Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения в процессе обучения школьников.
Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения в процессе обучения школьников.
Статья "Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения в процессе обучения школьников
цель: укрепление и сохранения физического и психологического здоровья школьников
Задачи: обучение школьников умению учиться, то есть не перегружать себя , выполнять упражнения для глаз, осанки, на концентрацию внимания, релаксацию, достижение эмоциональной удовлетворенности школьников, развитие ответственности и доброжелательности,открытости
Ожидаемый результат внедрения
· Сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьника,
· формирование здоровой личности, минимизация воздействия неблагоприятных разрушающих факторов на здоровье ученика,
· повышение успеваемости по предмету.
Описание технологий
Обычный урок. Он не вызывает такой тревоги напряжения, как выполнение тестов и контрольных работ, но тем не менее не всегда сопровождается положительными эмоциями. Поэтому так важно для учителя быть доброжелательным, терпеливым и тактичным по отношению ко всем ученикам, независимо от их способностей, характера и поведения. Важно создать на уроке атмосферу сотрудничества и взаимоуважения, заинтересовать и увлечь. Для этого у учителя есть много возможностей.
При планировании урока для учащихся любого возраста я придумываю задания, выполнение которых не только помогает закрепить какие-либо знания, умения и навыки или получить новые, но и доставляет радость и удовольствие. Это возможно благодаря интеграции одного предмета с другими предметами, такими как: музыка, физическая культура, риторика, ИКТ, изобразительное искусство и др.
-- Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- технического прогресса. Одной из главных задач образования является подготовка ребенка к современной жизни. Эта подготовка должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций.
Следует отметить также условия интеграции предметов:
объекты исследования должны либо совпадать, либо быть достаточно близкими;
в интегрированных учебных предметах используются одинаковые методы исследования;
интегрированные учебные предметы строятся на общих теоретических концепциях и общих закономерностях.
Целесообразно выделять три уровня интеграции:
создание системы интегрированных уроков, когда изучаются одни и те же темы на основе двух или нескольких предметов;
разработка и внедрение целостных систем, моделей обучения, ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.
Кроме того, одно из обязательных и основных требований интеграционного преподавания-повышение роли самостоятельности обучаемых, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Интеграционный урок требует от преподавателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, педагог должен учитывать:
Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, перераспределении приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т. е. нахождение основания для
объединения разнопредметной информации.
Создание новой структуры курса, т. е. изменение функционального назначения знаний.
Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Междисциплинарная интеграция призвана обеспечить единый подход преподавателей различных учебных дисциплин школы к решению общеобразовательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний. На современном этапе педагогу мало обладать глубокими теоретическими знаниями «своей» дисциплины. Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства преподавателя, т. к. требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
Актуальность интеграции продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе.
Основные идеи, провозглашаемые общей частью государственных учебных программ:
Уменьшение учебной нагрузки учащихся, содействие использованию активных методов обучения.
Интеграция по предметным циклам.
Интеграция между предметными программами и общей частью ГУП с учетом провозглашаемых основных ценностей, общих компетенций сквозных тем, а также других требований и принципов.
Основная задача новых программ – сделать школьное образование междисциплинарным, сформировать междисциплинарное видение творчества, которое сегодня занимает доминирующее место в решении проблемы развития компетенций школьников.
Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:
интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);
интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы);
интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты)
интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).
Что же такое интегрированный урок?
-- Интегрированный урок - особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы, явления.
Я думаю, что для интегрированные уроки -это чистейшей воды творчество, где многое зависит от того, с кем ты работаешь, для кого ты готовишь урок, по какой теме и прочее. Главное - это чтобы дети использовали один предмет для познания другого и, если это состоялось, то интеграция имела место. Каждый раз именно это является неординарным, неожиданным, что и развивает познавательный интерес. Критерии оценки таких уроков должны быть особенные.
Пусть такие уроки требуют специальной подготовки, но они стоят того, чтобы их проводить.
Интегрированный урок - это творчество учителя (или нескольких учителей). Эффективность интеграции зависит от нескольких факторов: удачного сочетания учебных предметов, изучаемых тем, тщательной подготовки учителя и настроя ребят на работу; отбора, сочетания методов, приемов с учетом возрастных возможностей детей. Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке
При планировании и организации таких уроков важно учитывать следующие условия:
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её раскрытия.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока, что соответствует здоровьесберегающему уроку. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке
При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
В форме интегрированных уроков чаще проводим обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
Интегрированная форма обучения подразумевает и проведение бинарных уроков (бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке.) и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Интегрированные уроки обладают большими педагогическими возможностями. На таких уроках ученики получают многогранные знания про объект изучения, у них формируется умение переносить знания с одной области знаний в другую. Суть таких уроков состоит в объединении усилий учителей разных предметов для его подготовки и проведении, а также в интеграции знаний про определенный объект изучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения в процессе обучения школьников. »
Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения
в процессе обучения школьников.
Гаптрахимова Р. С.
Обоснование актуальности данной работы
Я – учитель и люблю своих учеников, мне не безразлично будущее подрастающего поколения, поэтому я интересуюсь здоровьесберегающими технологиями.
Все мы знаем, что наши дети пребывают в большом напряжении, вынуждены поглощать и перерабатывать огромные объемы информации, испытывают прессинг со стороны требовательных родителей и учителей. Все это ведет к росту тревожности, эмоциональным срывам, апатии и депрессии, разрушающим здоровье школьника. Это обуславливается необходимостью в формировании особой, щадящей среды на уроке, использованию здоровьсберегающих технологий.
Цель внедрения, описанных технологий
Укрепление и поддержание физического и психического здоровья школьника, предотвращение развития новых заболеваний
Задачи внедрения описанных технологий
Физическое здоровье: обучение школьников умению учиться, то есть не перегружать себя, выполнять упражнения для отдыха глаз, упражнения для осанки, упражнения на концентрацию внимания, уметь расслабиться;
психическое здоровье: достижение эмоциональной удовлетворенности школьника на уроках русского языка т обучения грамоте , развитие ответственности, доброжелательности, открытости.
Ожидаемый результат внедрения
· Сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьника,
· формирование здоровой личности, минимизация воздействия неблагоприятных разрушающих факторов на здоровье ученика,
· повышение успеваемости по предмету.
Описание технологий
Обычный урок. Он не вызывает такой тревоги напряжения, как выполнение тестов и контрольных работ, но тем не менее не всегда сопровождается положительными эмоциями. Поэтому так важно для учителя быть доброжелательным, терпеливым и тактичным по отношению ко всем ученикам, независимо от их способностей, характера и поведения. Важно создать на уроке атмосферу сотрудничества и взаимоуважения, заинтересовать и увлечь. Для этого у учителя есть много возможностей.
При планировании урока для учащихся любого возраста я придумываю задания, выполнение которых не только помогает закрепить какие-либо знания, умения и навыки или получить новые, но и доставляет радость и удовольствие. Это возможно благодаря интеграции одного предмета с другими предметами, такими как: музыка, физическая культура, риторика, ИКТ, изобразительное искусство и др.
-- Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- технического прогресса. Одной из главных задач образования является подготовка ребенка к современной жизни. Эта подготовка должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций.
Следует отметить также условия интеграции предметов:
объекты исследования должны либо совпадать, либо быть достаточно близкими;
в интегрированных учебных предметах используются одинаковые методы исследования;
интегрированные учебные предметы строятся на общих теоретических концепциях и общих закономерностях.
Целесообразно выделять три уровня интеграции:
создание системы интегрированных уроков, когда изучаются одни и те же темы на основе двух или нескольких предметов;
разработка и внедрение целостных систем, моделей обучения, ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.
Кроме того, одно из обязательных и основных требований интеграционного преподавания-повышение роли самостоятельности обучаемых, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Интеграционный урок требует от преподавателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, педагог должен учитывать:
Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, перераспределении приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т. е. нахождение основания для
объединения разнопредметной информации.
Создание новой структуры курса, т. е. изменение функционального назначения знаний.
Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Междисциплинарная интеграция призвана обеспечить единый подход преподавателей различных учебных дисциплин школы к решению общеобразовательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний. На современном этапе педагогу мало обладать глубокими теоретическими знаниями «своей» дисциплины. Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства преподавателя, т. к. требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
Актуальность интеграции продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе.
Основные идеи, провозглашаемые общей частью государственных учебных программ:
Уменьшение учебной нагрузки учащихся, содействие использованию активных методов обучения.
Интеграция по предметным циклам.
Интеграция между предметными программами и общей частью ГУП с учетом провозглашаемых основных ценностей, общих компетенций сквозных тем, а также других требований и принципов.
Основная задача новых программ – сделать школьное образование междисциплинарным, сформировать междисциплинарное видение творчества, которое сегодня занимает доминирующее место в решении проблемы развития компетенций школьников.
Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:
интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);
интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы);
интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты)
интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).
Что же такое интегрированный урок?
-- Интегрированный урок - особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы, явления.
Я думаю, что для интегрированные уроки -это чистейшей воды творчество, где многое зависит от того, с кем ты работаешь, для кого ты готовишь урок, по какой теме и прочее. Главное - это чтобы дети использовали один предмет для познания другого и, если это состоялось, то интеграция имела место. Каждый раз именно это является неординарным, неожиданным, что и развивает познавательный интерес. Критерии оценки таких уроков должны быть особенные.
Пусть такие уроки требуют специальной подготовки, но они стоят того, чтобы их проводить.
Интегрированный урок - это творчество учителя (или нескольких учителей). Эффективность интеграции зависит от нескольких факторов: удачного сочетания учебных предметов, изучаемых тем, тщательной подготовки учителя и настроя ребят на работу; отбора, сочетания методов, приемов с учетом возрастных возможностей детей. Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке
При планировании и организации таких уроков важно учитывать следующие условия:
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её раскрытия.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока, что соответствует здоровьесберегающему уроку. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке
При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
В форме интегрированных уроков чаще проводим обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
Интегрированная форма обучения подразумевает и проведение бинарных уроков (бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке.) и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Интегрированные уроки обладают большими педагогическими возможностями. На таких уроках ученики получают многогранные знания про объект изучения, у них формируется умение переносить знания с одной области знаний в другую. Суть таких уроков состоит в объединении усилий учителей разных предметов для его подготовки и проведении, а также в интеграции знаний про определенный объект изучения.
Проведение уроков, выходящих за рамки одного предмета – это одно из направлений совершенствования учебного процесса в современной школе.
Выход за рамки одного предмета и обращения к другим областям знаний требует от учащихся другого типа мышления: умение мыслить концептуально, системно, вычленять основополагающие для данной темы урока идеи, понятия, модели. Продуктивность такой деятельности обеспечивается включением в работу обеих полушарий мозга при помощи разнообразной системы заданий.
В этой связи одной из довольно продуктивных методик и является методика проведения интегрированных уроков.
Продемонстрируем интеграцию урока русского языка с другими предметами.
Я начинаю урок с так называемого «разогрева», то есть различного рода лексических, фонетических и лексико-грамматических «зарядок». Стараюсь, чтобы этот этап был более привлекательным, превращаю его в маленькую игру или соревнование. Например, какая группа (ряд, пара) учащихся за одну минуту вспомнит и запишет больше слов на заданную тему, или кто построит больше предложений (на заданную тему или правило); или составить мини-рассказ всей группой (ученик за учеником), при этом каждый ученик может быть выбран ведущим.
Для повторения пройденного материала использую разные игры. Но имеется ввиду игра не на личное или командное первенство, не конкурсы, а игры способствующие релаксации, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например:
· повторение лексики с мячом (дети встают в круг и передают друг другу мяч, у кого – мяч, тот называет слово на заданную тему или отвечает на вопрос учителя)
· подвижные игры
- при изучении темы "Звуки ” изобразить животное движением, мимикой, жестами,
- при изучении алфавита нарисовать в воздухе головой букву,
- при изучении новых слов играем в "Узнай букву”, каждый ученик получает карточку с изображением буквы, нужно ученикам каждой группы или команды построится так, чтобы получилось слово.
- ролевые игры-пантомимы.
Игра - одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие:
Например: Игра- пантомима:
- При изучении алфавита изобразить букву ( нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).
- При изучении темы ‘’Словарные слова’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
- При изучении темы ‘’ Словарные слова’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
- при изучении темы «Спорт» изобразить вид спорта с последующим угадыванием
- "Существительное”: в магазине Альметьевска ты хочешь купить какую-нибудь вещь, но недостаточно хорошо владеешь русским языком, объяснись с продавцом мимикой и жестами), здесь же идет интеграция с татарским языком, т.к. мы живем в Татарстане и у нас два государственных языка
Эти игры используются для развития координации частей тела, пространственно-временных ориентировок и включения регионального компонента
Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся начальных классов очень нравятся ролевые игры (Больница, Аптека, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами). Они забывают о своем психологическом дискомфорте.
Подобные игры не только развивают координацию рук, ног и других частей тела, но и вызывают положительные эмоции на уроках.
Часто использую на уроках песни, особенно на стихи русских и татарских поэтов.
Песня позволяет учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков, повышает интерес к предмету, снижает утомляемость.
Многие педагоги считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают много времени, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса. Но если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка. Еще великий педагог К. Д. Ушинский много лет назад вывел формулу бодрости 3=45. Эта формула не имеет к математике ничего общего, К. Д. Ушинский сказал: «Две-три минуты движения подарят вам сорок пять минут внимания».
Обычно я провожу по 2 физминутки за урок, сопровождая их песнями, танцами . Я демонстрирую танцевальные движения и дети с удовольствием их повторяют. Часто подключаю фантазию детей и они сами предлагают способы релаксации , в том числе и танцевальные движения. : во-первых, детям просто нравится быть самостоятельными; во-вторых, они лучше усваивают лексический материал; в-третьих, повышается мотивация учащихся к изучению так сложного предмета как русский язык , так как они убеждаются в том, что сами могут применять русский литературный язык на практике.
Очень нравятся детям и физминутки с использованием веселых рифмовок и стишков, скороговорок, потешек.
Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.
При работе с учениками 3-4 классов и введении более сложного материала я применяю элементы проблемного обучения, так как самостоятельно сделанное открытие всегда вызывает чувство удовлетворения, что, в свою очередь, положительно влияет на психофизическое состояние, как каждого учащегося, так и группы в целом.
Просмотр мультипликационных притчей помогает в воспитательном процессе и одновременно дает психологическую разгрузку.
При обучении русскому языку учащихся начальных классов я использую проектную методику. Ребята пишут проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя русский литературный речь . Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.
Существует много споров по поводу того, что такое «проект». В своей практике я исхожу из того, что проектом может считаться любой вид аудиторной или внеаудиторной деятельности, при которой происходит поиск дополнительной информации, её сортировка и оформление в любом формате (от открытки, постера или альбома до оформления компьютерной презентации). Главное, чтобы это было интересно и исполнителям и аудитории при защите проекта. При этом слабые в языковом отношении ученики могут продемонстрировать свои организаторские, творческие или иные способности, поделиться своими увлечениями с другими детьми, найти единомышленников.
Несколько слов хочется сказать о драматизации как о виде релаксации на уроке русского языка. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения , расширяет кругозор детей.
При изучении новой темы создаю обстановку новизны и нетрадиционности учебного материала. Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызвать интерес может применение иллюстраций и мультимедийных презентаций.
Огромную роль в здоровьесбережении на уроке играет комфортная психологическая среда. Для ее создания организую на уроке психологическую поддержку. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Я стараюсь опираться на сильные стороны ребенка, учу оптимизму, демонстрирую симпатию к нему, предоставляю больше самостоятельности, вместе с учеником радуюсь любой его новой победе. Похвалу выражаю в раздаточных жетонах, карточках или использую оценивание в виде «солнышка», где лучики выдаются за правильный ответ. Побеждает тот, у кого «солнышко ярче».
Всегда организую, обучение в сотрудничестве, то есть учусь вместе с учениками в разных учебных ситуациях. Ведь ученики все разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко запоминают лексические единицы, другим требуются больше времени на осмысление, дополнительные разъяснения. Поэтому для повторения и закрепления пройденного я с учениками часто «меняюсь ролями». Выбранный ученик становится учителем и разъясняет непонятные моменты мне и классу, отвечает на наши вопросы по теме. Вместе учиться легко, интересно, весело и эффективно. Причем эта эффективность выражается не только в учебных успехах, но и в нравственном развитии.
Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Но если эмоциональная атмосфера на уроках будет атмосферой сотрудничества, доброжелательной; если мои ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, - безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что непременно положительно скажется на психофизическом здоровье и моем, и моих учеников.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять своё и ценить чужое здоровье.
Советы педагогу для здоровьесбережения обучаемых:
1. Используйте частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской); норма: 4–7 видов деятельности за урок. Т.е.интеграцию.
2. Применяйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередуя их не позже чем через 10–15 минут;
3. Используйте методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, – непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества; активный метод – ученик в роли учителя, исследователя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию, семинар.
4. Применяйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений).
5. Обязательно наличие внешней мотивации (оценка, поддержка, соревновательный момент).
6. Стимулируйте внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний.
7. Поддерживайте у детей веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе.
8. Создавайте ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят).
9. Справедливо оценивайте ответы школьников (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставьте баллы за каждый вид деятельности, суммируя их в конце; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться.