ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
В настоящей статье рассматривается проблема интеграции в школьной практике учителя. Вашему вниманию предложены некоторые аспекты педагогического поиска в области обновления содержания естественнонаучного образования на основе реализации принципа интеграции. Автор работает над осуществлением интеграционных связей физики со следующими дисциплинами: математика, биология, химия, информатика, экология, литература, история, география, психология. Рассмотрены основные теоретические положения интеграции.
Одна из задач интеграции научных знаний в современной школе состоит в восстановлении в сознании ученика целостной картины мира во всем его многообразии. Частные науки изучают окружающий мир под своим углом зрения. Необходимо объединить эти взгляды и поднять их на более высокий уровень осознания, то есть сформировать у учащихся научное мировоззрение и диалектическое мышление.
Методической основой интеграционных форм занятий является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимания закономерностей всего существующего в мире. На интегрированные занятия привлекаются факты, понятия, проблемы смежных наук, других учебных предметов, но эти факты, понятия, проблемы должны быть обязательно сквозными, общими для ряда предметов. Исходя из цепи интеграции они объединены в одно целое и обеспечивают аналитико-синтетическую деятельность по расширению и углублению учебного материала.
Выбор слова «интегративный» указывает на незавершенность процесса интеграции во времени, на то, что механизм интеграции не заложен изначально в содержание, он действует на уровне самого обучения, то есть интегративный курс призван интегрировать разнородные сведения из разных областей, обеспечивая не простое их суммирование, но новое качество. Это значит, что построение такого курса (предмета) должно предусматривать «включение» специфических познавательных механизмов.
Интегративный предмет (курс) – это нечто, встроенное в более широкую систему знаний, содержания образования в целом. В этом случае он должен отвечать требованиям информационного резонанса, а также содержать компоненты, позволяющие актуализировать либо создать интеграционные связи внутри новой целостности.
«Интегративный» - слово, по смыслу соотносимое с завершенным результатом интеграционных процессов. Интегральный курс в снятом виде содержит уже нерасчленимую целостность. Это принципиально новая структура в отличие от интегративного построения. Механизмы интеграции уже содержаться в ней и поэтому способы имплицитно влиять на формирование соответствующих мыслительных структур учащихся.
Интеграционный или интегрирующий – это причастия соотносимые непосредственно с педагогическим действием, но не с содержанием какого-либо предмета, курса или спецификой природы объекта. Говоря названные слова, мы обычно имеем ввиду характер организуемого педагогом процесса, деятельности, в которых используется механизм интеграции.
Причем понятие «интегрирующий» в большей степени может быть соотнесено с активными субъектными проявлениями, с действием фактора, являющегося центральным в развитии новой системы. Так интеграционные процессы могут разворачиваться «внутри» личности школьника, а сам он способен наряду со взрослыми стать интегрирующим фактором по отношению к массиву информации, поступающей из окружающего мира.
За время работы мной были опробованы три модели интегрированных уроков.
1 модель. На базе систематизации и обобщения знаний одного предмета выводится проблема интеграции и показывается ее решение при объяснении нового материала в другом предмете. Практическое применение знаний на интегративном уровне.
2 модель. На базе систематизации и обобщения знаний по двум предметам выводится интегративное решение проблемы, практическая реализация знаний в новом качестве.
3 модель. Выявление проблемы интегративного видения материала на базе объяснения нового по двум предметам одновременно. Практическая реализация знаний при закреплении.
В дальнейшем стал шире использовать новые информационные технологии в осуществлении интеграционных связей (использование ЭВМ как средства обучения, мультимедийные уроки). Занятия с использованием ЭВМ приносят большое удовлетворение ученикам и способствуют повышению качества усвоения материала.
Необходимо отметить, что интегративный урок – это одна из возможных форм учебных занятий, которая отличается от традиционного урока в следующем:
- имеет несколько дидактических целей;
- урок проводит один или более учителей;
- это эпизодические уроки;
- имеет иной временной режим.
Типичные ошибки при проведении и подготовке интегрированных уроков:
1) в педагогическом аспекте: отсутствие коррекции программ, эпизодическое место урока в системе уроков, применение «массовой» интеграции всех предметов без учета специфики предмета;
2) в психологическом аспекте: несоблюдение психологической совместимости учителей, большая информационная перегрузка материалом;
3) в методическом аспекте: при использовании нестандартной методики происходит «скатывание» урока на внеклассное мероприятие;
4) в гигиеническом аспекте: грубое нарушение временных параметров урока.
Нельзя не заметить, что в настоящее время:
- создаются школы интегрированного типа;
- разрабатываются интегрированные образовательные программы;
- широко внедряются в практику интегрированные учебные курсы по авторским и экспериментальным учебным программам;
- усиливается потребность в учителе интегрированного типа, способного преподавать интегрированные курсы, в учителе не отдельного предмета, а определенной области знаний.
Краткий обзор уроков и мероприятий,
проведенных при работе над проблемой интеграции.
1) Интегрированный урок в 8 классе: применение прямой пропорциональной зависимости на уроках физики и математики.
Тема: Зависимость силы тока от напряжения
Цель: показать применение прямой пропорциональной зависимости в физике и математике.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, проводник, источник тока, таблицы.
2) Физика и математика при изучении темы: «Закон Ома для участка цепи». 8 класс
Тема: Закон Ома для участка цепи
Цель: показать применение обратной пропорциональной зависимости на уроках физики и математики.
Оборудование: карточки, таблицы, источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, проволочные проводники.
3) Интегрированный урок в 7 классе: Алгебра на уроках физики.
Тема: Алгебра на уроках физики
Цель: прямая пропорциональная на уроках алгебры и физики; перевод единиц при решении задач на уроках физики, используя знания, полученные на уроках математики.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, иллюстративный материал, графики функций.
4) Физика и математики при изучении темы «Давление» в 7 классе.
Тема: Давление
Цель: получить представление о давлении, решение задач с использованием и применение знаний, полученных на уроках математики.
Оборудование: кусок пластилина, тонкая проволока, гиря, динамометр, иллюстративный материал (диск CD «Открытая физика»), персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
5) Компьютерная поддержка курса физики. Обобщающие уроки в 7 классе с использованием ЭВМ.
Тема: Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по указанной теме с использованием ЭВМ.
Оборудование: компьютерный класс.
6) Экологическая катастрофа. Единство человека и природы, их обоюдная уязвимость. 7 класс
Тема: Экологическая катастрофа
Цель: повторение и обобщение знаний о механическом движении; выработка умения решать задачи на расчет параметров прямолинейного движения; формирование представления о единстве человека и природы, их обоюдной уязвимости.
Оборудование: видеомагнитофон, магнитофон, маршрутные листы, большая географическая карта России, географическая карта Краснодарского края, нить, линейки.
7) Интегрированный урок физика-математика в 9 классе.
Тема: О векторных величинах
Цель: сформировать интегративное видение понятия вектора при изучении указанной темы.
Оборудование: линейка, цветные мелки, чертежи, магнитная доска с векторными стрелками, ПК, мультимедийный проектор, экран.
8) Раскрытие темы «Реактивное движение» на примере реализации принципа интеграции предметов: физика-математика, психология, биология, литература, история. 9 класс
Тема: Реактивное движение
Цель: ввести понятие реактивного движения, рассмотреть примеры реактивного движения, ознакомить учащихся с историей возникновения и сутью экспериментального метода познания, развитие мышления учащихся, осуществление деятельного подхода при изучении темы.
Оборудование: групповые карты-задания, модель ракеты, ручной насос, плакат (примеры реактивного движения), карточки с обозначением физических величин.
9) Интегративный подход при обобщении материала в 10 классе.
Тема: Обобщающий урок по теме «Основы модекулярно-кинетической теории. Термодинамика»
Цель: научить применять знания по преобразованию выражений и чтению графиков, полученных на уроках математики, при решении задач на уроках физики.
Оборудование: переносные доски, иллюстративный материал (диски CD «Библиотека наглядных пособий по физике»), ПК, мультимедийный проектор, экран.
10) Физика и химия при изучении темы «Электрический ток в различных средах» в 10 классе.
Тема: Урок-конференция «Электрический ток в различных средах»
Цель: повторение и обобщение знаний по указанной теме с применением и использованием знаний, полученных на уроках химии.
Оборудование: карточки с названиями групп, электроды медные, цилиндрический сосуд, раствор сульфата меди, источник тока, соединительные провода, выключатель, амперметр, реостат, таблицы, плакаты, электронно-лучевая трубка, полупроводниковые приборы, ПК, мультимедийный проектор.
11) Круглый стол с использованием интегративных подходов при изучении раздела «Физика атомного ядра» в 11 классе.
Тема: Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений
Цель: использование и применение знаний, полученных на уроках химии, биологии, при изучении указанной темы.
Оборудование: таблицы Менделеева, плакаты по теме, таблицы изотопов, фрагмент учебного фильма.
12) Физика и математика при решении задач по теме «Электромагнитные волны» в 11 классе.
Тема: Решение задач
Цель: применение знаний, полученных на уроках математики, при решении задач на уроках физики.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, таблицы, калькуляторы.