Исследовательская деятельность
как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Первоклассник идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Такой вопрос задаёт себе каждый родитель. Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством таких технологий, как метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др., путём реализации личностно-деятельностного подхода в обучении, систематического интегрирования предметного содержания, при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, а напротив, знания, умения, способности и личностные качества составляют систему требований, которые предъявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Ключевые компетентности формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами, они подробно описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте .
Основными компетентностями, формируемыми у учащихся начальной школы, являются: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность.
Учебно-познавательная компетентность – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
Учебно-познавательная компетентность – это такие качества, как:
- Способность осуществлять учебную деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самоконтроль и самооценку).
- Владение умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.
- Умение определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей и пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и исправлять их.
- Готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ.
- Способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь различными источниками информации.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
В своей творческой лаборатории я хочу поделиться методами и приемами формирования исследовательских умений школьников т.к. на протяжении нескольких лет являлась учителем-экспериментатором. Тема эксперимента была «Формирование общеучебной компетентности младших школьников на уроках русского языка через исследовательскую деятельность»