуально консультации по предметам. На них ты можешь разобрать непонятные моменты по разным темам урока. Будешь ли ты посещать данные консультации?
Классы
ДА
8-е
8
НЕТ
9-е
10-е
Не знаю
5
2
3
14
12
4
6
1
Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда.Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому ученику.
И зависит он от нас.
«нужно найти способ учить, который лучше всего соответствует стилю обучения конкретного ученика".
Запись лекций и последующее повторение их или прослушивание соответствующего материала на аудиокассете.
Проговаривание полученной информации и объяснение ее окружающим — для вас весьма эффективный способ обучения.
Аудиальный тип
важно слушать,
слышать
и говорить.
посредством слухового
восприятия информации в виде лекций и аудиокассет и последующего обсуждения услышанного.
Способы обучения
Визуальный тип
предпочитают обучаться посредством чтения, просмотра видеокассет и наблюдения
просмотр картинок и графически представленной информации,
больше вынесете из лекции после того, как сами прочитаете материал.
помимо использования печатного текста прекрасно обучаетесь, просматривая картинки, видео и слайды или представляя себе образы того, что было изучено.
полагаетесь на буквенные формы, книги и другие визуальные инструменты обучения и запоминания.
Способы
обучения
Кинестетический тип
Способы обучения
предпочитают учиться,
непосредственно выполняя задание,
будучи физически вовлеченным в него.
нравится участвовать в упражнениях,
связанных с движением, использовать в процессе
обучения язык тела.
экспериментирование
разработка методов решения поставленной задачи.
не хватает терпения для того, чтобы просмотреть инструкцию пользователя., будут использовать «метод научного тыка», пока не поймут, в чем проблема.
лучше всего запоминают и усваивают информацию в движении, посредством прикладного опыта, а также в ролевых играх, работе с материалами, импровизации, игре и групповых мастерских.
Слагаемые работы учителя (опыт)
1 слагаемое – качественная подготовка к уроку.
2 слагаемое – психологический настрой на урок, на процесс обучения.
3 слагаемое – знание модальности обучения ученика
4 слагаемое – это одно из самых главных ценностей качества образования: его индивидуализация (комплексная система мер по повышению результативности обучения учащихся)
5 слагаемое –инновационные технологии
6 слагаемое -контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования.
7 слагаемое –учиться всегда и всему
Банк слагаемых, требующих воплощения, результат - качественная сумма.
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Создание ситуации успеха.
3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.
5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.
6. Вовлекать родителей в учебный процесс.
7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительнойдеятельности через тренинги
9. Обучение через диалог. И тренинги
10. Обучение через интерес.
11. Психологическое единство с классом.
12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.
13. Мотивация познавательной деятельности.
14. Дифференциация заданий.
15.Разнообразие форм организации учебного процесса.
16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.
«Учитель успешного ученика».
т
к
о
л
о
к
з
е
м
п
с
р
р
а
у
т
о
и
е
е
а
а
р
н
т
м
р
м
а
н
г
е
о
т
е
т
т
е
н
н
р
а
б
н
и
е
р
е
и
н
о
о
т
в
н
а
и
с
в
е
е
н
о
с
а
т
-
з
о
л
ь
и
о
с
д
с
т
о
т
в
з
т
о
в
е
а
ь
а
с
л
а
ь
н
н
ь
т
ц
и
н
у
н
н
о
о
я
о
п
с
с
н
с
о
т
т
т
ь
-
ь
ь
о
-
б
к
ъ
-
с
с
н
е
я
б
т
е
ь
«Учитель успешного ученика».
а
к
с
т
в
о
л
и
т
в
а
р
д
н
у
п
е
о
д
т
н
о
с
с
н
т
в
в
и
а
п
и
а
ы
е
о
м
ь
о
р
и
-
р
ш
ч
д
ч
н
д
е
е
н
т
е
н
о
о
с
и
о
н
ц
с
т
с
и
б
в
е
и
к
н
в
т
р
е
р
ы
и
и
о
а
и
с
о
а
-
м
ц
т
й
п
т
т
и
т
и
а
-
о
-
и
в
р
в
о
п
ч
а
о
т
н
т
е
ф
о
а
х
о
и
и
е
с
с
в
с
н
к
с
о
н
т
л
о
и
ь
с
-
о
о
г
н
т
л
и
и
а
ь
я
л
ч
и
м
н
о
и
з
м
с
а
т
и
Учителям, которые решатся на столь радикальное изменение своего профессионального сознания, предстоит нелегкая работа, зато и результат обещает быть достойным: школьные знания перестанут быть мертвым грузом разрозненных сведений. А вместо них дети будут приобретать за годы учебы средства для решения практических проблем и разрешения жизненных ситуаций.
На мой взгляд, настоящий учитель - не только тот, который учит других, но и тот, который продолжает учиться на протяжении всей своей жизни. Чтобы стать учителем ХХI века - надо серьезно поработать!....