Презентация "Самообразование современного учителя"
Презентация "Самообразование современного учителя"
Данная презентация посто и понятно рассказывает о том , что такое самообразование, зачем оно нужно настоящему учителю: «Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова).Презентация поможет правильно организовать самообразование современного учителя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Самообразование современного учителя" »
Самообразование современного учителя
Зарванская Наталья Викторовна
Учитель высшей категории МОУ Полтавская СОШ Карталинский район, Челябинская область
«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова )
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь :
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением
материала.»
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков
… то речь идет о самообразовании .
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией . Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же
доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки . Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества . Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение . Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование . Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
Направления самообразования учителя:
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
• ...
Методическая литература, газеты, журналы
Источники самообразования
Интернет, видео, аудио информация на различных носителях, телевидение
Экскурсии, концерты, театр, путешествия
Мастер-классы, семинары, курсы повышения квалификации, курсы дистанционного обучения
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
Проектно-мотивационный
Информационно-мотивационный
Диагностический
Этапы самообразования:
отвечаю на вопросы: знаю ли я это и зачем мне это надо знать, определяю мои потребности, интересы, затруднения в практической профессиональной деятельности.
результатом работы является пробуждение интереса к особенностям своей «Я-концепции» и своего профессионального развития, причинам и источникам своих практических
выстраиваю индивидуальную перспективную программу профессионального развития и саморазвития.
Обобщающий
завершающим моментом является готовность к самореализации в своей практической деятельности полученных знаний, рекомендаций, оценка степени значимости полученной информации.
Формы и методы руководства самообразованием учителей со стороны администрации школы:
Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом самообразования.
Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.
Совместное обсуждение руководителями школ и учителями методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности уроков.
Оказание помощи учителям в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе.
Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.
Систематическое подведение итогов самообразовательной работы учителя (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.
Продуктивность процесса самообразования
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Самообразование и информационно-компьютерные технологии.
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий.
Результат самообразования:
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание комплектов педагогических разработок
• выработка методических рекомендаций по применению новой нформационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
АЛГОРИТМ
работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)
Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников :
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
Организация работы по самообразованию :
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
•название темы
•цели
•задачи
•предполагаемый результат
•этапы работы
•сроки выполнения каждого этапа
•действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
•способ демонстрации результата проделанной работы
•форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями
для других учителей .
Материалы для создания портфолио:
Раздел. Творческое досье.
Самообразование учителя. Тема методического объединения
Дата
Проблематика работы
Форма представления результата, на каком уровне
Сроки
Отметка о выполнении, оценка
Профессиональныйуровень.
Дата
Тема открытого урока
Класс
Уровень
Оценка
Участие в районных, городских мероприятиях
Дата
Мероприятие
Форма представления
Результат
Материалы для создания портфолио
Раздел. Диагностика успешности учителя
Применение современных технологий
Название технологии
Используется частично или полностью
Методическое оснащение
Результатыолимпиад
Дата
Ф.И. уч-ся, класс
Предмет
Уровень
Место
Программный банк.
Уч. год
Учебная нагрузка
Кол-во часов
Учебные программы и пособия
Спец. Курсы,
факультативы
Сравнительный анализ успеваемости.
Класс
Успеваемость
Кол-во знаний
Степень обученности
Литература
Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. М., Центр “Педагогический поиск ”, 2001.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. М., Издательский центр “Академия”, 2000.
Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта./Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003, с.70
Управление школой: Теоретические основы и методы / Под ред. Лазарева В.С. – М., 1997, гл.7 Афанасьева Т.П.
Теория и практика организации предпрофильной подготовки. – М.: АПК и ПРО, 2003
И.Р.Калмыкова. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности. Образование в современной школе № 5,с. 23-25.
Аскарова Марина Александровна «Портфель учителя»
Коджаспирова Г.М. культура профессионального самообразования педагога. – М., 2000.
Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М., 1996.