ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Сидорова О.С.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Сидорова О.С.
В интерактивном обучении в отличие от традиционного меняется организация взаимодействия класса с учителем. Задача учителя - создать условия для проявления инициативы учениками. Теперь они - полноправные участники процесса обучения, их опыт не менее важен, чем опыт педагога, который не дает готовых знаний а побуждает их к самостоятельному поиску. Углубленная работа с опытом – характерная черта интерактивного обучения.
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, меняется. При подготовке к уроку учитель помимо учебника и методических рекомендаций пользуется ресурсами Интернета. Это увеличивает время подготовки к уроку, но дает возможность оформлять свои наработки в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал можно выложить на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном обучении детей.
Вместо конспекта урока учитель готовит сценарный план, который предоставляет большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.
Для того, чтобы разобраться в особенностях интерактивного обучения на уроках математики, следует разделить активности участников на физическую, социальную и познавательную.
На уроках математики участники взаимодействуют как с физическим окружением (предметы, разнообразные пособия, карточки и др.), так и с социальным (друг с другом и с учителем).
Виды физической активности: обучающиеся меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, слушают, рисуют, конструируют, чертят, вырезают и т.д.
Виды социальной активности: обучающиеся задают вопросы, отвечают на них, обмениваются мнениями и т.д.
Виды познавательной активности: обучающиеся вносят дополнения или поправки к изложенной учителем теме, исходят из личного опыта, сами находят решение проблемы.
Преподаватель может занять на уроке одну из трех основных позиций, каждая из которых позволяет организовать взаимодействие детей с той или иной областью учебной среды.
Позиции учителя:
- лектор-эксперт- излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы обучающихся и т.д.
- организатор – налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением (разбивает на группы, координирует выполнение заданий, готовит мини-презентации и т.д.)
- консультант - фасилитатор (помощник, посредник)- обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д.
К интерактивным формам обучения относятся урок-семинар, урок-практикум, урок-проект (монопроект), урок-диалог и другие виды уроков.
Важным условием эффективной организации групповой работы является продуманное комплектование групп. При его осуществлении надо брать в расчет два показателя: уровень учебных успехов обучающихся и характер их межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы по однородности (гомогенная группа) либо по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов.
Учитель при этом должен выступать организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия могут сводиться к объяснению цели предстоящей работы, разбивке учащихся на группы, раздаче заданий для групп, контролю над ходом групповой работы, подведению итогов совместно с учащимися и оцениванию их работы, причем самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке.
Так, например, при подготовке к зачету по любой из тем класс разбивается на группы, каждый участник группы защищает своим выступлением (ответом на зачете) группу. Критерии оценивания учащимся известны заранее, в соответствии с ними ученик выбирает посильный уровень требований к ответу на «5», на «4» или на «3» соответственно.
На зачете отвечает один участник от группы, он должен защитить заявленную им оценку. В случае успешного ответа вся группа автоматически получает заявленные оценки. В противном случае осуществляется пересдача зачета либо всеми членами группы, либо опять же представителя от группы (по договоренности с учителем).
Такая форма подготовки и проверка уровня знаний полезна для учащихся, так как формирует не только определенный уровень УУД, но и коммуникативные и социальные качества личности учащихся.
Интерактивное обучение невозможно без использования интерактивной доски на уроках математики.
Работа с интерактивной доской помогает сделать изложение материала более увлекательным, наглядным и динамичным и при необходимости установить обратную связь с учениками. Не забудем и об экономии времени на уроке. Интерактивная доска вполне соответствует способу восприятия информации, свойственному нынешним школьникам (поколению, выросшему на компьютерах и мобильных телефонах). В связи с этим многие школьники испытывают повышенную потребность в визуализации информации. Благодаря наглядности и интерактивности удается активизировать работу учащихся и поддерживать у них интерес к предмету.
Увеличению эффективности образовательного процесса способствуют не только привлекаемые наглядные ресурсы (например, лекцию преподаватель может снабдить видео- и аудиоматериалами), но и познавательные обучающие программы, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, а также тестировать с быстрым выводом на доску результатов.
Всю отображенную на доске информацию легко сохранить, распечатать, передать по электронной почте. Сохраненными материалами позже сможет воспользоваться не только педагог, но и любой ребенок, пропустивший занятие.
Интерактивную доску целесообразно привлекать как при групповой, так и при фронтальной форме работы, на протяжении всего урока или на каком-то его этапе. В своей работе я использую её на уроках алгебры и геометрии.
Теперь подробнее о некоторых возможностях интерактивной доски и о том, как они могут использоваться учителем.
На уроках я использую возможности размещения в создаваемом кадре желаемого текста , рисунков и анимации Macromedia Flash и работы с ними, а также изображение линий и готовых фигур в Power Point. Это позволяет сделать чертежи наглядными, четкими, аккуратными.
Рисунки можно создавать самому или вставлять из файлов с диска или брать из встроенных коллекций рисунков. При изучении элементов статистики и теории вероятностей будет полезна коллекция анимаций Macromedia Flash.
Возможность перемещения объектов на экране я использую, например, при классификации изучаемых понятий по различным признакам и при проведении игры «Собери определения».
Если необходимо выполнить работу над допущенной ошибкой, то полезно сохранить сделанные комментарии для последующего просмотра и вернуться к решению задачи через некоторое время.
Созданные в программе материалы можно не только сохранить в файле «внутреннего» формата, но и экспортировать в виде документов HTML, PDF или в виде графического изображения. Можно также распечатать любые кадры на принтере. Все это позволяет учащимся делать творческие работы с использованием материалов, созданных в ходе урока на интерактивной доске, а учителю - подготавливать различные материалы и распечатывать для учеников раздаточный материал. Например, на уроках по теме «Сечения многогранников», «Симметрия» у учащихся на столе и учителя на доске имеются одинаковые заготовки для работы с чертежами. Это позволяет значительно экономить время на уроке.
При решении задач, связанных с построением на координатной плоскости точек, фигур, графиков легко и быстро можно клонировать как саму координатную плоскость, так и построенные на ней точки, фигуры, графики. При построении сечений многогранника можно клонировать многогранник и не тратить время на его повторное построение.
Особый интерес у учащихся вызывает использование на уроке интерактивных моделей для проверки домашнего задания. При изучении квадратных уравнений в 8 классе или систем уравнений в 7 классе достаточно ввести значение коэффициентов и свободных членов для того, чтобы на доске или мониторе компьютера появилось графическое и аналитическое решение, отдельно был вынесен ответ. Такие модели позволяют сэкономить время на уроке, увлечь учащихся работой.
Преимущества интерактивных форм организации учебного процесса:
- одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно);
- дети осваивают разные способы получения и обработки информации
- есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации за короткий промежуток времени
- процесс обучения приближен к реальной жизни;
- развиваются коммуникативные навыки;
- воспитываются нравственные качества личности.
В результате использования интерактивных форм обучения в соответствии с требованиями ФГОС повышается плотность урока, осуществляется индивидуальный подход к детям, растет уровень обученности и воспитанности класса, изменяется роль учителя и происходит его профессиональный рост.
Список литературы:
1. Под ред. А.Г. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыслям. Система заданий», М., «Просвещение», 2010 г.
2. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова «Фундаментальное ядро содержания общего образования» М., «Просвещение», 2012 г.
3. Сабельникова С.И., Муреева Н.М. «ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса» - журнал «Управление начальной школой», 2012 г. № 8
4. Л.Н. Крымова «Интерактивная доска на уроках математики»- журнал «Математика в школе», 2008 г., № 8
5. М.А. Погожева «Использование инновационных технологий на уроках математики» [email protected].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Сидорова О.С. »
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.
Сидорова О.С.
В интерактивном обучении в отличие от традиционного меняется организация взаимодействия класса с учителем. Задача учителя - создать условия для проявления инициативы учениками. Теперь они - полноправные участники процесса обучения, их опыт не менее важен, чем опыт педагога, который не дает готовых знаний а побуждает их к самостоятельному поиску. Углубленная работа с опытом – характерная черта интерактивного обучения.
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, меняется. При подготовке к уроку учитель помимо учебника и методических рекомендаций пользуется ресурсами Интернета. Это увеличивает время подготовки к уроку, но дает возможность оформлять свои наработки в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал можно выложить на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном обучении детей.
Вместо конспекта урока учитель готовит сценарный план, который предоставляет большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.
Для того, чтобы разобраться в особенностях интерактивного обучения на уроках математики, следует разделить активности участников на физическую, социальную и познавательную.
На уроках математики участники взаимодействуют как с физическим окружением (предметы, разнообразные пособия, карточки и др.), так и с социальным (друг с другом и с учителем).
Виды физической активности: обучающиеся меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, слушают, рисуют, конструируют, чертят, вырезают и т.д.
Виды социальной активности: обучающиеся задают вопросы, отвечают на них, обмениваются мнениями и т.д.
Виды познавательной активности: обучающиеся вносят дополнения или поправки к изложенной учителем теме, исходят из личного опыта, сами находят решение проблемы.
Преподаватель может занять на уроке одну из трех основных позиций, каждая из которых позволяет организовать взаимодействие детей с той или иной областью учебной среды.
Позиции учителя:
- лектор-эксперт- излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы обучающихся и т.д.
- организатор – налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением (разбивает на группы, координирует выполнение заданий, готовит мини-презентации и т.д.)
- консультант - фасилитатор (помощник, посредник)- обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д.
К интерактивным формам обучения относятся урок-семинар, урок-практикум, урок-проект (монопроект), урок-диалог и другие виды уроков.
Важным условием эффективной организации групповой работы является продуманное комплектование групп. При его осуществлении надо брать в расчет два показателя: уровень учебных успехов обучающихся и характер их межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы по однородности (гомогенная группа) либо по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов.
Учитель при этом должен выступать организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия могут сводиться к объяснению цели предстоящей работы, разбивке учащихся на группы, раздаче заданий для групп, контролю над ходом групповой работы, подведению итогов совместно с учащимися и оцениванию их работы, причем самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке.
Так, например, при подготовке к зачету по любой из тем класс разбивается на группы, каждый участник группы защищает своим выступлением (ответом на зачете) группу. Критерии оценивания учащимся известны заранее, в соответствии с ними ученик выбирает посильный уровень требований к ответу на «5», на «4» или на «3» соответственно.
На зачете отвечает один участник от группы, он должен защитить заявленную им оценку. В случае успешного ответа вся группа автоматически получает заявленные оценки. В противном случае осуществляется пересдача зачета либо всеми членами группы, либо опять же представителя от группы (по договоренности с учителем).
Такая форма подготовки и проверка уровня знаний полезна для учащихся, так как формирует не только определенный уровень УУД, но и коммуникативные и социальные качества личности учащихся.
Интерактивное обучение невозможно без использования интерактивной доски на уроках математики.
Работа с интерактивной доской помогает сделать изложение материала более увлекательным, наглядным и динамичным и при необходимости установить обратную связь с учениками. Не забудем и об экономии времени на уроке. Интерактивная доска вполне соответствует способу восприятия информации, свойственному нынешним школьникам (поколению, выросшему на компьютерах и мобильных телефонах). В связи с этим многие школьники испытывают повышенную потребность в визуализации информации. Благодаря наглядности и интерактивности удается активизировать работу учащихся и поддерживать у них интерес к предмету.
Увеличению эффективности образовательного процесса способствуют не только привлекаемые наглядные ресурсы (например, лекцию преподаватель может снабдить видео- и аудиоматериалами), но и познавательные обучающие программы, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, а также тестировать с быстрым выводом на доску результатов.
Всю отображенную на доске информацию легко сохранить, распечатать, передать по электронной почте. Сохраненными материалами позже сможет воспользоваться не только педагог, но и любой ребенок, пропустивший занятие.
Интерактивную доску целесообразно привлекать как при групповой, так и при фронтальной форме работы, на протяжении всего урока или на каком-то его этапе. В своей работе я использую её на уроках алгебры и геометрии.
Теперь подробнее о некоторых возможностях интерактивной доски и о том, как они могут использоваться учителем.
На уроках я использую возможности размещения в создаваемом кадре желаемого текста , рисунков и анимации Macromedia Flash и работы с ними, а также изображение линий и готовых фигур в Power Point. Это позволяет сделать чертежи наглядными, четкими, аккуратными.
Рисунки можно создавать самому или вставлять из файлов с диска или брать из встроенных коллекций рисунков. При изучении элементов статистики и теории вероятностей будет полезна коллекция анимаций Macromedia Flash.
Возможность перемещения объектов на экране я использую, например, при классификации изучаемых понятий по различным признакам и при проведении игры «Собери определения».
Если необходимо выполнить работу над допущенной ошибкой, то полезно сохранить сделанные комментарии для последующего просмотра и вернуться к решению задачи через некоторое время.
Созданные в программе материалы можно не только сохранить в файле «внутреннего» формата, но и экспортировать в виде документов HTML, PDF или в виде графического изображения. Можно также распечатать любые кадры на принтере. Все это позволяет учащимся делать творческие работы с использованием материалов, созданных в ходе урока на интерактивной доске, а учителю - подготавливать различные материалы и распечатывать для учеников раздаточный материал. Например, на уроках по теме «Сечения многогранников», «Симметрия» у учащихся на столе и учителя на доске имеются одинаковые заготовки для работы с чертежами. Это позволяет значительно экономить время на уроке.
При решении задач, связанных с построением на координатной плоскости точек, фигур, графиков легко и быстро можно клонировать как саму координатную плоскость, так и построенные на ней точки, фигуры, графики. При построении сечений многогранника можно клонировать многогранник и не тратить время на его повторное построение.
Особый интерес у учащихся вызывает использование на уроке интерактивных моделей для проверки домашнего задания. При изучении квадратных уравнений в 8 классе или систем уравнений в 7 классе достаточно ввести значение коэффициентов и свободных членов для того, чтобы на доске или мониторе компьютера появилось графическое и аналитическое решение, отдельно был вынесен ответ. Такие модели позволяют сэкономить время на уроке, увлечь учащихся работой.
Преимущества интерактивных форм организации учебного процесса:
- одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно);
- дети осваивают разные способы получения и обработки информации
- есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации за короткий промежуток времени
- процесс обучения приближен к реальной жизни;
- развиваются коммуникативные навыки;
- воспитываются нравственные качества личности.
В результате использования интерактивных форм обучения в соответствии с требованиями ФГОС повышается плотность урока, осуществляется индивидуальный подход к детям, растет уровень обученности и воспитанности класса, изменяется роль учителя и происходит его профессиональный рост.
Список литературы:
1. Под ред. А.Г. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыслям. Система заданий», М., «Просвещение», 2010 г.
2. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова «Фундаментальное ядро содержания общего образования» М., «Просвещение», 2012 г.
3. Сабельникова С.И., Муреева Н.М. «ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса» - журнал «Управление начальной школой», 2012 г. № 8
4. Л.Н. Крымова «Интерактивная доска на уроках математики»- журнал «Математика в школе», 2008 г., № 8
5. М.А. Погожева «Использование инновационных технологий на уроках математики» [email protected].