Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
Старый и новый стандарты. Что нового?
Стандарт 2004 г.
Стандарт 2009 г.
сохранение единого базового ядра образования за счёт введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания и требований к подготовке выпускников
ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства
пересмотр всего содержания школьного образования, вызванном идеями деятельностной, личностно ориентированной педагогики, педагогики развития, сохранение традиционной фундаментальности при одновременном углублении его практико-ориентированности
«образовательные результаты» трактуются как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых
введение профильного обучения на старшей ступени школы, с утверждением вариативности, дифференциации образования
Федеральный государственный образовательный стандарт
представляет собой совокупность требований, обязательных
при реализации основной образовательной программы
основного общего образования образовательными учреждениями,
имеющими государственную аккредитацию.
Государственные образовательные стандарты
Требования к уровню подготовки
Максимально допустимая нагрузка
Обязательныйминимумсодержания
Закон 1992 г.
Требования к результатам освоения
Требования к условиям реализации
Требования к структуре
Закон 2007г.
основных образовательных программ.
Основы ФГОС
Запросы семьи, общества и государства
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровьеСвобода и ответственность Социальная справедливостьБлагосостояние
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность Социальная справедливость
Благосостояние
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность
Особенности стандарта:
Компетентностный подход
в образовании
В основе методологии стандарта лежит деятельностная парадигма образования, которой обусловлено, в частности, и новое понимание основного результата образования – индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».
Для удобства описания результаты образования условно разделены на три группы, в каждой из которых акцентирован один какой-либо аспект:
личностные результаты (жизненные установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция и т.п.), в которых акцкент делается на эмоционально-волевой сферах личностного развития;
метапредметные результаты или освоение универсальных способов деятельности, которые затрагивают все основные сферы личностного развития: когнитивную, эмоциональную, волевую;
предметные результаты, в которых акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, на преломление универсальных способов учебных действий через призму учебных предметов.
Условность такого описания очевидна, однако оно позволяет выделять доминирующие проблемы в общем ходе образовательного процесса в зависимости от приоритетной направленности совместной деятельности педагогов и учащихся.
деятельностный подход
в построении УВП ( урок в логике формирования УД)
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Основы системы
научных знаний
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоиндификация;
самоуважение и самооценка
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
РЯ
ЛЧт
Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
ИЯ
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Мат
ОМ
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие
Морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
моральных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Муз
ИЗО
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Тех
Физ
Введение федерального государственного
стандарта общего образования
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
- введение ФГОС по мере готовности
- обязательное введение ФГОС
2010-11 уч.год
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
2011-12 уч.год
2
1
2012-13 уч.год
3
5
2
1
2013-14 уч.год
5
6
10
4
3
2
1
2014-15 уч.год
1
2
4
5
6
7
10
11
3
2015-16 уч.год
4
5
6
7
8
10
2
3
11
1
3
11
5
4
8
2
9
10
2016-17 уч.год
6
7
1
3
4
5
6
7
2
9
2017-18 уч.год
1
10
11
8
5
7
8
9
10
11
6
3
4
1
2018-19 уч.год
2
9
1
2019-20 уч.год
11
10
2
8
3
7
4
5
6
11
1
2020-21 уч.год
10
2
9
8
7
6
4
3
5
1
10
11
9
4
5
8
6
7
3
2
2021-22 уч.год
Требования к условиям реализации основных
образовательных программ
ТРЕБОВАНИЯ
Финансово-
экономичес
кое
обеспечение
Учебники
Санитарно-
гигиеничес
кие
требования
Материально-
техническое
обеспечение
Учебное
оборудова
ние
Кадровое
обеспечение
Основа для лицензирования
Обеспечение качества образования
посредством системы оценки
Основной механизм:
уточнение и распространение общего понимания содержательной и крите-
риальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную
текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой
Необходимое условие:
адекватность методов
и инструментария особенностям подхода
Внешняя оценка: гос. службы
задает общее понимание содержания и
кр итериев
Государственная итоговая
аттестация/итоговая оценка:
связь внешней и внутренней оценки
основа для внешней оценки
Соотношение внутренней
и внешней оценки в ито-говой оценке, ее состав зависти от ступени обучения
Внутренняя оценка :
учитель , ученик , ОУ и родители
фиксирует динамику индивидуальных
достижений
накопленная оценка
и итоговые работы
Системаоценивания
Школьная система оцениваниядолжнапозволять
осуществлять обратную связь;
стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
отмечать даже незначительные продвижения учащихся;
ориентировать ученика на успех;
содействовать становлению и развитию самооценки.
Главная проблема – найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся.
Система оценивания
Содержание проверочной работы:
обязательная часть;
дополнительная часть.
Система оценивания
В организации системы промежуточной аттестации
право до -сдать
право пере -сдать
изменение внутришкольного контроля
Текущаяоценка учебных достижений
Этап изучения темы
Вид диагностики
Начало изучения темы
Цель
Стартовая диагностика
В ходе изучения темы
Текущая диагностика
определение исходного уровня подготовки, выявление мотивации к изучению нового материала
Оценка индивидуального прогресса учащихся
Зачетнаясистема контроля
Обязательная часть (проверка достижения обязательного уровня усвоения материала)
Дополнительная часть (проверка овладения темой на повышенном уровне)
Сопоставление прочитанного текста и иллюстративного ряда к нему
Составление и чтение собственного рассказа
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично
Лист рубежного контроля.Проверка навыков чтения
Школа: ______ Класс:1а
Учитель: ______________________
Всего заданий: обязательных 9 (9 баллов), дополнительных 4 (24 балла)
Всего по списку ____чел.
Оценка
Дата проведения ________
Зачтено
Обязательная часть
4 и более баллов
Хорошо
Дополнительная часть
Отлично
5 и более баллов
менее 5 баллов
5 и более баллов
5 –7 баллов
более 7 баллов
№п/п
Фамилия имя
Выполнение заданий, направленных на проверку достижения выделенных целей
Обязательная часть (цели 1- 3, задания1-9)
1
1 (3 б)
1
2
2
+
3
2 (3 б)
+
3
+
4
+
+
+
3(3 б)
5
+
+
+
+
6
Дополнтельная часть (цели 1- 3, задания1-9)
+
–
оценка
–
–
+
4 (5 б)
10
–
зачтено
5 (5 б)
–
зачтено
–
11
6 (7 б)
5
12
5
7 (7 б)
2
13
3
оценка
2
2
отлично
хорошо
Ознакомление учащихся и родителей с условиями обучения
список обязательных заданий
тематические зачеты
ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы : обязательный или повышенный.
Если материал усвоен только на обязательном уровне (решены только задания из обязательной части зачета), то ученик получает минимальную положительную отметку – "зачтено" ; если помимо обязательных заданий ученик верно выполнил еще и часть дополнительных, то ему ставится одна из повышенных отметок – "4" или "5" .
При условии сдачи всех зачетов ученик может получить за четверть (год) одну из следующих отметок: "зачтено", "4" или "5".
Если ученик претендует на более высокую итоговую отметку, он сможет сдать в конце четверти (года) специальный зачет (экзамен) на "подтверждение повышенной оценки" – выполнить проверочную работу с достаточно сложными заданиями (примерно такими, как в дополнительной части тематических зачетов).
Начальное общее образование
Вариант 1
Учебные
предметы
Классы
Количество часов в неделю
Инвариантная часть
I
Русский язык
II
Литературное чтение
5
III
Иностранный язык
5
Всего
IV
4
5
Математика
4
–
Окружающий мир
2
5
4
4
Духовная культура народов России
20
2
4
2
4
Музыка
2
2
16
–
4
6
Художественный труд
–
4
2
1
Физическая культура
–
1
2
16
2
2
8
2
Итого:
0/1
1
0,5
Вариативная часть
(6-дневная учебная неделя)
2
20
1
2
2
Предельная аудиторная нагрузка(6-дн.)
–
22
4
2
Предельная аудиторная нагрузка (5-дн.)
3
2
8
22
20
8
22,5
3
Внеурочная деятельность
25
20
Всего к финансированию (6-дн.)
22
2,5
86,5
25
10
8,5
30
10
25
22
22
95
35
10
86
10
35
40
35
135
Внеурочная деятельность
Направления
Классы
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Научно-познавательное
Военно-патриотическое
Общественно-полезная деятельность
Проектная деятельность
Всего к финансированию
Требования к результатам освоения
основных образовательных программ
Универсаль-
ные учебные действия
Фундамен-тальное
ядро содержа-
ния
Примерные программы
Планируемые результаты обучения
УМК
Базисный образовательный план
Т
Базовые курсы изучаются с целью завершения базового образования по данному предмету или образовательной области. Содержание этих курсов и уровень требований к их освоению задается базовым уровнем образовательного стандарта для старшей ступени школы .
Профильные курсы изучаются с целью расширения и углубления знаний учащихся в выбранных областях (предметах). Содержание образования и уровень требований в этих курсах задается профильным уровнем образовательного стандарта .
Прообразом элективных курсов являются известные еще по советской школе факультативы . Различие между ними проявляется, во-первых, в том, что если раньше старшеклассники могли просто проигнорировать посещение любых факультативов, сегодня они уже обязаны выбрать тот или иной элективный курс из числа предлагаемых школой. Второе существенное отличие между факультативными и элективными курсами состоит в их содержании и основной направленности. Как правило, элективные курсы направлены на дальнейшуюспециализацию образования или на уточнение профессиональной ориентации учащихся в выбранной сфере деятельности. Одной из сопутствующих педагогических задач введения элективных курсов является апробация и создание условий для введения в школу новых педагогических технологий и подходов к организации образовательного процесса.
Программа формирования здорового образа жизни
Концепция духовно-нравствен-
ного воспитания
Программы воспитания и социализации
УМК
26
Универсальные учебные действия
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
26
Функции универсальных учебных действий
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения ;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний , умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование УУД
Личностные
самоопределение (личностные, профессиональные, жизненные смыслы и планы)смыслообразование, смыслопорождениеморально-этическая ориентация и нравственная оценка
самоопределение (личностные, профессиональные, жизненные смыслы и планы)
смыслообразование, смыслопорождение
морально-этическая ориентация и нравственная оценка
Регулятивные
целеполаганиепланирование и прогнозированиеконтроль и коррекция, оценкаволевая саморегуляция
целеполагание
планирование и прогнозирование
контроль и коррекция, оценка
волевая саморегуляция
Коммуникативные
сотрудничество и кооперацияпостановка вопросовразрешение конфликтовуправление поведением партнераречевые умения (выражение мысли, монолог, диалог)
сотрудничество и кооперация
постановка вопросов
разрешение конфликтов
управление поведением партнера
речевые умения (выражение мысли, монолог, диалог)
Познавательные
общеучебныелогическиепостановка и решение проблем
общеучебные
логические
постановка и решение проблем
Требования к результатам освоения
основных образовательных программ
Универсаль-
ные учебные действия
Фундамен-тальное
ядро содержа-
ния
Примерные программы
Планируемые результаты обучения
УМК
Базисный образовательный план
Т
Базовые курсы изучаются с целью завершения базового образования по данному предмету или образовательной области. Содержание этих курсов и уровень требований к их освоению задается базовым уровнем образовательного стандарта для старшей ступени школы .
Профильные курсы изучаются с целью расширения и углубления знаний учащихся в выбранных областях (предметах). Содержание образования и уровень требований в этих курсах задается профильным уровнем образовательного стандарта .
Прообразом элективных курсов являются известные еще по советской школе факультативы . Различие между ними проявляется, во-первых, в том, что если раньше старшеклассники могли просто проигнорировать посещение любых факультативов, сегодня они уже обязаны выбрать тот или иной элективный курс из числа предлагаемых школой. Второе существенное отличие между факультативными и элективными курсами состоит в их содержании и основной направленности. Как правило, элективные курсы направлены на дальнейшуюспециализацию образования или на уточнение профессиональной ориентации учащихся в выбранной сфере деятельности. Одной из сопутствующих педагогических задач введения элективных курсов является апробация и создание условий для введения в школу новых педагогических технологий и подходов к организации образовательного процесса.
Программа формирования здорового образа жизни
Концепция духовно-нравствен-
ного воспитания
Программы воспитания и социализации
УМК
30
«Выживаетне самый сильныйи не самый умный,
а тот, ктолучше всех откликаетсяна происходящие изменения»