Методическая работа в ОУ в условиях введения ФГОС ООО
Методическая работа в ОУ в условиях введения ФГОС ООО
Методическая работа в ОУ в условиях введения ФГОС ООО
Табункина Е.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ Можаров – Майданская СОШ
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …
Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит "оказаться во времени".
В XXI веке актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда.
Федеральные государственные стандарты для основной школы приняты. Сейчас стоит задача по реализации ФГОС нового поколения, в основе которого лежит развивающее обучение. Современный учитель должен сделать ставку на полноценное формирование креативного потенциала учащихся, поскольку именно творческая деятельность даёт возможность ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, реализовывать собственные жизненные замыслы, приобретать полноценные универсальные учебные действия, позволяющие самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. По своей сути универсальные учебные действия приобретают смысл «ключевых образовательных компетенций».
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является постоянное методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
При подготовке к ФГОС ООО нами организована широкая разъяснительная работа среди общественности, педагогов и родителей о целях и задачах федерального государственного образовательного стандарта, его актуальности для системы образования, для обучающихся и для страны в целом.
Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный педагог, поэтому развитие учительского потенциала – ведущее направление деятельности каждого образовательного учреждения.
Важнейшим средством повышения профессионального мастерства учителей является методическая работа. Она стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Таким образом, методическая служба и в условиях внедрения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.
Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС может быть
сформулирована следующим образом: обеспечение профессиональной готовности
педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного
профессионального развития каждого педагога. Признаками такой готовности являются:
освоение учителем системы ценности современного образования и положительная динамика его способности эффективно использовать учебно-методическое и информационно-методические ресурсы, т.е. овладение и использование педагогом технологий системно-деятельностного подхода, ставшего основным на современном этапе развития образования.
Место методической службы в системе управления внедрением ФГОС, ориентирующего нас на создание определенных условий, развитие образовательного процесса и достижение значимых результатов, показано на рисунке.
Сегодня методическая служба в школе – это своего рода сервисная служба, что, с нашей точки зрения, более корректно отражает ее назначение: работать на запрос и поддержку учителя, быть клиентоориентированной.
Структура методической службы нашей школы позволяет нам выделить "стержень сервиса" – предметно-методический, определяющий работу предметных методических объединений учителей и обеспечивающий реализацию ООП школы на стабильно высоком уровне. Именно поддержка активности этого сервиса позволяет обеспечить качественную подготовку педагогов в режиме изменения содержания и технологий преподавания предметов при внедрении ФГОС.
Сквозная поддержка педагогов через все сервисы, в свою очередь, объединяет педагогов единой технологической цепочкой, а также обеспечивает развитие основного процесса школы с опорой на исследования и данные мониторинга.
Консалтинговый и библиотечно-методический сервисы позволяют, с одной стороны, получить индивидуальную поддержку и помощь в режиме сопровождения и наставничества, с другой, воспользоваться образовательными ресурсами ОУ как системы управляемых знаний (далее – СУЗ). СУЗ педагогов становится основой формирования СУЗ обучающихся. Основные сервисы представлены в приложении.
На этапе введения нового в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности является проект. Именно проект позволяет включить всех и каждого в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Нами разрабатывается проект методической работы школы «Методическое сопровождение введения ФГОС в школе».
Цель проекта: создание условий для повышения профессиональной компетентности
педагогов для внедрения и реализации ФГОС. Старт проекту даёт педсовет «Концепция
образовательных стандартов второго поколения ООО», на котором педагоги школы объединяются в творческие группы для работы над единичными проектами. Мы рекомендуем также организовать методический день для учителей, в рамках которого спланировать и семинар-практикум и мастер-классы или открытые уроки с показом учебных ситуаций, продемонстрировать деятельностный подход в обучении, направленный на формирование УУД. Наряду с групповой формой методической работы предлагается проведение научно-методических семинаров. Для всего педагогического коллектива: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Программа школы», «Планируемые результаты среднего общего образования. Формирование УУД». Семинар-практикум для учителей: «Планируемые результаты ООО. Формирование УУД», «Оценка достижений среднего общего образования. Формирование УУД». Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: учителя направляются на курсы повышения квалификации, готовят открытые уроки, организуют наставничество, разрабатывают методическую тему или оформляют её в систему. Считаем необходимым в течение года комплектовать портфолио учителя. Разделы портфолио могут быть у каждого свои, главное, чтобы в портфолио была новая должностная инструкция учителя, концепция ФГОС, концепция духовно-нравственного воспитания и др. в портфолио будут помещены и программы ООП, разработанные проектными группами.
Стандарт предлагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и
внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий экскурсий, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Методическая работа в школе в условиях подготовки введения новых образовательных стандартов опирается на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория при повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога.
Таким образом, целенаправленная система методической работы на этапе введения ФГОС обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа в ОУ в условиях введения ФГОС ООО »
Методическая работа в ОУ в условиях введения ФГОС ООО
Табункина Е.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ Можаров – Майданская СОШ
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются климат, социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …
Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит "оказаться во времени".
В XXI веке актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда.
Федеральные государственные стандарты для основной школы приняты. Сейчас стоит задача по реализации ФГОС нового поколения, в основе которого лежит развивающее обучение. Современный учитель должен сделать ставку на полноценное формирование креативного потенциала учащихся, поскольку именно творческая деятельность даёт возможность ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, реализовывать собственные жизненные замыслы, приобретать полноценные универсальные учебные действия, позволяющие самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. По своей сути универсальные учебные действия приобретают смысл «ключевых образовательных компетенций».
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является постоянное методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
При подготовке к ФГОС ООО нами организована широкая разъяснительная работа среди общественности, педагогов и родителей о целях и задачах федерального государственного образовательного стандарта, его актуальности для системы образования, для обучающихся и для страны в целом.
Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный педагог, поэтому развитие учительского потенциала – ведущее направление деятельности каждого образовательного учреждения.
Важнейшим средством повышения профессионального мастерства учителей является методическая работа. Она стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Таким образом, методическая служба и в условиях внедрения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.
Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС может быть
сформулирована следующим образом: обеспечение профессиональной готовности
педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного
профессионального развития каждого педагога. Признаками такой готовности являются:
освоение учителем системы ценности современного образования и положительная динамика его способности эффективно использовать учебно-методическое и информационно-методические ресурсы, т.е. овладение и использование педагогом технологий системно-деятельностного подхода, ставшего основным на современном этапе развития образования.
Место методической службы в системе управления внедрением ФГОС, ориентирующего нас на создание определенных условий, развитие образовательного процесса и достижение значимых результатов, показано на рисунке.
Сегодня методическая служба в школе – это своего рода сервисная служба, что, с нашей точки зрения, более корректно отражает ее назначение: работать на запрос и поддержку учителя, быть клиентоориентированной. Структура методической службы нашей школы позволяет нам выделить "стержень сервиса" – предметно-методический, определяющий работу предметных методических объединений учителей и обеспечивающий реализацию ООП школы на стабильно высоком уровне. Именно поддержка активности этого сервиса позволяет обеспечить качественную подготовку педагогов в режиме изменения содержания и технологий преподавания предметов при внедрении ФГОС. Сквозная поддержка педагогов через все сервисы, в свою очередь, объединяет педагогов единой технологической цепочкой, а также обеспечивает развитие основного процесса школы с опорой на исследования и данные мониторинга. Консалтинговый и библиотечно-методический сервисы позволяют, с одной стороны, получить индивидуальную поддержку и помощь в режиме сопровождения и наставничества, с другой, воспользоваться образовательными ресурсами ОУ как системы управляемых знаний (далее – СУЗ). СУЗ педагогов становится основой формирования СУЗ обучающихся. Основные сервисы представлены в приложении.
На этапе введения нового в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности является проект. Именно проект позволяет включить всех и каждого в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Нами разрабатывается проект методической работы школы «Методическое сопровождение введения ФГОС в школе».
Цель проекта: создание условий для повышения профессиональной компетентности
педагогов для внедрения и реализации ФГОС. Старт проекту даёт педсовет «Концепция
образовательных стандартов второго поколения ООО», на котором педагоги школы объединяются в творческие группы для работы над единичными проектами. Мы рекомендуем также организовать методический день для учителей, в рамках которого спланировать и семинар-практикум и мастер-классы или открытые уроки с показом учебных ситуаций, продемонстрировать деятельностный подход в обучении, направленный на формирование УУД. Наряду с групповой формой методической работы предлагается проведение научно-методических семинаров. Для всего педагогического коллектива: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Программа школы», «Планируемые результаты среднего общего образования. Формирование УУД». Семинар-практикум для учителей: «Планируемые результаты ООО. Формирование УУД», «Оценка достижений среднего общего образования. Формирование УУД». Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: учителя направляются на курсы повышения квалификации, готовят открытые уроки, организуют наставничество, разрабатывают методическую тему или оформляют её в систему. Считаем необходимым в течение года комплектовать портфолио учителя. Разделы портфолио могут быть у каждого свои, главное, чтобы в портфолио была новая должностная инструкция учителя, концепция ФГОС, концепция духовно-нравственного воспитания и др. в портфолио будут помещены и программы ООП, разработанные проектными группами.
Стандарт предлагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и
внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий экскурсий, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Методическая работа в школе в условиях подготовки введения новых образовательных стандартов опирается на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория при повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога.
Таким образом, целенаправленная система методической работы на этапе введения ФГОС обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов.
Приложение 1
План методического сопровождения педагогов, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС ООО в МОУ Можаров - Майданская СОШ в 2013 – 2014 гг.
Цель: обеспечение научно-методических условий для качественной
реализации Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Задача:
обеспечить подготовку педагогических работников к реализации государственного
стандарта основного общего образования второго поколения, ориентировать их на
ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом.
№
п/п
Содержание деятельности сроки Ответственные
Сроки
Ответственные
Методическое сопровождение педагогов для реализации требований ФГОС:
Составление перспективного плана повышения квалификации учителей-предметников
Июнь 2013 г. – сентябрь 2013 г.
Зам. директора по УВР
Формирование заявки на курсовую подготовку учителей предметников классов по ФГОС
Июнь 2013 г.
Зам. директора по УВР
Посещение курсов по реализации стандартов второго поколения
Повышение востребованности библиотечного фонда, медиаматериалов, методматериалов, электронной библиотеки для повышения профессионального мастерства учителя
Действующий методический кабинет
Наличие УМК по предметам
Медиабиблиотека
Электронная библиотека
Мониторинговый
Получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса
Мониторинг исследований через анкетирование.
Опрос участников образовательного процесса.
Проведение срезовых работ по полугодиям.
Результаты ГИА и ЕГЭ
Приложение 3
Примерная анкета ОУ
по выявлению мнения родителей по вопросу содержания части учебного плана,