Он должен ясно представлять себе содержание и способы действий субъектов образовательного процесса, основные позиции его действующих лиц.
По данным социологических опросов :
- только 8% учителей отметили у себя высокий уровень наличных
знаний по психологии;
- 58% считают, что их психологические знания находятся на низком
уровне;
- 13% учителей отметили у себя низкий уровень способности
проектировать различные психологические ситуации в детском
коллективе;
- 56% учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка
видеть его психологическое состояние;
- 48% учителей не применяют индивидуальный подход в
обучении на основании индивидуально-психологических
характеристик учащихся.
Психолог Б. Г. Ананьев выявлял
основы психолого-педагогической компетентности учителя,
выделив следующие элементы:
активное знание возрастной психологии, предмета психологии. Данный элемент подразумевает применение знаний на практике.
социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней
аутопсихологические знания о
достоинствах и недостатках собственной
деятельности, особенностях своей личности
и ее характерных качествах.
Факторы, определяющие психологическую компетентность человека :
индивидуальные особенности;
2) психическое состояние и типичное настроение;
3) эффективность социализации;
4) влияние культурных различий;
5) специальная психологическая подготовка.
Необходимость повышения психолого-педагогической компетентности работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам.
задача психологической службы школы : помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недостатков их поведения.
Корректирующая функция
Просветительская функция
Развивающая функция
Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя.
Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя.
Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого-педагогической компетентности учителя.
Выводы:
Психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся
2) Научные разработки по вопросам психолого-педагогической компетентности и ее развития среди педагогов находятся в активном поиске идеальной модели качеств и черт, а также критериев сформированности и единства терминологического аппарата.
3) Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном учреждении.
4) Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах