Просмотр содержимого документа
«Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения подростков»
Профилактика и коррекция отклоняющегося
Поведения
подростков
Понятия
Девиантное поведение (от лат. - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
«с объективной точки зрения, Трудный ученик - такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик - такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы». (П.П. Блонский)
Педагогически запущенный - это такой ребенок, уровень невоспитанности которого выражается в несформированности важнейших социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста. Черты и качества педагогически запущенного школьника обусловливают его неадекватные реакции на педагогические воздействия в силу недостаточного развития воли, чувств.
Социально запущенные дети и подростки - это трудновоспитуемые и педагогически запущенные несовершеннолетние, у которых отсутствуют профессиональная направленность, полезные навыки и умения, резко сужена сфера социальных интересов.
Качества
- как особенности отдельных психических процессов
- как социально обусловленные качества личности и черты характера
- как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям;
1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом;
2) по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества;
3) по отклонениям в понимании общественных интересов;
4) по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития;
5) по степени деформации психики;
6) по отклонениям в системе ведущих мотивов;
7) по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям;
Классификация девиации подростков(по А. Ф. Никитину)
1) по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы);
2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные);
3) по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные)
4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);
5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители) ;
Типы акцентуации характера,
провоцирующиеотклоняющиеся поведение
Гипертимный тип
акцентуаций характера дает 36% случаев отклоняющегося поведения. Подростки этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству.
Циклоидный тип
как трансформация гипертимного типа проявляется в виде фазового (в рамках довольно непродолжительного времени) состояния после завершения в рамках полового созревания.
Истероидный тип
акцентуации характера отмечен у 52% подростков с девиантным поведением.
- они разновозрастны и разнообразны по социальному составу (у педагогически запущенных подростков в состав группы входят не только школьники - 37%, но и учащиеся ПТУ, техникумов -54%, учащиеся и работающая молодежь - 9%, в контрольной группе - 67, 28 и 5%);
-невелики по количественному составу (5-10 человек) и относительно стабильны (около 95% педагогически запущенных подростков входят в одни и те же группы, в контрольной группе -82,7%);
-формируются в основном по признаку места жительства (педагогически запущенные подростки входят в группы, члены которых живут на одной улице - 54% подростков, в одном дворе -25%, в одном микрорайоне - 17%; в контрольной группе у 46% подростков первое знакомство со своими друзьями произошло по месту жительства);
-в них довольно высокий уровень интенсивности общения (85% педагогически запущенных подростков ежедневно встречаются со своими друзьями, в контрольной группе такие встречи вне школы наблюдаются у 48,3% подростков);
Воспитательно-коррекционная работа
Подростков во внеуч. время
Художественно-эстетическая деятельность
нравственно-правовая деятельность
направлена на развитие способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, на выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, на воспитание у школьников стремления и умений вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, бороться с проявлением уродливого, безобразного, низменного.
формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, к своему труду, природе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения ребенка.
Методы = исправление ОП(по А. И. Кочетову)
методы разрушения отрицательного типа характера
метод «взрыва» и метод реконструкции характера;
методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:
а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
методы перестройки жизненного опыта
б) переориентировки самосознания;
а) предписания;
метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения
в) переубеждения;
б) ограничения;
а) поощрения и наказания;
г) прогнозирования отрицательного поведения;
б) соревнования;
в) переучивания;
г) переключения;
в) положительной перспективы
д) регламентации образа жизни;
Приемы педагогического воздействия(по Э. Ш. Натанзон)