МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г.Йошкар-Олы»
Республики Марий Эл
Солодова О.Р.,
зам. директора по УВР,
учитель истории
19 ноября 2014г.
Идеал работника -исполнитель
Современная эпоха требует созидателя
Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны
Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
ПОНЯТИЕ «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
- В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
ФУНКЦИИ УУД
- Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
- Ставить учебные цели.
- Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
- Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
- Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
Что дают универсальные учебные действия?
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
- личностный;
- регулятивный;
- познавательный;
- коммуникативный.
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся
Отношение к социальным ценностям
Отношение к учебной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Личностные
УУД
Смысло-
образование
Нравственно-
этическое
оценивание
Самопознание
и само-
определение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Регулятив-
ные
действия
Целепола-
гание
Планиро-
вание
Прогно-
зирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая
само
регу-
ляция
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- адекватно учитывать условия и средства достижения цели;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Коммуни-
кативные
действия
Планиро-
вание
учебного
сотрудни-
чества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказы-
ваний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности ;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Общеучебные
Постановки и решения проблем
Логические
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Общеучебные универсальные действия:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
ЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей;
- выбор оснований для сравнения, классификации объектов;
- установление причинно – следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
ДЕЙСТВИЯ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ:
формулирование
проблемы
самостоятельное создание способов решения проблемы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- основам смыслового чтения и выделению существенной информации;
- осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Выпускник получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СУЩНОСТНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- изменение характера взаимодействия учителя с классом
- личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения;
- внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения;
- репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
Базовые образовательные
технологии:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
создание проблемных ситуаций
обучение учащихся в процессе решения проблем
Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания
- образцов деятельности,
- различных методических или дидактических средств,
- последовательности выполняемых действий,
- особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
- обнаруживают предмет свого действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
- частично – запоминают.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия , ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности .
Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий , позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания .
сочетание поисковой
деятельности
и усвоения знаний
в готовом виде
Базовые образовательные
технологии:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Виды проектов
исследовательские
творческие
игровые
Одним из удачных примеров проектной деятельности в ходе обучения русскому языку (клавиатурному письму, алфавиту) является проект «Моя первая записная книжка».
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – вот далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Практико-ориентированные
информационные
22
БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Базовые образовательные
технологии: информационные
и коммуникационные технологии
ЦОР как новое дидактическое
средство обучение
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
- открытое (но контролируемое)
пространство информационных
источников,
учебного процесса ,
Базовые образовательные
технологии: информационные
и коммуникационные технологии
Базовые образовательные
технологии:
технология критического мышления
Вызов
Осмыс-ление
Размышление
К.Д.Ушинский писал:
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.