Реализация деятельностного подхода в условиях введения ФГОС
Реализация деятельностного подхода в условиях введения ФГОС
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития.Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования . Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:1) Принцип деятельности. 2) Принцип непрерывности. 3) Принцип целостности. 4) Принцип минимакса. 5) Принцип психологической комфортности. 6) Принцип вариативности. 7) Принцип творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация деятельностного подхода в условиях введения ФГОС »
«Реализация деятельностногоподхода в условияхвведения ФГОС»
« Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость
« Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б.Шоу
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук.
Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Деятельностный подход
Деятельностный подход– это метод обучения,
при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности.
Деятельностный метод обучения– это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Деятельностный подход
Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.
Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать.
Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
1. Самоопределение к деятельности(организационный момент)
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») - выделяется содержательная область («могу»)
Рекомендации к проведению: 1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д. 2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности .
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: - актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; - тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется самими учащимися.
Рекомендации к проведению: 1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. 2) Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д. 3) Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.
3. Постановка учебной задачи .
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
Рекомендации к проведению: 1)Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог. 2)Включение эмоцианального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.
4. Построение проекта выхода из затруднений
(«открытие» детьми нового знания)
-На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. -Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.)
После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и «знаково» в соответствии с формулировками и общепринятыми обозначениями. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
Рекомендации к проведению: 1)Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.
5. Первичное закрепление во внешней речи .
- Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Рекомендации к проведению: 1)Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. 2)«Цепочки», соревнования, игровые ситуации и пр.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .
-При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. -Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Рекомендации к проведению: 1)Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность.
2)Индивидуальная деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение .
-На данном этапе новое знание включается в систему знаний.
- При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
Рекомендации к проведению: 1)Коммуникативное взаимодействие преимущественно в парах или группах.
2)Возможность выбора заданий учащимися.
3)Включение элементов проектирования, игровых ситуаций и т.д.
8. Рефлексия деятельности ( итог урока)
-На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.
-В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Рекомендации к проведению:
1)Беседа: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем отличие новой ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты класса?(мои собственные)?
Кого можно похвалить? Над чем ещё надо поработать?
2)Возможно использование специальных сигналов- цвет, знак, шкала и т.д., для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности. ( Если вы все поняли, то поднимите - зеленый, если вообще ничего не понял - красный; )
Дидактические принципы
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующейсистемой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Дидактические принципы
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3.Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Дидактические принципы
4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Дидактические принципы
6.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Деятельностный подход
Итак, деятельностный подход в обучении с позиции школьника состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер.
Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные.
В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки учебных действий, которые определяются как способы решения учебных задач.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(292) "Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО "
["seo_title"] => string(176) "razvitiie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-inostrannogho-iazyka-kak-sriedstvo-povyshieniia-iazykovogho-obrazovaniia-v-usloviiakh-podghotovki-i-vviedieniia-fgos-ooo"
["file_id"] => string(6) "139068"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1417633834"
}
}