kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

«Современный урок в условиях введения ФГОС второго поколения».

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который:

•демонстрирует универсальные и предметные способы действий

•инициирует действия учащихся

•консультирует и корректирует их действия

•находит способы включения в работу каждого ученика

•создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

            В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; 
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  •     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  •    вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  •    в центре внимания урока — дети;
  •     учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  •      умение демонстрировать методическое искусство учителя;

    планирование обратной связи;

  •     урок должен быть добрым. Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники
  •   свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  •    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса).

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1.Определение темы учебного материала.

2.Определение дидактической цели темы.

3.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

4.Продумывание структуры урока.

5.Обеспеченность урока.

6.Отбор содержания учебного материала.

7.Выбор методов обучения.

8.Выбор форм организации педагогической деятельности

9.Оценка знаний, умений и навыков.

10.Рефлексия урока.

В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).







 

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту.

Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

•название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

•цель освоения учебного содержания;

•планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

•метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

•основные понятия темы;

•технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

•контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

•реализовать планируемые результаты ФГОС;

•определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

•системно формировать у учащихся УУД;

•осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

•определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

•проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

•освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам

освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

•определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

•на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

•выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

•решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

•соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

•обеспечить повышение качества образования.

Таким образом, современный урок направлен на

  • формирование и развитие УУД,

•на достижение личностных результатов;

•Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

•Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

•Проектировать пути их реализации;

•Контролировать и оценивать свои достижения.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление уч. материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельн. детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Список литературы:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). — М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку.

Просмотр содержимого документа
«Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС.»













Доклад

«Современный урок в условиях введения ФГОС второго поколения».







































Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который:

•демонстрирует универсальные и предметные способы действий

•инициирует действия учащихся

•консультирует и корректирует их действия

•находит способы включения в работу каждого ученика

•создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

            В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; 

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  •     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  •    вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • времясбережение и здоровьесбережение;

  •    в центре внимания урока — дети;

  •     учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  •      умение демонстрировать методическое искусство учителя;

    планирование обратной связи;

  •     урок должен быть добрым. Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники

  •  свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

  •    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса).

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1.Определение темы учебного материала.

2.Определение дидактической цели темы.

3.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

4.Продумывание структуры урока.

5.Обеспеченность урока.

6.Отбор содержания учебного материала.

7.Выбор методов обучения.

8.Выбор форм организации педагогической деятельности

9.Оценка знаний, умений и навыков.

10.Рефлексия урока.

В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).








Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту.

Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

•название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

•цель освоения учебного содержания;

•планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

•метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

•основные понятия темы;

•технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

•контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

•реализовать планируемые результаты ФГОС;

•определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

•системно формировать у учащихся УУД;

•осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

•определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

•проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

•освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам

освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

•определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

•на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

•выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

•решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

•соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

•обеспечить повышение качества образования.

        

Таким образом, современный урок направлен на

  • формирование и развитие УУД,

•на достижение личностных результатов;

•Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

•Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

•Проектировать пути их реализации;

•Контролировать и оценивать свои достижения.



Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения


При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление уч. материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельн. детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные


Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио


Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки


Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Список литературы:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). — М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС.

Автор: Новичихина Светлана Владимировна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292300

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства