Опыт работы «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков»
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы учащихся.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:
Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения.
Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.
| Организационные мероприятия | Работа с учащимися | Работа с родителями | Работа с педагогическим коллективом |
сентябрь | 1Составлениее социальных паспортов классов, школы 2.Составление характеристик на детей группы риска 3. Выявление проблемных детей, оформление индивидуальных карт. 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля занятости в кружковой деятельности 6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами | 1.Контроль посещаемости учебных занятий 2.Контроль успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или к специалистам мед. учреждений, ЦДК 6. Разбор конфликтных ситуаций 7. Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений в семье | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями - предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет |
октябрь | 1. Организация занятости детей во внеурочное время 2. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 3. Выявление проблемных детей, оформление индивидуальных карт. 6. Цвето - рисуночный тест диагностики психических состояний школьников. 7. Выявление типа темперамента. | 1.Контроль посещаемости занятий 2.Контроль успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или к специалистам мед. учреждений, ЦДК 6. Изучение положения ребенка в семье 7. Разбор конфликтных ситуаций 8. Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Выступления на родительских собраниях 5. Тест опросник родительского отношения (ОРО) | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями - предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Организация тематических встреч, со специалистами правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения |
ноябрь | 1. Организация занятости детей во время каникул 2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения. 5. Социометрические измерения и анкетирования. Установление положения ученика в классном коллективе | 1.Контроль посещаемости занятий 2.Контроль успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Изучение положения ребенка в семье. 6. Разбор конфликтных ситуаций 7. Оценка уровня тревожности. 8. Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Взаимоотношения подростков с родителями. | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями - предметниками 2. Консультации по результатам диагностики |
декабрь | 1.Корректировка социальных паспортов классов 2.Составление характеристик на детей группы риска 3. Корректировка картотеки и сводных таблиц на учащихся 4. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами | 1.Контроль посещаемости занятий 2.Контроль успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Диагностика состояния агрессии 7. Разбор конфликтных ситуаций 8. .Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Выступления на родительских собраниях 5. Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями - предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Педсовет (совещание) «Итоги профилактической работы с учащимися группы риска за первое полугодие» |
январь | 1. Организация занятости детей во время каникул 2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения. 5. Проведение работы по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения | 1. Контроль посещаемости занятий 2. Контроль успеваемости 3. Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Разбор конфликтных ситуаций 6. Проведение диагностики межличностных отношений 7. Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Выступления на родительских собраниях 5. Определение психологической атмосферы в семье. | 1. Консультации по профилактической работе с детьми группы риска. 2. Консультации по результатам диагностики. |
февраль | 1. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами | 1.Контроль посещаемости занятий 2.Контроль успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или специалистам мед. учреждений и ЦДК 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций 8. Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Организация тематических встреч со специалистами правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения |
март | 1. Организация занятости детей во время каникул 2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 4. Проведение работы по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения. | 1.Контроль посещаемости занятий 2.Контроль успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. 6.Проведение диагностики «Выявление типологических особенностей личности» 7. Разбор конфликтных ситуаций | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3 Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению праздничным мероприятиям. | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики |
апрель | 1. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 4. Организация занятий для детей группы риска по саморегуляция, по развитию способностей, правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов | 1.Контроль посещаемости занятий 2.Контроль успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Разбор конфликтных ситуаций 6.Изучение уровня воспитанности учащихся. 7. Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3 Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Выступления на родительских собраниях | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями - предметниками 2. Консультации по результатам диагностики |
май | 1. Организация занятости детей во время каникул 2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами | 1.Контроль посещаемости занятий 2.Контроль успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Разбор конфликтных ситуаций 6. Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. | 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Комиссию урегулирования споров участников образовательных отношений 4. Выступления на родительских собраниях | 1.Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками 2. Педсовет (совещание) «Итоги профилактической работы с учащимися группы риска за учебный год» |
июнь | 1.Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 2. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения. | 1.Проведение профилактических бесед 2.Разбор конфликтных ситуаций | 1. Посещение семей группы риска | |
июль | 1.Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами | 1.Проведение профилактических бесед 2.Разбор конфликтных ситуаций | 1. Посещение семей группы риска | |
август | 2.Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами | 1.Проведение профилактических бесед 2. Разбор конфликтных ситуаций 3. Всеобуч - акция «Помоги пойти учится» | 1. Посещение семей группы риска | 1. Выявление детей не охваченных обучением. |
№ | Наименование мероприятия | Форма проведения | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
Диагностическая работа |
1 | Организация мониторинга социального состава учащихся школы и их семей. Социальный паспорт класса, школы. | | Сентябрь | Учащиеся 1-11 классов и из родители ( законные представители) | Классные руководители. Социальный педагог |
3 | Мониторинг посещаемости учащимися творческие объединения, секции, занятия внеурочной деятельности. | | Октябрь Январь | Учащиеся, состоящие на разных видах учёта. | Классные руководители. Социальный педагог. |
5 | Осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий учащимися, состоящих не разных видах учёта. Мониторинг. | | Ежедневно. Ежемесячно | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. | Классные руководители. Социальный педагог. |
6 | Мониторинг вовлечения учащихся во внеклассную и внеурочную работу. | | В течение года | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. Опекаемые ( подопечные) приемные дети. | Классные руководители. Социальный педагог. |
7 | Мониторинг занятости учащихся в системе дополнительного образования, каникулярного времени, летнего отдыха. | | Сентябрь, январь каникулы | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. Опекаемые (подопечны) приемные дети. | Классные руководители. Социальный педагог. |
8 | Изучение особенностей познавательной сферы подростка: Оценка внимания (по методике Мюнстенберга). Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича). Определение уровня интеллекта (по методике «Краткий отборочный тест» Бузина) | | В течение года (по запросу) | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. Опекаемые (подопечны) приемные дети. | Педагог-психолог, классный руководитель |
| Изучение особенностей развития личности подростка: Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала Кондаша). Изучение типа темперамента (по методике Айзенка). Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко, опросник Шмишека). Диагностика агрессивности и конфликтности у подростков (опросник Басса – Дарки). Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М.Цукерман). Диагностика импульсивности (по методике Е.П.Ильина). Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО Е.А.Климова). Изучение «совестливости» (по методике В.М.Мельникова). Изучение уровня эгоцентризма (по методике «Эгоцентрические ассоциации»). Изучение отношения к употреблению ПАВ. Анкета старшеклассника. | | В течение года (по запросу) | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. Опекаемые (подопечны) приемные дети. | Педагог-психолог, классный руководитель |
| Изучение микроклимата семей подростков: Изучение детско – родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»). Анкета для родителей. | | В течение года (по запросу) | Учащиеся и семьи учащихся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. Опекаемые (подопечны) приемные дети. | Педагог-психолог, классный руководитель |
Коррекционно-развивающая работа |
Работа с учащимися |
1 | Беседа: «Тревога дома и в школе». Круглый стол: «Учимся строить отношения». Занятие - игра «Не бойся чувствовать». Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?» «Легко ли быть молодым?» Игры: Интерактивная игра «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей» Игра «Школа безопасности» Тренинги: «Умеем ли мы общаться?» Классные часы: «Толерантность и мы» «ЗОЖ – что это значит?» | | | Учащиеся 4 – 5 классов (10 – 11кл) (4 – 6кл): | |
Работа с родителями |
3 | Индивидуальные беседы, по профилактике правонарушений: «Внимание, контроль, понимание». Беседа – круглый стол: «Помоги ребенку сказать – Нет!» Лектории: «Нравственные законы жизни» «Взаимодействие людей друг с другом» | | | | |
Работа с педагогами |
5 | Круглый стол: «Трудный ребенок – помоги ему учиться жить». | | | | |
Просветительская работа |
Работа по правовой грамотности среди несовершеннолетних. |
1 | Классный час «Подросток и закон» | | Декабрь | Учащиеся 5-7 классов | Классные руководители. Социальный педагог. |
2 | Классный час «Путь в бездну» | | Октябрь | Учащиеся 9 классов | Классные руководители. Социальный педагог. |
3 | Беседа «О вреде алкоголя, употреблении табака» | | Октябрь | Учащиеся 7-8 классов | Классные руководители. Социальный педагог. |
5 | Круглый стол с участием директора службы «Телефон доверия» Ефремовым С.С. | | Май | Учащиеся 5-9 классов | Педагог-психолог. |
6 | Организация тематических встреч с представителями служб и ведомств по темам: - Безопасное поведение на улице, городе и дороге. -Безопасность на железнодорожном транспорте и вокзалах. | | Сентябрь Май | Учащиеся 1-11 классов | Инспектор по пропаганде БДД, инспектор ОПДН, НДН ЛоП на ст. Мариинск, |
7 | «Здоровье и безопасность», встречи с представителями службы наркоконтроля, врачом-наркологом. | | Октябрь | Учащиеся 7-9 классов | Социальный педагог. |
10 | Классные часы, посвящённые Международному Дню толерантности. | | Ноябрь | Учащиеся 1-11 классов | Классные руководители. Социальный педагог. |
| Неделя правовых знаний. Классные часы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений: «Права и обязанности подростка», «Отношение между подростком и взрослым», «Как мы выполняем правила для учащихся?» Правила поведения учащихся. Для чего они нужны?» | | Декабрь Январь | Учащиеся 1-11 классов | Классные руководители. Социальный педагог. |
| Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних» | | Февраль | Учащиеся 9-11 классов | Социальный педагог. |
| Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» | | Апрель | Учащиеся 1-4 классов | Социальный педагог. Классные руководители. |
| «Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах» - памятки. | | Март | Учащиеся 6-11 классов | Социальный педагог |
| Беседа «Чем опасно мелкое хулиганство» | | Май | Учащиеся 1-4 классов | Социальный педагог. |
17 | «Встречи с интересными людьми»- экскурсии | | Сентябрь, октябрь Февраль Ноябрь Декабрь Январь | Учащиеся 7-9 классов 9 классов 8 классов 7 классов 6 классов | Социальный педагог. |
Профилактическая работа с родителями. Профилактика семейного неблагополучия. |
| Проведение сверки семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. | | Сентябрь | | Социальный педагог Классные руководители |
| Классные родительские собрания «Взаимодействие семьи и школы по профилактике правонарушений». | | Декабрь | | Социальный педагог Классные руководители |
| Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" | | По необходимости | Семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. | Социальный педагог Классные руководители. |
| Проведение цикла профилактических бесед с родителями: *права, обязанности и ответственность родителей, принципы отношений взрослых и детей; *причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых. *роль семьи в становлении личности ребенка. * Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков. | | В течение года | Семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. | Социальный педагог Педагог- психолог. Социальный педагог |
| Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей (детей). | | В течение года | Семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. Опекуны (попечители) , приёмные родители. | Социальный педагог |
Работа с педагогическим коллективом. |
| Нормативно - правовые документы по профилактике правонарушений среди детей и подростков. Заседание М/О классных руководителей. | | Сентябрь | Классные руководители. | Социальный педагог |
| Работа классных руководителей с учащимися, систематически пропускающими занятия. Консультирование. | | В течение года | Классные руководители. | Социальный педагог |
| Участие в методическом объединении классных руководителей школы. | | В течение года | | Социальный педагог |
| Проведение индивидуальных консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей. | | В течение года | Классные руководители. | Социальный педагог |
| «Пути решений конфликтных ситуаций в классном коллективе» Индивидуальные консультации по результатам диагностики в соответствии с планом ВШК. | | Октябрь-апрель | Педагоги. | Педагог-психолог. Социальный педагог |
| Рекомендации классным руководителям «О мерах профилактики правонарушений и преступлений среди детей и подростков». Заседание М/О классных руководителей. | | Декабрь | Классные руководители. | Педагог-психолог. Социальный педагог |
| Работа с картами учета несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и преступлений. | | По запросу. | Классные руководители | Социальный педагог |
Консультативная работа |
1 | Оказание консультационной помощи учащимся, педагогам, родителям | | В течение года по необходимости | | Социальный педагог, педагог-психолог |
Организационно-методическая работа |
1 | Создание (корректировка) банка данных об учащихся с девиантным поведением | | Сентябрь (в течение года) | | Социальный педагог, классные руководители |
2 | Контроль посещаемости занятий и успеваемостью учащихся с девиантным поведением | | В течение года | | Социальный педагог, классные руководители |
| Вовлечение подростков к активному, развивающему досугу (кружки, секции) | | В течение года | | Социальный педагог, руководители кружков |
| Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности | | В течение года | | классные руководители, социальный педагог |
| Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания | | В течение года | | Классные руководители, социальный педагог |
| Организация летнего отдыха и занятости учащихся в каникулярное время | | В течение года | | Классные руководители, администрация, социальный педагог |
| Участие в методических секциях, семинарах, практикумах различного уровня по социально-педагогическим вопросам. | | В течение года | Педагоги. | Социальный педагог |
| Пополнение базы нормативно-правовых документов. | | В течение года | Методическая копилка | Социальный педагог |
| | | | | |
| | | | | |
Индивидуально-профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета. |
| Изучение личностей учащихся и составление социально-психологических карточек учащихся, состоящих на ВШК, ОПДН, КДН и ЗП. | | В течение года | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. | Социальный педагог. Классные руководители. Педагог-психолог. |
| Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики с целью получения информации об учащихся, требующих усиленного контроля и оказания им социальной помощи. | | В течение года | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК | Социальный педагог |
| Изучение семейных взаимоотношений в семье учащихся с целью оказания социальной, психологической помощи. | | В течение года | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. Опекаемые (подопечные) и приемные дети. | Социальный педагог. Классные руководители. Педагог-психолог. |
| Проверка учащихся по месту жительства с целью выявления обстановки в семьях, Принятия к родителям мер правового характера в случае выявления фактов неблагополучия. | | В течение года | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. | Социальный педагог. Классные руководители. |
| Обследование условий жизни опекаемых детей, а также многодетных и малообеспеченных семей с целью выявления их потребностей, трудностей в воспитательном процессе. | | По мере необходимости Два раза в год | Учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей Опекаемые (подопечные) и приемные дети. | Классные руководители. Социальный педагог. Органы опеки и попечительства. |
| Осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий учащимися, состоящих не разных видах учёта. | | Ежедневно. | Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. | Классные руководители. |
| Проведение индивидуально-профилактической работы с опекаемыми (подопечными), приёмными учащимися и состоящими на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК, с целью предупреждения с их стороны нарушения Устава школы, противоправных действий. | | В течение года | Опекаемые (подопечные) и приемные дети. Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. | Социальный педагог |
| Оказание помощи в организации трудоустройства учащихся в летний период | | Июнь, июль, август. | Опекаемые (подопечные) и приемные дети. Учащиеся, состоящие на учётах в КДН и ЗП, ОПДН, ВШК. | Социальный педагог |
Педагогические показатели - повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня облученности, снижение педагогической запущенности.
Социально-психологические показатели - улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.
социальный педагог.