Характеристики деятельности профессионала-педагога:
готовность к переменам;
мобильность;
способность к нестандартным трудовым действиям;
ответственность и самостоятельность в принятии решений
Расширение пространства педагогического творчества.
Труд педагога должен быть :
избавлен от мелочной регламентации,
освобожден от тотального контроля.
Квалификационные характеристики и должностные инструкции:
сковывают инициативу учителя,
обременяют его формальными требованиями.
Профессиональный стандарт педагога призван прежде всего:
раскрепостить педагога,
дать новый импульс его развитию.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Зарегистрирован Минюстом России
6 декабря 2013 года.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Специальности:
педагог дошкольного образования (воспитатель);
педагог начальной школы;
педагог основной школы;
педагог старшей школы .
В перспективе:
педагог дополнительного образования;
педагог системы профессионального образования.
Планируется:
педагог-психолог;
специальный педагог(дефектолог) в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе;
тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка- инвалида.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Введение должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
От педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
Предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности ( преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. п.).
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандартановыми компетенциями:
работа с одаренными учащимися.
работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Стандарт должен:
соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога;
не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога;
избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от прямых обязанностей;
побуждать педагога к поиску нестандартных решений;
соответствовать международным нормам и регламентам;
соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств,от которых зависят исчесление трудового стажа, начисление пенсий и т. п.
Характеристика стандарта
Рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
Отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение ,воспитание и развитие ребенка .
Существенно наполняет психолого-педагогическими компетенциями.
Выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Профессиональный стандарт призван :
Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Область применения профессионального стандарта
при приеме на работу в образовательное учреждение;
при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Цель применения профессионального стандарта
Определять необходимую квалификацию педагога
Обеспечить подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
Обеспечить осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ педагога
документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
является документом, определяющим требования к квалификации работника, необходимой для осуществления профессиональной деятельности
Содержание профессионального стандарта педагогачасть первая: обучение
Педагог должен:
Иметь высшее образование.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
. 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
11.Уметь сотрудничать ( конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.
12. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе ,поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
13. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Часть третья: развитие
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в ОУ.
13. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
16. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
17. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
19. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
Педагог в начальной школе должен:
Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
Обеспечивать развитие умения учиться ( универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
5.Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6.Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Методы оценки выполнения профессионального стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных педагогов данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.
Заключительные положения
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности. сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и спецификации ее деятельности.
Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего- средство отбора педагогических кадров в образовательные организации.
Наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности является стажировка будущих сотрудников, как оптимальный способ введения его в профессию.
Повсеместное введение профстандарта не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.
Профессиональные икт- компетенции педагога
Это критерии оценки деятельности педагога при создании необходимых и достаточных условий.
Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение образовательного процесса в информационную среду (ИС).
ФГОС для начальной школы содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ- компетентность учителя, в частности работу в ИС.
Психолого-педагогические требования к квалификации учителя
Необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие:
Гражданская и социальная идентичность.
Уважение прав и свобод личности.
Система ценностей личности.
Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.
Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития.
Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий.
Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.
Формирование детско-взрослых сообществ.
Становление картины мира.
Внедрение стандарта
Шаг первый
Широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками.
Шаг второй
Запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические
вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о
готовности в своей деятельности руководствоваться
профессиональным стандартом педагога.
Шаг третий
Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю 2015года.