kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Исследовательская деятельность как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Исследовательская деятельность

как средство формирования учебно-познавательной компетентности      младших школьников  в условиях реализации ФГОС.

Первоклассник  идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Такой вопрос задаёт себе каждый родитель. Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством таких технологий, как  метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др., путём реализации личностно-деятельностного подхода  в обучении,    систематического интегрирования предметного содержания, при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, а напротив, знания, умения, способности и личностные качества составляют систему требований, которые предъявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Ключевые компетентности  формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами, они подробно описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте .

Основными компетентностями, формируемыми у учащихся начальной школы, являются: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность;  готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов;  готовность к социальному взаимодействию;    коммуникативная компетентность.

Учебно-познавательная компетентность – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

Учебно-познавательная компетентность – это такие качества, как:

- Способность осуществлять учебную деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самоконтроль и самооценку).

- Владение умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

- Умение определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей и пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и исправлять их.

- Готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ.

- Способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь различными источниками информации.

Исследовательская деятельность способствует развитию по­знавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Дети младшего школьного возраста по природе своей иссле­дователи и с большим интересом участвуют в различных иссле­довательских делах.

В своей творческой лаборатории я хочу поделиться методами и приемами формирования исследовательских умений школьников т.к. на протяжении нескольких лет являлась учителем-экспериментатором. Тема эксперимента была  «Формирование общеучебной компетентности  младших школьников   на уроках русского языка  через исследовательскую деятельность»

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность»

Межмуниципальный

Фестиваль методического творчества





Творческая мастерская

«Исследовательская деятельность

как средство формирования

учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС»



Меньщикова Елена Викторовна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №17 г.Вольска

Саратовской области

6 апреля 2012г

г.Балаково

Исследовательская деятельность

как средство формирования учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС.



Первоклассник идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Такой вопрос задаёт себе каждый родитель. Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством таких технологий, как метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др., путём реализации личностно-деятельностного подхода в обучении, систематического интегрирования предметного содержания, при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, а напротив, знания, умения, способности и личностные качества составляют систему требований, которые предъявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Ключевые компетентности формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами, они подробно описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте .

Основными компетентностями, формируемыми у учащихся начальной школы, являются: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность.

Учебно-познавательная компетентность – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

Учебно-познавательная компетентность – это такие качества, как:

- Способность осуществлять учебную деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самоконтроль и самооценку).

- Владение умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

- Умение определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей и пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и исправлять их.

- Готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ.

- Способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь различными источниками информации.

Исследовательская деятельность способствует развитию по­знавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Дети младшего школьного возраста по природе своей иссле­дователи и с большим интересом участвуют в различных иссле­довательских делах.

В своей творческой лаборатории я хочу поделиться методами и приемами формирования исследовательских умений школьников т.к. на протяжении нескольких лет являлась учителем-экспериментатором. Тема эксперимента была «Формирование общеучебной компетентности младших школьников на уроках русского языка через исследовательскую деятельность»







1слайд Развитие исследовательских способностей школьников.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них об­щих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач совре­менного образования.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение ви­деть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ние понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умо­заключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития ос­новных умений и навыков исследова­тельского поведения можно использо­вать различные методы. Кратко остановлюсь на некоторых из них.

2слайд I. Развитие умения видеть пробле­мы.

3слайд Проблема - это затруднение, слож­ный вопрос, задача, требующие разре­шения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Умение видеть проблемы - инте­гральное свойство мышления.

Поиск проблемы - дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы вмес­те с ребенком, учитель должен про­явить гибкость. Не стоит непременно требовать от ученика ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения конечной цели. Вполне достаточно общей, приблизительной характеристики. Умение видеть проблемы - инте­гральное свойство мышления. Разви­вается оно в течение длительного времени в самых разных видах дея­тельности.

Приведу примеры зада­ний, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Для того чтобы научиться выявлять про­блемы, необходимо овладеть способ­ностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследова­ния с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.

4слайд «Посмотри на мир чужими глазами». (Практ.)

Читаю детям неоконченный рас­сказ:

а) С утра небо покрылось черными туча­ми, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газо­ны, дороги...

Продолжи рассказ: представь себя гу­ляющим во дворе с друзьями;

водителем грузовика, едущего по дороге;

летчиком, отправляющимся в полет;

мэром города;

вороной, сидящей на дереве;

зайчиком в лесу.

Эту работу можно сделать письмен­ной, предложив детям написать сочи­нение, но хороший эффект дают и уст­ные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интерес­ные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

5слайд «Сколько значений у предмета?» (практ.)

Учитель предлагает детям рассмот­реть какой-нибудь хорошо знакомый предмет (карандаш, кирпич, мел, ко­робку и т.п.) и найти как можно боль­ше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Оценивается логичность и оригинальность.

6 слайд Развитие умения выдвигать гипотезы.

7 слайд Гипотеза - это предположение, суж­дение о закономерной связи явлений.

Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество инте­ресных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы.

Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Сто­ит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превраща­ется в ложное предположение.

8слайд Обычно используются два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический.

Первый опирается на логику и анализ других теорий (име­ющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута.

Эмпи­рический способ предполагает наблю­дения и эксперименты.

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы по­зволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Делая предположения, обычно ис­пользуют слова: может быть, предпо­ложим, допустим, возможно, если, наверное.

9 слайд «Давайте вместе подумаем». (практ.)

Как птицы узнают дорогу на юг?

10 слайд Гипотезы:

а) Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.

б) Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), ко­торые указывают им направление полета.

в) Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

г) Допустим, что птицы находят теп­лые воздушные потоки и летят по ним.

д) А может быть, у них есть внутрен­ний компас - такой, как в самолете или на корабле.

е) А если птицы точно находят доро­гу на юг потому, что они ловят специ­альные сигналы из космоса? (Провока­ционная идея.)

11 слайд Упражнение на обстоятельства. (практ.)

При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Мо­жешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или бо­лее из этих предметов?

Письменный стол, нефтяное месторож­дение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет рома­шек, охотничья собака.

12 слайд Развитие умений задавать во­просы.

В процессе исследования, как и лю­бого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматри­вается как форма выражения пробле­мы. По сравнению с вопросом пробле­ма имеет более сложную структуру образно говоря, она имеет больше «пустот», которые нужно заполнить.

Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потреб­ность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы:

  • Уточняющие (прямые или «ли»-вопросы) - верно ли, что...; надо ли соз­давать...; должен ли... - могут быть простыми и сложными. Сложный во­прос фактически состоит из несколь­ких простых, например: Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен?

  • Восполняющие (неопределенные, непрямые или «к»-вопросы) включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Эти вопросы также могут быть простыми и слож­ными. Например: Кто, когда и где может построить этот дом? - слож­ный вопрос. Его без труда можно разде­лить на три самостоятельных (про­стых) вопроса.

13 слайд Игра «Угадай, о чем спросили». (практ.)

  • Ученику, вышедшему к доске, дает­ся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не пока­зывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выпол­нять задание, надо предупредить отве­чающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе. (раздаю карточки)

  • Почему совы охотятся ночью?

  • Почему пригородные поезда называ­ются электричками?

  • Как называют птиц, способных повто­рять человеческую речь?

  • Могут ли люди жить без компьютеров?

  • Почему весной разливаются реки?

14 слайд Развитие умений и навыков экс­периментирования.

15 слайд Эксперимент (проба, опыт) - важ­нейший из методов исследования и самый главный метод познания в большинстве наук.

Эксперимент предполагает, что мы активно воз­действуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Однако эксперименты бывают и мысленные.

1. Мысленный эксперимент.

В ходе мысленных экспериментов исследователь представляет себе каж­дый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий..

16 слайд формировать и раз­вивать научный интерес и исследова­тельскую активность ребенка нужно с младшего школьного возраста. Когда учащиеся владеют умениями и навыками исследовательской деятельности, они легко

приступают к выполнению творческих проектов, указывая шаги и пути решения проблемы.





Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Просмотр содержимого презентации
«Развитие исследовательских способностей младших школьников»

Развитие  умения видеть проблемы

Развитие умения видеть проблемы

Проблема-это затруднение , сложный вопрос, задача, требующие разрешения ,т.е. действий, направленных на исследование всего , что связано с данной проблемной ситуацией.  Умение видеть проблемы -интегральное свойство мышления .

Проблема-это затруднение ,

сложный вопрос, задача, требующие разрешения ,т.е. действий, направленных на исследование всего , что связано с данной проблемной ситуацией.

Умение видеть проблемы -интегральное свойство мышления .

С утра небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома , деревья, тротуары , газоны, дороги…

С утра небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома , деревья, тротуары , газоны, дороги…

Гипотеза- это предположение , суждение о закономерной связи явлений.   Построение гипотез- основа исследовательского , творческого мышления.   Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете ,посмотреть на ситуацию с другой стороны.
  • Гипотеза- это предположение , суждение о закономерной связи явлений.

  • Построение гипотез- основа исследовательского , творческого мышления.

  • Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете ,посмотреть на ситуацию с другой стороны.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
  • ЭМПИРИЧЕСКИЙ
Как птицы узнают дорогу на юг?

Как птицы узнают дорогу на юг?

Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам. Наверное, птицы сверху видят растения ,которые указывают им направление полёта. Предположим , что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу. Допустим, что птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним. А может быть, у них есть внутренний компас- такой, как в самолёте или на корабле. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса?
  • Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам.
  • Наверное, птицы сверху видят растения ,которые указывают им направление полёта.
  • Предположим , что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
  • Допустим, что птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним.
  • А может быть, у них есть внутренний компас- такой, как в самолёте или на корабле.
  • А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса?
УТОЧНЯЮЩИЕ  ВОСПОЛНЯЮЩИЕ
  • УТОЧНЯЮЩИЕ

  • ВОСПОЛНЯЮЩИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Меньщикова Елена Викторовна

Дата: 28.06.2014

Номер свидетельства: 108919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства