kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы

«Профилактика и коррекция 

девиантного поведения детей и подростков»

Цели программы:

1.Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

2.Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе.

3.Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.
  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).
  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков»»



Опыт работы «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков»





Программа


Паспорт программы.

Программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон).

  2. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;

  3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  4. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на 22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года)

  5. Семейный кодекс Российской Федерации;

  6. Федеральный закон «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 9 ноября 2011 года

  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

  9. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах""

  10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  11. Закон Кемеровской области от 16 июня 2014 года №55-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области"

  12. Постановление от 18.10.2012 № 3 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области».

  13. Постановление КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района от 27.08.2015 № 17 «О мерах по устранению причин жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей, учреждений органов образования, органов социальной защиты».

Цели программы:

  1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе.

  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

  2. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала.

  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).

  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

Сроки реализации программы: 1 год.


Пояснительная записка

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы учащихся.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;

  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных структур по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор необходимой информации о нем.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д.

Второй этап  - анализ полученной информации.
На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т. д.

Третий этап - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.

Четвертый этап - консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. Что удалось? Что не получилось? Почему?

Седьмой этап - отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)

Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается социальный педагог, педагог-психолог, курирующие учащегося.


Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:

  • Для классного руководителя они заключаются в создании ученического коллектива и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся. Вовлечение учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.

  • Дело социального педагога - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями.

  • Педагог-психолог должен помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.

  • Задача администрации школы - создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения.


Факторы риска.


Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.

Семейные факторы риска: конфликты в семье, отсутствие дисциплины, безнадзорность, физическое и психологическое насилие в семье, родители, употребляющие алкоголь и наркотики.

Индивидуальные факторы риска: низкая самооценка, агрессивность, положительные установки по отношению к наркотикам, плохая успеваемость, нарушения поведения, застенчивость.

Факторы риска в обществе: жизнь в обществе, способствующая употребления табака, алкоголя и наркотиков, отсутствие поддержки со стороны общества, нищета и экономическая нестабильность, доступность наркотиков.

Факторы риска в группе сверстников: давление сверстников, друзья, употребляющие алкоголь, нежелание учиться, дружба с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики.

Школьные факторы риска: плохая успеваемость, низкий моральный уровень учителей и учеников, нормы, способствующие употребления табака, алкоголя и наркотиков, неуважительное отношение к образованию.



Координационный план работы с детьми группы риска


Мероприятия

Классные руководители

Социальный

педагог

Педагог- психолог

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по

ВВР

Комиссия по урегулированию споров участников образовательных отношений

Родительский комитет

I. Организационные мероприятия

1.

Составление социального паспорта класса, школы

*

*






2.

Составление характеристик на детей группы риска

*

*

*





3.

Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции

*

*

*

*

*

*

*

4.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

*

*



*



5.

Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся

*

*

*





6.

Организация досуга и кружковой деятельности

*

*



*



7.

Составление административных писем, ходатайств и др. документ.


*



*



8.

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами


*






9.

Организация летней занятости

*

*



*


*

II. Работа с учащимися

1.

Контроль посещаемости занятий

*

*


*

*



2.

Контроль текущей успеваемости

*

*


*




3.

Вовлечение учащихся в кружки и секции

*

*



*



4.

Проведение профилактических бесед

*

*

*

*

*

*

*

5.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

*

*

*

*

*


*

6.

Направление на консультации к психологу или к специалистам мед. учреждений, ЦДК

*

*

*

*

*

*


7.

Содействие в трудоустройстве

*

*



*

*

*

8.

Проведение психодиагностики



*





9.

Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута

*

*

*





10

Разбор конфликтных ситуаций

*

*

*

*

*

*

*

III. Работа с родителями

1.

Посещение семей группы риска

*

*

*

*

*

*

*

2.

Проведение консультаций

*

*

*


*



3.

Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений


*

*



*



4.

Выступления на род. собраниях

*

*

*

*

*

*

*

5.

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений

*

*

*

*

*



IV. Работа с педагогическим коллективом

1.

Осуществление обмена необходимой

информацией с учителями - предметниками

*

*

*

*

*



2.

Консультации по результатам диагностики


*

*





3.

Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска


*

*





4.

Выступление на педсоветах

*

*

*

*

*



5.

Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска


*

*


*





План реализации программы профилактической направленности



Организационные мероприятия

Работа с учащимися

Работа с родителями

Работа с педагогическим коллективом

сентябрь

1Составлениее социальных паспортов классов, школы

2.Составление характеристик на детей группы риска

3. Выявление      проблемных   детей, оформление индивидуальных карт.

4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся

5.Организация контроля занятости в кружковой деятельности

6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами


1.Контроль посещаемости учебных занятий

2.Контроль успеваемости

3.Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Направление на консультации к психологу или к специалистам мед. учреждений, ЦДК

6. Разбор конфликтных ситуаций

7. Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    

1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений

4. Выступления на родительских собраниях

5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений в семье


1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями - предметниками

2. Консультации по результатам диагностики

3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска

4. Педсовет

октябрь

1. Организация занятости детей во внеурочное время

2. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

3. Выявление      проблемных   детей, оформление индивидуальных карт.

6. Цвето - рисуночный тест диагностики психических состояний школьников.

7. Выявление типа темперамента.


1.Контроль посещаемости занятий

2.Контроль успеваемости

3.Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Направление на консультации к психологу или к специалистам мед. учреждений, ЦДК

6. Изучение положения ребенка в семье

7. Разбор конфликтных ситуаций

8. Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    


1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений

4. Выступления на родительских собраниях

5. Тест опросник родительского отношения (ОРО)


1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями - предметниками

2. Консультации по результатам диагностики

3. Организация      тематических      встреч, со специалистами правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения

ноябрь

1. Организация занятости детей во время каникул

2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности

3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения.

5. Социометрические

измерения   и   анкетирования.  Установление положения ученика в   классном коллективе



1.Контроль посещаемости занятий

2.Контроль успеваемости

3.Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Изучение положения ребенка в семье.

6. Разбор конфликтных ситуаций

7. Оценка уровня тревожности.

8. Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    

1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений

4. Взаимоотношения подростков с родителями.

1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями - предметниками

2. Консультации по результатам диагностики


декабрь

1.Корректировка социальных паспортов классов

2.Составление характеристик на детей группы риска

3. Корректировка картотеки и сводных таблиц на учащихся

4. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности

6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами


1.Контроль посещаемости занятий

2.Контроль успеваемости

3.Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Диагностика состояния агрессии

7. Разбор конфликтных ситуаций

8. .Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    


1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Выступления на родительских собраниях

5. Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников

1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями - предметниками

2. Консультации по результатам диагностики

3. Педсовет (совещание) «Итоги профилактической работы с учащимися группы риска за первое полугодие»

январь

1. Организация занятости детей во время каникул

2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности

3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения.

5. Проведение работы по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения

1. Контроль посещаемости занятий

2. Контроль успеваемости

3. Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Разбор конфликтных ситуаций

6. Проведение диагностики межличностных отношений

7. Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    

1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Выступления на родительских собраниях

5. Определение психологической атмосферы в семье.

1. Консультации по профилактической работе с детьми группы риска.

2. Консультации по результатам диагностики.


февраль

1. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности

3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами


1.Контроль посещаемости занятий

2.Контроль успеваемости

3.Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Направление на консультации к психологу или специалистам мед. учреждений и ЦДК

6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы.

7. Разбор конфликтных ситуаций

8. Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    

1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений

4. Выступления на родительских собраниях

5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений


1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками

2. Консультации по результатам диагностики

3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска

4. Организация      тематических      встреч   со специалистами      правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения

март

1. Организация занятости детей во время каникул

2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности

3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

4. Проведение работы по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения.

1.Контроль посещаемости занятий

2.Контроль успеваемости

3.Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    

6.Проведение диагностики «Выявление типологических особенностей личности»

7. Разбор конфликтных ситуаций

1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3 Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений

4. Выступления на родительских собраниях

5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений

6. Привлечение родителей к проведению праздничным мероприятиям.

1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками

2. Консультации по результатам диагностики


апрель

1. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности

3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

4. Организация занятий для детей группы

риска   по   саморегуляция,   по   развитию

способностей,        правильно        выражать

эмоции, по овладению способами решения

конфликтов

1.Контроль посещаемости занятий

2.Контроль успеваемости

3.Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Разбор конфликтных ситуаций

6.Изучение уровня воспитанности учащихся.

7. Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    

1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3 Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений

4. Выступления на родительских собраниях


1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями - предметниками

2. Консультации по результатам диагностики


май

1. Организация занятости детей во время каникул

2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности

3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами


1.Контроль посещаемости занятий

2.Контроль успеваемости

3.Проведение профилактических бесед

4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися

5. Разбор конфликтных ситуаций

6. Привлечение     детей    группы    риска    к участию       в       культурно-массовой       и спортивной    работе.    

1. Посещение семей группы риска

2. Проведение консультаций

3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений

4. Выступления на родительских собраниях


1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками

2. Педсовет (совещание) «Итоги профилактической работы с учащимися группы риска за учебный год»

июнь

1.Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами

2. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения.

1.Проведение профилактических бесед

2.Разбор конфликтных ситуаций


1. Посещение семей группы риска



июль

1.Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами


1.Проведение профилактических бесед

2.Разбор конфликтных ситуаций


1. Посещение семей группы риска



август

2.Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами


1.Проведение профилактических бесед

2. Разбор конфликтных ситуаций

3. Всеобуч - акция «Помоги пойти учится»


1. Посещение семей группы риска



1. Выявление детей не охваченных обучением.








План мероприятий для участников образовательных отношений

по преодолению девиантного поведения несовершеннолетних

(на учебный год).



Наименование мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

Участники

Ответственные

Диагностическая работа

1

Организация мониторинга социального состава учащихся школы и их семей. Социальный паспорт класса, школы.


Сентябрь

Учащиеся 1-11 классов и из родители ( законные представители)

Классные руководители.

Социальный педагог

3

Мониторинг посещаемости учащимися творческие объединения, секции, занятия внеурочной деятельности.


Октябрь

Январь

Учащиеся, состоящие на разных видах учёта.

Классные руководители.

Социальный педагог.

5

Осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий учащимися, состоящих не разных видах учёта.


Мониторинг.


Ежедневно.




Ежемесячно

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.


Классные руководители.



Социальный педагог.

6

Мониторинг вовлечения учащихся во внеклассную и внеурочную работу.


В течение года

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.

Опекаемые ( подопечные) приемные дети.

Классные руководители.



Социальный педагог.

7

Мониторинг занятости учащихся в системе дополнительного образования, каникулярного времени, летнего отдыха.


Сентябрь, январь

каникулы

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.

Опекаемые (подопечны) приемные дети.

Классные руководители.



Социальный педагог.

8

Изучение особенностей познавательной сферы подростка:

Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).

Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича).

Определение уровня интеллекта (по методике «Краткий отборочный тест» Бузина)



В течение года (по запросу)

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.

Опекаемые (подопечны) приемные дети.

Педагог-психолог, классный руководитель


Изучение особенностей развития личности подростка:

Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала Кондаша).

Изучение типа темперамента (по методике Айзенка).

Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко, опросник Шмишека).

Диагностика агрессивности и конфликтности у подростков (опросник Басса – Дарки).

Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М.Цукерман).

Диагностика импульсивности (по методике Е.П.Ильина).

Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО Е.А.Климова).

Изучение «совестливости» (по методике В.М.Мельникова).

Изучение уровня эгоцентризма (по методике «Эгоцентрические ассоциации»).

Изучение отношения к употреблению ПАВ.

Анкета старшеклассника.



В течение года (по запросу)

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.

Опекаемые (подопечны) приемные дети.

Педагог-психолог, классный руководитель


Изучение микроклимата семей подростков:

Изучение детско – родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»).

Анкета для родителей.



В течение года (по запросу)

Учащиеся и семьи учащихся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.

Опекаемые (подопечны) приемные дети.

Педагог-психолог, классный руководитель

Коррекционно-развивающая работа

Работа с учащимися

1

Беседа: «Тревога дома и в школе».

Круглый стол: «Учимся строить отношения».

Занятие - игра «Не бойся чувствовать».

Дискуссии:

«Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»

«Легко ли быть молодым?»

Игры:

Интерактивная игра «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей»

Игра «Школа безопасности»

Тренинги:

«Умеем ли мы общаться?»

Классные часы:

«Толерантность и мы»

«ЗОЖ – что это значит?»



Учащиеся 4 – 5 классов





(10 – 11кл)


(4 – 6кл):


Работа с родителями

3

Индивидуальные беседы, по профилактике правонарушений: «Внимание, контроль, понимание».

Беседа – круглый стол: «Помоги ребенку сказать – Нет!»

Лектории:

«Нравственные законы жизни»

«Взаимодействие людей друг с другом»





Работа с педагогами

5

Круглый стол: «Трудный ребенок – помоги ему учиться жить».





Просветительская работа

Работа по правовой грамотности среди несовершеннолетних.

1

Классный час «Подросток и

закон»


Декабрь


Учащиеся 5-7 классов


Классные руководители.

Социальный педагог.

2

Классный час «Путь в бездну»



Октябрь


Учащиеся 9 классов

Классные руководители.

Социальный педагог.

3

Беседа «О вреде алкоголя, употреблении табака»


Октябрь



Учащиеся 7-8 классов


Классные руководители.

Социальный педагог.

5

Круглый стол с участием директора службы «Телефон доверия» Ефремовым С.С.


Май

Учащиеся 5-9 классов

Педагог-психолог.

6

Организация тематических встреч с представителями служб и ведомств по темам:

- Безопасное поведение на улице, городе и дороге.

-Безопасность на железнодорожном транспорте и вокзалах.


Сентябрь


Май

Учащиеся 1-11 классов

Инспектор по пропаганде БДД, инспектор ОПДН, НДН ЛоП на ст. Мариинск,

7

«Здоровье и безопасность», встречи с представителями службы наркоконтроля, врачом-наркологом.


Октябрь

Учащиеся 7-9 классов

Социальный педагог.

10

Классные часы, посвящённые Международному Дню толерантности.


Ноябрь

Учащиеся 1-11 классов

Классные руководители.

Социальный педагог.


Неделя правовых знаний. Классные часы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений: «Права и обязанности подростка», «Отношение между подростком и взрослым», «Как мы выполняем правила для учащихся?» Правила поведения учащихся. Для чего они нужны?»


Декабрь




Январь

Учащиеся 1-11 классов

Классные руководители.

Социальный педагог.


Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних»


Февраль

Учащиеся 9-11 классов

Социальный педагог.


Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»


Апрель

Учащиеся 1-4 классов

Социальный педагог.

Классные руководители.


«Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах» - памятки.


Март

Учащиеся 6-11 классов

Социальный педагог


Беседа «Чем опасно мелкое хулиганство»


Май

Учащиеся 1-4 классов

Социальный педагог.

17

«Встречи с интересными людьми»- экскурсии

  • профессии на Ж/Д

  • Городской суд.

  • КДН и ЗП.

  • НДН ст. Мариинск.

  • МО МВД России «Мариинский».



Сентябрь, октябрь


Февраль

Ноябрь


Декабрь

Январь

Учащиеся


7-9 классов



9 классов

8 классов


7 классов

6 классов

Социальный педагог.

Профилактическая работа с родителями. Профилактика семейного неблагополучия.


Проведение сверки семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения.


Сентябрь


Социальный педагог

Классные руководители


Классные родительские собрания «Взаимодействие семьи и школы по профилактике правонарушений».


Декабрь


Социальный педагог

Классные руководители


Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"


По необходимости

Семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения.

Социальный педагог

Классные руководители.


Проведение цикла профилактических бесед с родителями:

*права, обязанности и ответственность родителей,

принципы отношений взрослых и детей;

*причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых.

*роль семьи в становлении личности ребенка.

* Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков.


В течение года

Семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения.

Социальный педагог













Педагог- психолог.

Социальный педагог


Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей (детей).


В течение года

Семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения.

Опекуны (попечители) , приёмные родители.

Социальный педагог


Работа с педагогическим коллективом.


Нормативно - правовые документы по профилактике правонарушений среди детей и подростков. Заседание М/О классных руководителей.


Сентябрь

Классные руководители.

Социальный педагог


Работа классных руководителей с учащимися, систематически пропускающими занятия. Консультирование.


В течение года

Классные руководители.

Социальный педагог


Участие в методическом объединении классных руководителей школы.


В течение года


Социальный педагог


Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей.


В течение года

Классные руководители.

Социальный педагог


«Пути решений конфликтных ситуаций в классном коллективе»

Индивидуальные консультации по результатам диагностики в соответствии с планом ВШК.


Октябрь-апрель

Педагоги.

Педагог-психолог.

Социальный педагог


Рекомендации классным руководителям «О мерах профилактики правонарушений и преступлений среди детей и подростков». Заседание М/О классных руководителей.


Декабрь

Классные руководители.

Педагог-психолог.

Социальный педагог


Работа с картами учета несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и преступлений.


По запросу.

Классные руководители

Социальный педагог

Консультативная работа

1

Оказание консультационной помощи учащимся, педагогам, родителям


В течение года по необходимости


Социальный педагог, педагог-психолог

Организационно-методическая работа

1

Создание (корректировка) банка данных об учащихся с девиантным поведением


Сентябрь (в течение года)


Социальный педагог, классные руководители

2

Контроль посещаемости занятий и успеваемостью учащихся с девиантным поведением


В течение года


Социальный педагог, классные руководители


Вовлечение подростков к активному, развивающему досугу (кружки, секции)


В течение года


Социальный педагог, руководители кружков


Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности



В течение года


классные руководители, социальный педагог


Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания


В течение года


Классные руководители, социальный педагог


Организация летнего отдыха и занятости учащихся в каникулярное время


В течение года


Классные руководители, администрация, социальный педагог


Участие в методических секциях, семинарах, практикумах различного уровня по социально-педагогическим вопросам.


В течение года

Педагоги.

Социальный педагог


Пополнение базы нормативно-правовых документов.


В течение года

Методическая копилка

Социальный педагог













Индивидуально-профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета.


Изучение личностей учащихся и составление социально-психологических карточек учащихся, состоящих на ВШК, ОПДН, КДН и ЗП.


В течение года

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.

Социальный педагог.

Классные руководители.

Педагог-психолог.


Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики с целью получения информации об учащихся, требующих усиленного контроля и оказания им социальной помощи.


В течение года

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК

Социальный педагог


Изучение семейных взаимоотношений в семье учащихся с целью оказания социальной, психологической помощи.


В течение года

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.

Опекаемые (подопечные) и приемные дети.

Социальный педагог.

Классные руководители.

Педагог-психолог.


Проверка учащихся по месту жительства с целью выявления обстановки в семьях, Принятия к родителям мер правового характера в случае выявления фактов неблагополучия.


В течение года

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.


Социальный педагог.

Классные руководители.



Обследование условий жизни опекаемых детей, а также многодетных и малообеспеченных семей с целью выявления их потребностей, трудностей в воспитательном процессе.


По мере необходимости



Два раза в год

Учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей

Опекаемые (подопечные) и приемные дети.

Классные руководители.

Социальный педагог.

Органы опеки и попечительства.


Осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий учащимися, состоящих не разных видах учёта.



Ежедневно.




Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.


Классные руководители.



Проведение индивидуально-профилактической работы с опекаемыми (подопечными), приёмными учащимися и состоящими на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК,

с целью предупреждения с их стороны нарушения Устава школы, противоправных действий.


В течение года

Опекаемые (подопечные) и приемные дети.

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.


Социальный педагог


Оказание помощи в организации трудоустройства учащихся в летний период


Июнь, июль, август.

Опекаемые (подопечные) и приемные дети.

Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК.

Социальный педагог



Совместная работа со смежными службами:

  • ОПДН Межмуниципального отдела МВД России «Мариинский» (ОПДН);

  • ЛоП по ст. Мариинск;

  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты прав при администрации Мариинского муниципального района (КДН и ЗП);

  • Орган опеки и попечительства;

  • «Центр диагностики и консультирования» (ЦДК);

  • ГКУ «СРЦ для несовершеннолетних отделение дневного пребывания;

  • учреждения дополнительного образования;

  • школьный фельдшер.


Ожидаемые конечные результаты


Педагогические показатели - повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня облученности, снижение педагогической запущенности.

Социально-психологические показатели - улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.



Список литературы:


  1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст]: Сборник статей Л.И. Анцыферова. М: Наука 1981 г.

  2. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология [Текст]: Социальная работа школы с семьей курс лекций / Н.Ф. Добрынин В.Н. Гуров; под ред. Н.Ф. Добрынина
    Педагогическое общество России, Москва 2002

  3. Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» [Текст]: методическое пособие/ И.В. Дубровина «Академия» 1995 г.

  4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция Испр. недостатков характера у детей и подростков [Текст]: Кн. для учителя / В.П. Кащенко - 2-е изд.—М.: Просвещение, 1994.—223 с.: ил.

  5. Ковалев А.Г. «Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» [Текст]: юридическая литература / А.Г. Ковалев Москва 1968 г.

  6. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» [Текст]: научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. - Санкт-Петербург 2003 г.

  7. Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подростку в клизисных ситуациях [Текст]: Профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.

  8. Никитина, Н.И. «Методика и технология работы социального педагога» [Текст]: методическое пособие/ Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова Москва 2005г.

  9. Потанин, Г.М. «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» [Текст]: учебное пособие / Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин. - МГПИ им. Н.К.Крупской, 1987 г.

  10. Петровский А.В. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов ВУЗов / под ред. А.В. Петровского

  11. Пырочкина, С.А. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков [Текст]: Программы, групповые занятия, проектная деятельность / С.А. Пырочкина О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008г.

  12. Реан А.А. «Психология подростка» [Текст]: А.А. Реан М: «Олма - пресс» 2003г.

  13. Ромашкина Г.А. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждений [Текст]: методическое пособие/ Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006

  14. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога [Текст]: методическое пособие / Т.А. Шишковец. -М.: ВАКО, 2005.







Составители:

Тимонова Елена Сергеевна,

социальный педагог.

Хромова Татьяна Юрьевна,

педагог-психолог



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Опыт работы «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков»

Автор: Тимонова Елена Сергеевна, Хромова Татьяна Юрьевна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Коррекция агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "korriektsiia-aghriessivnogho-poviedieniia-u-podrostkov-s-umstviennoi-otstalost-iu-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "154520"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421164410"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства