Модель образования на интеграционной основе
Мавлютова А.С., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №21
Современный период развития педагогической науки характеризуется диверсификацией педагогических концепций и образовательных моделей. Одним из методологических инструментов, определяющих стратегию решения проблем образования, является культурологический подход. Он предполагает анализ педагогических событий через призму существующей культуры, учет прогрессивных тенденций мировой культуры, сочетание национальных и общечеловеческих ценностей. С позиций данного подхода цель образования рассматривается как вхождение подрастающего поколения в контекст мировой культуры, а не усвоение суммы предметных знаний. При таком подходе в качестве результата образования рассматривается индивидуальная культура.
В структуре содержания образования предметы гуманитарного и художественно-эстетического циклов играют особую роль в формировании индивидуальной культуры учащихся. В процессе их изучения происходит усвоение ими социально значимых этических норм, эстетических ценностей, художественных способов отражения окружающего мира, системы знаний об обществе, о социальном и культурном опыте прошлого.
История, литература, изобразительное искусство и музыка раскрывают определенные грани культуры. На уроках истории культура изучается как результат человеческой деятельности в процессе развития общества. Исторические факты – это «следы культуры», продукты социальной и культуротворческой деятельности человека. Литература, музыка, изобразительное искусство постигают художественную культуру. Таким образом, предметом изучения данных образовательных областей является культура во всех ее проявлениях. Однако, имея общий предмет изучения, эти учебные дисциплины ставят перед собой различные цели, поэтому изучаются обособлено друг от друга. Одни из них ориентированы на усвоение системы знаний, другие на развитие способов деятельности и эмоционально-ценностное отношение к миру. Однако на формирование целостного восприятия культуры они не ориентированы. Отсюда аддитивность знаний, неумение применять полученные знания в новой ситуации, устанавливать необходимые связи, использовать способы деятельности одних предметов при изучении других. О фрагментарности знаний учащихся при традиционном подходе обучения указывают многие ученые-педагоги (В.С. Безрукова, Ю.И. Дик, А.А. Пинский, В.В. Усанов и др.). Проведенное нами исследование подтверждают справедливость данных оценок.
Считаем, что разрешить данное противоречие в рамках существующего способа организации образовательного процесса нельзя. Снять его можно только при интегрированном подходе к преподаванию этих предметов. Научно-педагогическим сообществом среди фундаментальных ориентиров обновления содержания образования выделяется интеграция содержания образования. В настоящее время недостаточно полно разработаны исходные концептуальные положения интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов. Близкие по характеру исследования имеют в большей степени прикладной характер.
Культурологический подход в педагогике – это исследовательская позиция , основанная на ключевых понятиях культурологии, которые используются в процессе решения педагогических проблем..
Нами выявлено, что в его рамках могут быть разработаны другие методологические подходы, которые будут представлять собой его частные случаи, то есть находиться в родо-видовой зависимости. Одним из них является разработанный учеными историко-культурологический подход, сущность которого заключается в том, что он предполагает проектирование образовательного процесса на основе изучения исторически развивающихся культур.
Культурологический подход в современном его понимании ориентирован на усвоение актуальной культуры. Однако в процессе обучения должна изучаться и осваиваться не только современная культура, но и культуры прошлого. Необходимость такого рассмотрения культур основывается на общенаучном принципе историзма. Выявление причинно-следственных связей, отражающих закономерности культурно-исторического развития, является одной из задач такого рассмотрения культуры. Это позволяет подойти к настоящему как закономерному результату исторического развития, понимать истоки современных процессов в культуре.
Исторический подход предполагает целостное рассмотрение всего многообразия культурных явлений, отсюда вытекает необходимость интегрированного изучения всех элементов культуры.
Историко-культурологический подход в своих основаниях опирается на ключевые положения культурологии. Культурология обладает обширным материалом, требующим осмысления с позиций педагогической науки. Одним из теоретических положений культурологии, имеющих значение для разработки образовательных моделей в рамках данного подхода, является основной тезис философской логики культуры В.С. Библера о диалоге культур. Он указывает, что сознание человека конца ХХ – начала XXI века характеризуется одновременным общением всех исторически сложившихся форм мышления. Это обусловлено «многомерным множеством» существования культуры. В соответствии с философской концепцией В.С. Библера формой существования современного разума является диалог.
Усвоение учащимся культуры в процессе обучения должен осуществляться на основе диалога культур. Механизмами реализацииданного положения являются дискуссионные формы обучения.
В ХХ столетии возникла идея о множественности культур. В соответствии с ней каждая культура рассматривается как самобытная, неповторимая. Феномены культур разных времен и народов имеют уникальные коды, отражающие специфическое мировосприятие и мировоззрение их создателей. Эти признаки позволяет нам идентифицировать культуру, определить ее национальную, географическую и временную принадлежность. Исходя из данного понимания культуры, мы выводим следующее значимое следствиедля процесса педагогического проектирования: изучение культуры должно быть направлено на формирование понимания множественности и самобытности культур. Данная идея должна быть отражена как в содержании образования, так и в методах обучения. В процессе обучения учащиеся должны прийти к пониманию, что общее понятие «культура» объединяет множество самобытных культур, что каждая из них представляет ценность для развития культуры мира. Отсюда возникает потребность сформировать у учащихся толерантное отношение к другим народам и культурам. При этом важно привить любовь к родной культуре, которая лежит в основе этнокультуроной самоидентификации личности и национального самосознания. Средством решения этих задач является межкультурная коммуникация (диалог культур), которая реализуется в дискуссионных формах обучения.
Понятие «интеграция», должно определяться как процесс слияния различных элементов в единое целое, а не процесс и результат синтеза, как это ранее отмечалось, так как это противоречит законам логики.
Интегративный подход – это методологический инструментарий, определяющий стратегию решения педагогических проблем.
Под интегрированным обучением мы понимаем такую организацию процесса обучения, при котором происходит синтез разнородных знаний.
Из этого следует, что одной из задач обучения является формирование у школьников системного мышления, которое рассматривается как способность видеть мир взаимосвязано, как единую систему, понимать связь и взаимообусловленность всех его проявлений. Инструментом его формирования служит интегративный подход. Он ориентирован на установление взаимозависимостей и связей между различными знаниями, что способствует целостному восприятию объекта изучения.
В России, как и во многих других странах мира, традиционно сложилась линейная система формирования содержания образования. Однако такой способ формирования содержания образования имеет ряд недостатков.
Во-первых, главным недостатком данной системы является то, что предметы между собой слабо взаимосвязаны.
Во-вторых, невозможно бесконечно наращивать число предметов, составляющих содержание образования.
В-третьих, постоянная смена учебных предметов в течение дня не способствует углубленному запоминанию материала, так как требует частого переключения внимания от одного предмета к другому. Как известно, интенсивность процесса забывания обратно пропорциональна времени, прошедшему от момента восприятия информации.
В-четвертых, в составе учебного плана существуют предметы, на изучение которых отводится не более одного часа в неделю. Для учащихся такие предметы становятся малозначительными. Недостаточная ценностная ориентация учащихся на данные учебные дисциплины является фактором снижения качества обучения.
В-пятых, структура содержания образования давно уже не соответствует состоянию современной науки. Как уже было сказано, современная наука имеет тенденцию интеграции различных областей знаний. Это необходимо учитывать в процессе проектирования содержания образования.
Анализ педагогической литературы показывает, что в разработке интегрированных уроков и курсов часто возникают ошибки, обусловленные неправильным пониманием сути интеграции и несоблюдением необходимых условий. В результате такого интегрирования получается конгломерат знаний вместо целостности.
Отсутствие единых подходов к определению способов интеграции говорит о недостаточной разработанности этого вопроса, следовательно, о необходимости дельнейших исследований в этой области.
Центрический способ построения интегрированного учебного процесса.Его суть заключается в следующем: развитие системы знаний происходит радиально от центра к периферии. С увеличением радиусов увеличивается и число точек соприкосновения предмета познания с различными знаниями, имеющими межпредметный характер. Таким образом, изучаемая тема становится центром интеграции разнохарактерных знаний.
Другой способ формирования содержания образования мы называем спиралевидным. Он также основан на познавательных интересах учащихся. Программы разрабатываются по принципу интеграции знаний вокруг них. Интерес ребенка к конкретной теме порождает цепную реакцию других интересов, при этом движение от незнания к знанию в этом случае происходит в виде спирали.
Центрический и спиралевидный способы построения интегрированного содержания образования по своей сути близки друг другу. Оба способа позволяют устанавливать межпредметные связи в процессе изучения темы, но при этом существует опасность того, что в процессе обучения будут формироваться не системные, а фрагментарные знания по конкретным отраслям научных знаний.
В отечественной педагогике утвердился линейный принцип формирования содержания образования. Логика изучения материала подчинена поступательному линейному движению от незнания к знанию, от простого к сложному. Такой подход способствует системному усвоению предметных знаний, но существенным его недостатком, как известно, являются слабые межпредметные связи.