Просмотр содержимого документа
«Профессиональный стандарт педагога»
Профессиональный стандарт педагога
Ссылки на странице – переход к терминам. Возвращение к слайду – нажать на кнопку со стрелкой
Введен с 01 января 2017 года
Показатели, определяющие качество образования
содержание образования,
формы и методы обучения,
материально-техническая база,
кадровый состав.
Основные результаты деятельности ОУ в развитии каждого обучающегося
Учебные достижения обучающегося (знания, умения, навыки)
Воспитанность (основы мировоззрения, поведения, общения, социальных навыков, устойчивые качества личности, основы самовоспитания)
Психические функции (интеллект, эмоциональность, воля)
Творческие способности
Здоровье
Составляющими современного востребованного обществом качественного образования
владение информационными технологиями;
- умение заботиться о своем здоровье;
- умение вступать в коммуникацию;
- умение решать проблемы;
- социализация в обществе.
Качество образования -
осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
Необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагогов различных уровней общего образования и специальностей: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы, педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования и др.
Необходимость наполнения профессиональной деятельности педагога новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Дать определение инклюзивного образования. В понятиях включенных в стандарт (раздел 3)
Стандарт должен:
Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
Соответствовать международным нормам и регламентам.
Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Обсуждение профстандарта
Группа учителей-
скептиков
Группа учителей-
Введение стандарта
пессимистов
Группа учителей-
ничего не даст. Как
Станет гораздо хуже, чем было
оптимистов
работали, так и будем
Новый стандарт
профессиональной
работать
деятельности вернет нас к сути педагогической
деятельности. Овладение новыми
профессиональными
компетенциями поможет
педагогу адекватно
ответить на новые вызовы
Новый профессиональный стандарт учителя разрабатывался последние годы по поручению президента. Профессиональный стандарт педагога вступил в силу с 01 января 2017 года.
Новый документ «Профессиональный стандарт» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 18 октября 2013 года № 544н.
Область применения
Сфера
дошкольного
начального
общего среднего
образования
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
при проведении аттестации педагогов
при приеме на работу
в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»
региональными органами испол-нительной власти, осуществляющи-ми управление в сфере образова-ния
СТАНДАРТ
Профстандарт педагога - требования к профессионализму и личности учителя
инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень
объективный измеритель квалификации педагога
средство отбора педагогических кадров в учреждения образования
основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем
12
Практическое применение профессионального стандарта
Для работодателя
формулировка требований к работникам
Для работника
оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя
Для системы профессионального педагогического образования
разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда
Новые компетенции педагога:
Работа с одаренными обучающимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.
Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Цель применения
Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Структура профессионального стандарта педагога
Обучение
Воспитание
Развитие
(рекомендуются)
(должен)
(должен)
Часть первая: обучение.
Часть вторая: воспитательная работа.
Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые для осуществления развивающей деятельности).
Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога начальной школы, отражающие специфику работы.
Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
16
Часть первая: обучение
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
16
16
Часть первая: обучение
Педагог должен:
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями (приложение 1 к Стандарту)
16
16
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
16
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
16
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
16
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
16
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
16
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
16
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
16
16
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
16
16
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
16
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
16
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
16
Часть четвертая:
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
Педагог начальной школы должен
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
16
Часть четвертая:
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
Педагог начальной школы должен
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
16
Профессиональные требования к учителям- предметникам
На данный момент,учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школразработаны проекты профессиональных стандартов учителя математики и информатики, учителя русского языка.
Структура
Общие положения (задачи, образовательный результат, роль учителя и др.)
Требования к учителю (Учитель должен)
Профессиональные компетенции повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую (лингвистическую) культуру
16
16
Икт-компетентности
Приложение 1 к Проекту.
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
Общепользовательская ИКТ-компетентность.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Вопрос большой. Здесь работа с текстом стандарта или вынести на отдельный вопрос с презентацией + с пособы и пути достижения по стандарту
16
16
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита , включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов.
Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
16
16
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
16
Из мирового опыта…
«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней педагогов»«…. умение привлечь к педагогической профессии подходящие кадры является решающим условием повышения качества образования»