kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Сидорова О.С.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В интерактивном обучении в отличие от традиционного меняется организация взаимодействия класса с учителем. Задача учителя - создать условия для проявления инициативы учениками. Теперь они - полноправные участники процесса обучения, их опыт не менее важен, чем опыт педагога, который не дает готовых знаний а побуждает их к самостоятельному поиску. Углубленная работа с опытом – характерная черта интерактивного обучения.

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, меняется. При подготовке к уроку учитель помимо учебника и методических рекомендаций  пользуется ресурсами Интернета. Это увеличивает время подготовки к уроку, но дает возможность оформлять свои наработки в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал можно выложить на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном обучении детей.

Вместо конспекта урока учитель готовит сценарный план, который предоставляет большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.

 Для того, чтобы разобраться в особенностях интерактивного обучения на уроках математики, следует разделить активности участников на физическую, социальную и познавательную. 

На уроках математики участники взаимодействуют как с физическим окружением (предметы, разнообразные пособия, карточки и др.), так и с социальным (друг с другом и с учителем).

Виды физической активности: обучающиеся меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, слушают, рисуют, конструируют, чертят, вырезают и т.д.

Виды социальной активности: обучающиеся задают вопросы, отвечают на них, обмениваются мнениями и т.д.

Виды познавательной активности: обучающиеся вносят дополнения или поправки к изложенной учителем теме, исходят из личного опыта, сами находят решение проблемы.

Преподаватель может занять на уроке одну из трех основных позиций, каждая из которых позволяет организовать взаимодействие детей с  той или иной областью учебной среды.

Позиции учителя:

- лектор-эксперт- излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы обучающихся и т.д.

- организатор – налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением (разбивает на группы, координирует выполнение заданий, готовит мини-презентации и т.д.)

- консультант - фасилитатор (помощник, посредник)- обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д.

К интерактивным формам обучения относятся урок-семинар, урок-практикум, урок-проект (монопроект), урок-диалог и другие виды уроков.

Важным условием эффективной организации групповой работы является продуманное комплектование групп. При его осуществлении надо брать в расчет два показателя: уровень учебных успехов обучающихся и характер их межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы по однородности (гомогенная группа) либо по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов.

Учитель при этом должен выступать организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия могут сводиться к объяснению цели предстоящей работы, разбивке учащихся на группы, раздаче заданий для групп, контролю над ходом групповой работы, подведению итогов совместно с учащимися и оцениванию их работы, причем самооценка учащихся  должна предшествовать учительской оценке.

Так, например,  при подготовке к зачету по любой из тем класс разбивается на группы, каждый участник группы защищает своим выступлением (ответом на зачете) группу. Критерии оценивания учащимся известны заранее, в соответствии с ними ученик выбирает посильный уровень требований к ответу на «5», на «4» или на «3» соответственно.

На зачете отвечает один участник от группы, он должен защитить заявленную им оценку. В случае успешного ответа вся группа автоматически получает заявленные оценки. В противном случае осуществляется пересдача зачета либо всеми членами группы, либо опять же представителя от группы (по договоренности с учителем).

Такая форма подготовки и проверка уровня знаний полезна для учащихся, так как формирует не только определенный уровень УУД, но и коммуникативные и социальные качества личности учащихся.

Интерактивное обучение невозможно без использования интерактивной доски на уроках математики.

Работа с интерактивной доской помогает сделать изложение материала более увлекательным, наглядным и динамичным и при необходимости установить обратную связь с учениками. Не забудем и об экономии времени на уроке. Интерактивная доска вполне соответствует способу восприятия информации, свойственному  нынешним школьникам (поколению, выросшему на компьютерах и мобильных телефонах). В связи с этим многие школьники испытывают повышенную потребность в визуализации информации. Благодаря наглядности и интерактивности удается активизировать работу учащихся и поддерживать у них интерес к предмету.

Увеличению эффективности образовательного процесса способствуют не только привлекаемые наглядные ресурсы (например, лекцию преподаватель может снабдить видео- и аудиоматериалами), но и познавательные обучающие программы, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, а также тестировать с быстрым выводом на доску результатов.

Всю отображенную на доске информацию легко сохранить, распечатать, передать по электронной почте. Сохраненными материалами позже сможет воспользоваться не только педагог, но и любой ребенок, пропустивший занятие.

Интерактивную доску целесообразно привлекать как при групповой, так и  при фронтальной форме работы, на протяжении всего урока или на каком-то его этапе. В своей работе я использую её на уроках алгебры и геометрии.

Теперь подробнее о некоторых возможностях интерактивной доски и о том, как они могут использоваться учителем.

 На уроках я использую возможности размещения в создаваемом кадре желаемого текста , рисунков и анимации Macromedia Flash и работы с ними, а также изображение линий и готовых фигур в Power Point. Это позволяет сделать чертежи наглядными, четкими, аккуратными.

Рисунки можно создавать самому или вставлять из файлов с диска или брать из встроенных коллекций рисунков. При изучении элементов статистики и теории вероятностей будет полезна коллекция анимаций  Macromedia Flash.

Возможность перемещения объектов на экране я использую, например, при классификации изучаемых понятий по различным признакам и при проведении игры «Собери определения».

Если необходимо выполнить работу над допущенной ошибкой, то полезно сохранить сделанные комментарии для последующего просмотра и вернуться к решению задачи через некоторое время.

Созданные в программе материалы можно не только сохранить в файле «внутреннего» формата, но и экспортировать в виде документов HTML, PDF или в виде графического изображения. Можно также распечатать любые кадры на принтере.  Все это позволяет учащимся делать творческие работы с использованием материалов, созданных в ходе урока на интерактивной доске, а учителю - подготавливать различные материалы и распечатывать для учеников раздаточный материал. Например, на уроках по теме «Сечения многогранников», «Симметрия» у учащихся на столе и учителя на доске имеются одинаковые заготовки для работы с чертежами. Это позволяет значительно экономить время на уроке.

При решении задач, связанных с построением на координатной плоскости точек, фигур, графиков легко и быстро можно клонировать как саму координатную плоскость, так и построенные на ней точки, фигуры, графики. При построении сечений многогранника можно клонировать многогранник и не тратить время на его повторное построение.

Особый интерес у учащихся вызывает использование на уроке интерактивных моделей для проверки домашнего задания. При изучении квадратных уравнений в 8 классе или систем уравнений  в 7 классе достаточно ввести значение коэффициентов и свободных членов для того, чтобы на доске или мониторе компьютера появилось графическое и аналитическое решение, отдельно был вынесен ответ. Такие модели позволяют сэкономить время на уроке, увлечь учащихся работой.

Преимущества интерактивных форм организации учебного процесса:

- одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно);

- дети осваивают разные способы получения и обработки информации

- есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации за короткий промежуток времени

- процесс обучения приближен к реальной жизни;

- развиваются коммуникативные навыки;

- воспитываются нравственные качества личности.

В результате использования интерактивных форм обучения в соответствии с требованиями ФГОС  повышается плотность урока, осуществляется индивидуальный подход к детям, растет уровень обученности  и воспитанности класса, изменяется роль учителя и происходит его профессиональный рост.

Список литературы:

1. Под ред. А.Г. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыслям. Система заданий», М., «Просвещение», 2010 г.

2. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова «Фундаментальное ядро содержания общего образования» М., «Просвещение», 2012 г.

3. Сабельникова С.И., Муреева Н.М. «ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса» - журнал «Управление начальной школой», 2012 г. № 8

4. Л.Н. Крымова «Интерактивная доска на уроках  математики»- журнал «Математика в школе», 2008 г., № 8

5. М.А. Погожева «Использование инновационных технологий на уроках математики» [email protected].

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Сидорова О.С. »

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.

Сидорова О.С.

В интерактивном обучении в отличие от традиционного меняется организация взаимодействия класса с учителем. Задача учителя - создать условия для проявления инициативы учениками. Теперь они - полноправные участники процесса обучения, их опыт не менее важен, чем опыт педагога, который не дает готовых знаний а побуждает их к самостоятельному поиску. Углубленная работа с опытом – характерная черта интерактивного обучения.

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, меняется. При подготовке к уроку учитель помимо учебника и методических рекомендаций пользуется ресурсами Интернета. Это увеличивает время подготовки к уроку, но дает возможность оформлять свои наработки в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал можно выложить на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном обучении детей.

Вместо конспекта урока учитель готовит сценарный план, который предоставляет большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.

Для того, чтобы разобраться в особенностях интерактивного обучения на уроках математики, следует разделить активности участников на физическую, социальную и познавательную.

На уроках математики участники взаимодействуют как с физическим окружением (предметы, разнообразные пособия, карточки и др.), так и с социальным (друг с другом и с учителем).

Виды физической активности: обучающиеся меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, слушают, рисуют, конструируют, чертят, вырезают и т.д.

Виды социальной активности: обучающиеся задают вопросы, отвечают на них, обмениваются мнениями и т.д.

Виды познавательной активности: обучающиеся вносят дополнения или поправки к изложенной учителем теме, исходят из личного опыта, сами находят решение проблемы.

Преподаватель может занять на уроке одну из трех основных позиций, каждая из которых позволяет организовать взаимодействие детей с той или иной областью учебной среды.

Позиции учителя:

- лектор-эксперт- излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы обучающихся и т.д.

- организатор – налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением (разбивает на группы, координирует выполнение заданий, готовит мини-презентации и т.д.)

- консультант - фасилитатор (помощник, посредник)- обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д.

К интерактивным формам обучения относятся урок-семинар, урок-практикум, урок-проект (монопроект), урок-диалог и другие виды уроков.

Важным условием эффективной организации групповой работы является продуманное комплектование групп. При его осуществлении надо брать в расчет два показателя: уровень учебных успехов обучающихся и характер их межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы по однородности (гомогенная группа) либо по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов.

Учитель при этом должен выступать организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия могут сводиться к объяснению цели предстоящей работы, разбивке учащихся на группы, раздаче заданий для групп, контролю над ходом групповой работы, подведению итогов совместно с учащимися и оцениванию их работы, причем самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке.

Так, например, при подготовке к зачету по любой из тем класс разбивается на группы, каждый участник группы защищает своим выступлением (ответом на зачете) группу. Критерии оценивания учащимся известны заранее, в соответствии с ними ученик выбирает посильный уровень требований к ответу на «5», на «4» или на «3» соответственно.

На зачете отвечает один участник от группы, он должен защитить заявленную им оценку. В случае успешного ответа вся группа автоматически получает заявленные оценки. В противном случае осуществляется пересдача зачета либо всеми членами группы, либо опять же представителя от группы (по договоренности с учителем).

Такая форма подготовки и проверка уровня знаний полезна для учащихся, так как формирует не только определенный уровень УУД, но и коммуникативные и социальные качества личности учащихся.

Интерактивное обучение невозможно без использования интерактивной доски на уроках математики.

Работа с интерактивной доской помогает сделать изложение материала более увлекательным, наглядным и динамичным и при необходимости установить обратную связь с учениками. Не забудем и об экономии времени на уроке. Интерактивная доска вполне соответствует способу восприятия информации, свойственному нынешним школьникам (поколению, выросшему на компьютерах и мобильных телефонах). В связи с этим многие школьники испытывают повышенную потребность в визуализации информации. Благодаря наглядности и интерактивности удается активизировать работу учащихся и поддерживать у них интерес к предмету.

Увеличению эффективности образовательного процесса способствуют не только привлекаемые наглядные ресурсы (например, лекцию преподаватель может снабдить видео- и аудиоматериалами), но и познавательные обучающие программы, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, а также тестировать с быстрым выводом на доску результатов.

Всю отображенную на доске информацию легко сохранить, распечатать, передать по электронной почте. Сохраненными материалами позже сможет воспользоваться не только педагог, но и любой ребенок, пропустивший занятие.

Интерактивную доску целесообразно привлекать как при групповой, так и при фронтальной форме работы, на протяжении всего урока или на каком-то его этапе. В своей работе я использую её на уроках алгебры и геометрии.

Теперь подробнее о некоторых возможностях интерактивной доски и о том, как они могут использоваться учителем.

На уроках я использую возможности размещения в создаваемом кадре желаемого текста , рисунков и анимации Macromedia Flash и работы с ними, а также изображение линий и готовых фигур в Power Point. Это позволяет сделать чертежи наглядными, четкими, аккуратными.

Рисунки можно создавать самому или вставлять из файлов с диска или брать из встроенных коллекций рисунков. При изучении элементов статистики и теории вероятностей будет полезна коллекция анимаций Macromedia Flash.

Возможность перемещения объектов на экране я использую, например, при классификации изучаемых понятий по различным признакам и при проведении игры «Собери определения».

Если необходимо выполнить работу над допущенной ошибкой, то полезно сохранить сделанные комментарии для последующего просмотра и вернуться к решению задачи через некоторое время.

Созданные в программе материалы можно не только сохранить в файле «внутреннего» формата, но и экспортировать в виде документов HTML, PDF или в виде графического изображения. Можно также распечатать любые кадры на принтере. Все это позволяет учащимся делать творческие работы с использованием материалов, созданных в ходе урока на интерактивной доске, а учителю - подготавливать различные материалы и распечатывать для учеников раздаточный материал. Например, на уроках по теме «Сечения многогранников», «Симметрия» у учащихся на столе и учителя на доске имеются одинаковые заготовки для работы с чертежами. Это позволяет значительно экономить время на уроке.

При решении задач, связанных с построением на координатной плоскости точек, фигур, графиков легко и быстро можно клонировать как саму координатную плоскость, так и построенные на ней точки, фигуры, графики. При построении сечений многогранника можно клонировать многогранник и не тратить время на его повторное построение.

Особый интерес у учащихся вызывает использование на уроке интерактивных моделей для проверки домашнего задания. При изучении квадратных уравнений в 8 классе или систем уравнений в 7 классе достаточно ввести значение коэффициентов и свободных членов для того, чтобы на доске или мониторе компьютера появилось графическое и аналитическое решение, отдельно был вынесен ответ. Такие модели позволяют сэкономить время на уроке, увлечь учащихся работой.

Преимущества интерактивных форм организации учебного процесса:

- одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно);

- дети осваивают разные способы получения и обработки информации

- есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации за короткий промежуток времени

- процесс обучения приближен к реальной жизни;

- развиваются коммуникативные навыки;

- воспитываются нравственные качества личности.

В результате использования интерактивных форм обучения в соответствии с требованиями ФГОС повышается плотность урока, осуществляется индивидуальный подход к детям, растет уровень обученности и воспитанности класса, изменяется роль учителя и происходит его профессиональный рост.

Список литературы:

1. Под ред. А.Г. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыслям. Система заданий», М., «Просвещение», 2010 г.

2. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова «Фундаментальное ядро содержания общего образования» М., «Просвещение», 2012 г.

3. Сабельникова С.И., Муреева Н.М. «ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса» - журнал «Управление начальной школой», 2012 г. № 8

4. Л.Н. Крымова «Интерактивная доска на уроках математики»- журнал «Математика в школе», 2008 г., № 8

5. М.А. Погожева «Использование инновационных технологий на уроках математики» [email protected].


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Cидорова Ольга Степановна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Многогранник. Элементы многогранника - грани, вершины, ребра "
    ["seo_title"] => string(65) "mnoghoghrannik-eliemienty-mnoghoghrannika-ghrani-viershiny-riebra"
    ["file_id"] => string(6) "172737"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423848926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства