В презентации подробно описаны отличия современного урока от традиционного, отмечены недостатки традиционного урока и указаны этапы конструирования урока, соответствуещего ФГОС. Даны типы уроков и основа их конструирования. Раскрывается понятие рефлексии, отличие текущей рефексии от итоговой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Главная цель учителя на уроке
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Успеть выполнить все, что запланировано
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи и т. д.
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Форма урока
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Преимущественно фронтальная
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Нестандартное ведение уроков
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
–
Взаимодействие с родителями обучающихся
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Недостатки традиционного урока
Жёсткая регламентация времени и пространства;
Доминируют фронтальные методы над индивидуальными;
Слабая связь изучаемой теории с практикой;
Преобладание репродуктивных методов над творческими;
Трудности с реализацией личностно – ориентированного, дифференцированного обучение
Не учитываются особенности класса при организации учебного процесса (психолого-педагогическая характеристика класса визуалы-аудиалы-кинестетики).
Низкий научно-теоретический уровень преподавания, недостаточное владение методологией преподаваемого предмета, методами научного познания. (Учитель затрудняется определить место урока в системе уроков в теме, разделе, курсе в целом.)
Отсутствует мобилизующие начало урока, (необходима мотивация, сообщение целей, планируемых результатов, показ значимости урока, постановка проблемы).
Недостаточно чётко формулируются и реализуются задачи урока
Преобладание комбинированных уроков (нет блочно-модульной системы в старших классах!)
Редко и малоэффективно используются и сочетаются индивидуальные, групповые и общеклассные формы
Необъективная и негуманная оценочная деятельность учителя (система учёта и оценки знаний).
Не уделяется достаточного внимания инструктажу о выполнении домашнего задания: дифференциации и индивидуализации заданий по объему и сложности. Связь домашнего задания с будущим уроком. Сохранение опорных знаний в тетрадях, инструктаж о выполнении домашнего задания.
Этапы конструирования уроков по ФГОС
1. Определение темы учебного материала
2. Тип дидактической цели темы
3. Тип дидактической цели урока
4. Определение типа урока
5. Продумывание структуры урока
6. Обеспеченность урока
7. Отбор содержания учебного материала
8. Выбор методов обучения
9. Выбор форм организации педагогической деятельности
10. Рефлексия урока
Типология уроков
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохранятьсядеятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принциповкак основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Урок открытия нового знания
Урок отработки умений и рефлексии.
Уроки развивающего контроля.
Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности) .
Урок – исследования (урок творчества) .
Рефлексия-
это самоанализ, размышление о своем внутреннем состоянии.
Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия , завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности
Текущая рефлексия
направлена на активизацию процесса осознания и осмысления осуществляемой в данное время предметной деятельности и делится на 3 этапа:
– рефлексия деятельности (ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное). – рефлексия содержания учебного материала (используется, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание изученного. В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили). – рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального состояния учащихся (целесообразно использовать в начале и конце урока с целью установить эмоциональное состояние учащихся, увидеть, как меняется их настроение на уроке).
Итоговая рефлексия
Итоговая рефлексия отличается от текущей большим объёмом рефлексируемой деятельности и большей формализованностью. Содержание и приемы итоговой рефлексии определяет учитель на основе образовательной программы. Итоговую рефлексию проводят в виде специального занятия в конце изучения большого раздела учебного предмета или, например, в конце триместра, учебного года, на котором ученикам предлагается ответить на такие вопросы, как: Каков мой самый большой успех за этот год? Благодаря чему я смог его добиться? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолею? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?