Аннотация
Понимание правила и запоминание учениками его словесной формулировки являются лишь начальной фазой, отправным пунктом условия, дальнейшая же судьба этого процесса зависит от той деятельности, в которой регулирующую функцию выполняет правило. В качестве такой деятельности и выступают упражнения, следующие за объяснением правила.
Д. Н. БОГОЯВЛЕНСКИЙ.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних этапах обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Задача учителя при обучении младших школьников правописанию – обеспечить высокую познавательную активность детей, понимание ими материала, который изучается и тех приемов работы, которыми они пользуются.
В работе раскрывается особенность заданий и упражнений, которые дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и особенности выполнения различных видов упражнений, разнообразные задания позволяют развивать грамотную и правильную речь ребенка, не вызывают эмоциональной усталости и монотонности в работе. В данной работе уделяется особое внимание формам работы: это фронтальные задания, групповые, работа в парах.
Исследование проблемы показало с одной стороны ее сложность, а с другой – ее решаемость, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоконтроля.
В процессе исследования я вышла не только на определение условий, но и системы управления, способствующих развитию и росту орфографической грамотности учащихся.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится: «Важнейшая, непреходящая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике». Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания.
Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной аналитической работы. Для многих учеников это довольно утомительно и сложно. По мнению большинства преподавателей, умение правильно подбирать необходимые слова для проверок, является решением проблемы, но в своей работе я столкнулась с тем, что это действие не решает данную орфографическую задачу на должном уровне. Ученики, работая самостоятельно с текстом во время диктанта или творческой работы, не могут правильно определить какую букву надо вставить в слово. Почему? Какие действия он пропустил для определения выбора буквы в слове при его написании? На этот вопрос легко ответить, мы приучили ребёнка решать уже готовые, поставленные перед ним орфографические задачи. Ведь каждый учебник строится на том, что основной объём заданий состоит из решения уже готовых орфографических задач. Ребёнку остаётся только решить эту задачу, что он с успехом их выполняет. Тем не менее, когда от ученика требуется самостоятельная работа по выявлению «опасных» мест, эта задача оказывается для него сложной, потому что он не научился сам выявлять в словах места, где возможна ошибка.
Работая над опытом в течение 4лет, я заметила, что результаты обучения орфографии зависят от развития у учащихся способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилу. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость: процент видения орфограмм у учащихся 4 класса колеблется от 30% -50%".
Следовательно, актуальность выбора данной темы опыта состоит в том, что данная методика и ее результаты могут способствовать успешному обучению русскому языку в начальной школе, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей русскому языку. Данный опыт расширяет представление о путях повышения качества знаний по русскому языку, используя различные методы и приёмы, для формирования орфографической зоркости.
Таким образом, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы обобщения опыта.
Данная технология пробуждает познавательный интерес к родному слову, стремление научиться правильно и красиво говорить, обогащает словарь и грамматический строй речи, формирует знания о системе русского языка и элементарных способах анализа изучаемых явлений языка. Все виды работ направлены на предупреждение ошибок у учащихся. Алгоритмы развивают речь и словесно-логическое мышление.
Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии развития орфографической зоркости через использование учебно-орфографических игр в урочной и внеурочной деятельности.
Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, поскольку данный вопрос разрабатывается отечественными и зарубежными педагогами и психологами.
Благодаря идеям новых технологий обучения в школе, удалось добиться стойких изменений в сложившейся практике и достижения желаемых результатов в обучении русскому языку в школе.
Данная тема опыта «Повышение навыков грамотного письма у младших школьников» - актуальна всегда. В этой теме рассматривается одна из важнейших проблем, существующих в методике обучения русскому языку - это проблема использования орфографических упражнений. Приведенные в данном опыте результаты исследований дают основание утверждать, что орфографические упражнения как основная форма организации орфографических проблем является средством интенсификации обучения грамотному письму, то есть орфографической зоркости.
В результате работы по обобщению опыта педагог Никифорова Наталья Васильевна пришла к выводам о том, что орфографические упражнения влияют на развитие орфографической зоркости.
Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Поэтому в своём опыте Никифорова Наталья Васильевна попыталась рассмотреть работу по формированию орфографической зоркости и виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.
Главным результатом педагогической деятельности педагог считает создание ситуации успеха - создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллектива — тоже одно из необходимых слагаемых успеха, создания деловой атмосферы на уроке. При этом дети раскованы, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием. Потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно такой урок сотрудничества, на котором у всех всё получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные задачи, идти вперед по дороге познания.