Саба?
Занятие №
Саба?ты ?ткізу к?ні ж?не топ:
Дата проведения занятия и группа:
______________________
______________________
Та?ырыбы:
Тема: Межпредметная связь на уроке «Самопознание».
Саба?ты? ма?саты:
Цель занятия: ознакомить учащихся с особенностями применения и организации межпредметной связи на уроках самопознания.
Негізгі ??ымдар:
Основные понятия: межпредметная связь, интегрирование, качество академического образования.
Саба?ты? ?дістемелік жа?ынан ?амтамасыз етілуі:
Методическое обеспечение: конспект занятия, рабочие столы.
Саба?ты? типі:
Тип занятия: комбинированное занятие
Саба?ты? ?діс-т?сілдері:
Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, проблемно-ориентированный метод.
Саба? жоспары:
План занятия:
I. ?йымдастыру кезе?і
Организационный момент.
Приветствие. Проверка посещаемости. Психологический настрой на работу. Сообщение темы и цели урока.
II. О?ушыларды? білімдерін тексеру
Проверка знаний учащихся.
1. Структура урока по самопознанию.
2. Методические основы творческих уроков по самопознанию.
III. Жа?а материалды о?ыту
Изучение нового материала.
1. Особенности межпредметной связи. Ее функции.
2. Заполнение таблицы
IV. Та?ырыпты? негізі ??ымдарын бекіту бойынша ж?мыс
Работа по закреплению основных понятий темы: составить кластер по теме.
V. ?й тапсырмасын беру
Задание на дом: теоретический материал по конспекту.
О?ытушы
Преподаватель __________________________
?олы/подпись аты-ж?ні/Ф.И.О
Ц?К т?райымы
Председатель ЦМК ___________________________
?олы/подпись аты-ж?ні/Ф.И.О
Тема: Межпредметная связь на уроке «Самопознание»
Развитие современного мирового сообщества характеризуется такими технологиями производства, управлять которыми сможет только высокоинтеллектуальная личность, стремящаяся к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации. Поэтому на систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия, пространство выбора для проявления индивидуальных особенностей каждого.
Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую проблему невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения идет интеграция учебных дисциплин, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к построению модели общей картины жизни.
Реализация межпредметных связей в школьном обучении являются конкретным примером интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, а так же формированию общепредметных понятий, умений, навыков. Это особенно актуально для начальной школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы.
Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.
Преподавание «От сердца к сердцу» стало основой не только и не столько самого урока «Самопознание», но и всех предметов начальной школы. Интегрирование, межпредметные связи самопознания и русского языка проявляются в описании и рассуждении, систематизации материала к рассказу, совершенствовании художественного и разговорного стилей; самопознание и литература — это использование стихотворений, пословиц, поговорок по темам программы, инсценирование сюжетов, постановка и развитие грамотной речи учащихся, использование нравственно-духовных терминов, анализ произведений о любви, доброте, уважении, честности, справедливости, отзывчивости; самопознание и познание мира — ознакомление с живой и неживой природой, с растительным и животным миром планеты земля, осознание себя частицей Вселенной; самопознание и изобразительное искусство — это сравнение по форме и величине, конструирование и моделирование различных поделок, стимулирование внутренних чувств ребенка, развитие их с помощью рисунка и цветописи.
Психологи отмечают, что добрая атмосфера в школе, хороший психологический климат положительно влияют как на воспитание личности, так и на академическое образование ребенка.
Курс «Самопознание» помогает создать именно такую школу, где учителя и ученики составляют одну команду, администрация доброжелательна и внимательна к учителям, ученикам и их родителям, где сами ребята помогают друг другу, как братья и сестры. Качество академического образования в определенной степени формирует хороший характер ребенка, и, наоборот, хороший высоконравственный уровень воспитанности ученика напрямую влияет на качество его образования.
В преподавании дисциплины «Самопознание» необходимо делать опору на педагогику успеха, отрицание внешнего принуждения, технологию сотрудничества, которые создают условия для самосовершенствования личностей учащихся через интеграцию учебных предметов.
Таблица, раскрывающая знания, умения, качества самосовершенствования через учебные дисциплины
Математика. Информатика.
Логика мышления. Планирование. Точность. Доказательность. Решение задач.
Языки.
Коммуникативность. Речевые умения.
Литература.
Поиск информации. Воспитание нравственности. Формирование духовных ценностей. Подготовка к семейной жизни.
Физика.
Диалектическое и материалистическое мировоззрение.
Химия. Биология.
Практические умения и навыки. Знания о своем организме. Психофизиология. Сексология. Здоровый образ жизни. Гуманизм.
География.
Экологическое мышление.
Экономика.
Рационализм. Точность. Бережливость.
История.
Мировые религии. Рефлексивное мышление.
Обществознание.
Философские категории морали.
Физическая культура.
Здоровый образ жизни.
Технологии.
Практические умения. Профориентация.
ИЗО, музыка.
Эстетическое восприятие действительности.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.