Методы исследований в проектной работе 10 - 11 классов
Методы исследований в проектной работе 10 - 11 классов
Методы исследования – это способы достижения цели исследовательской работы.
Методика — это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объектаизучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины.
Обоснование методов исследования описывается в разделе «Введение».
Необходимо перечислить методы, используемые в работе.
В презен тации дополнительный материал в комментариях к слайдам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы исследований в проектной работе 10 - 11 классов»
Методы исследований
Методы исследования – это способы достижения цели исследовательской работы.
Методика — это совокупность способов и приемов исследования , порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объектаизучения , методологии, цели исследования , разработанных методов , общего уровня квалификации исследователя. Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины.
Обоснование методов исследования описывается в разделе «Введение».
Необходимо перечислить методы, используемые в работе.
Желательно пояснить выбор методов исследования (т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели)
Примеры записи методов исследования
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.
Принципы выбора методов исследования
Принцип множества методов исследования (для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов);
Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.
Методы исследования- это способы достижения цели исследовательской работы.
Методы эмпирического уровня
Методы теоретического уровня
Методы
экспериментально – теоретического уровня
Методы эмпирического уровня - это методы, с помощью которых изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня - это методы, помогающие не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня - это методы, позволяющие проводить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
4
Методы эмпирического уровня:
Наблюдение
Интервью, беседа
Анкетирование
Тестирование
Счёт, измерение
Сравнение
4
4
Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Наблюдение всегда носит не созерцательный, а активный, деятельный характер. Оно подчинено решению конкретной научной задачи и поэтому отличается целенаправленностью, избирательностью и систематичностью. Наблюдатель не просто регистрирует эмпирические данные, а проявляет исследовательскую инициативу: он ищет те факты, которые его действительно интересуют в связи с теоретическими установками, производит их отбор, дает им первичную интерпретацию.
Одной из важнейших черт современного научного наблюдения является техническая оснащенность . Назначение технических средств наблюдения состоит в том, чтобы не только повысить точность получаемых данных, но и обеспечить саму возможность наблюдать познаваемый объект, т.к. многие предметные области современной науки обязаны своим существованием прежде всего наличию соответствующей технической поддержки.
Много про наблюдение https://studopedia.ru/11_3779_metodi-empiricheskogo-issledovaniya.html
4
4
Важным методом сбора информации является интервью. Интервью в научных исследованиях - разновидность беседы с целью сбора материала для изучения и обобщения. В беседе идет разговор, то есть взаимообмен информацией, каждый из участников может задать или ответить на вопрос. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.
4
4
Анкетирование — метод массового сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет. Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа
Респонденты - Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
4
4
Тестирование — это метод исследования, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.
4
4
Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства;
Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.
Счет - это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для определения степени и типа изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов.
Измерение – методисследования , при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Измерение — это осуществляемый по определенным правилам способ приписывания количественных характеристик изучаемым объектам, их свойствам или отношениям.
В научной практике измерение далеко не всегда представляет собой относительно простую процедуру; значительно чаще для его проведения требуются сложные, специально подготовленные условия.
4
4
Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т. е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.
Характерно то, что операция сравнения выполнима и тогда, когда у нас нет четкого определения какого-либо термина, нет точных эталонов для сравнительных процедур. Скажем, мы можем не знать, как выглядит «совершенный» красный цвет, и не уметь его охарактеризовать, но при этом вполне можем сравнивать цвета по степени «удаленности» от предполагаемого эталона, говоря, что один из семейства похожих на красный цвет явно светлее красного, другой — темнее, третий — еще темнее, чем второй и т.п
4
4
Методы экспериментально-теоретического уровня
Эксперимент
Анализ, синтез
Моделирование
Исторический, логический
Индукция, дедукция
Гипотетический
4
4
Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде».
Основные особенности эксперимента:
а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования;
б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов;
в) многократная воспроизводимость
изучаемого объекта по желанию
исследователя;
г) возможность обнаружения таких
свойств явлений, которые не
наблюдаются в естественных условиях.
Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде».
Можно сказать, что эксперимент – идеализированный опыт. Он дает возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, воссоздавать, если в этом есть необходимость, прежде чем сравнивать полученные результаты. Поэтому эксперимент является методом более сильным и действенным, чем наблюдение или измерение, где исследуемое явление остается неизменным. Это высшая форма эмпирического исследования.
4
4
Анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности.
Синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое.
Анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности.
Синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое.
Анализисинтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализисинтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез , опираясь на результаты анализа , объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.
4
4
Моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.
Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определённым дублирующими оригинальными свойствами.
Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов.
Математическое моделирование – замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, поскольку состоит из набора конкретных математических объектов
Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей.
Компьютерное моделирование —
моделью является компьютерная
программа.
4
4
Исторический метод – способ исследования, при котором изучается появление, становление и развитие объекта. Этот метод предполагает анализ возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь получает дополнительные знания об изучаемом объекте (явлении) в процессе его развития.
Исторический метод — метод социологических исследований , который включает в себя приемы, средства и техники, которые применяют историки для изучения и интерпретации текстов первоисточников и поиска иных доказательств, в том числе археологических доказательств, используемых для исследования, а также изложения исторических событий. В философии истории исторический метод используется как метод теории познания.
Изучение исторического метода и различных способов отображения исторических фактов и событий называется историографией. Исторический метод (историко-критический метод) имеет первостепенное значение для написания истории, отображения причинно-следственных связей, воссоздания событий прошлого.
4
4
Логический метод – способ воспроизведения развивающегося объекта в его существенных закономерностях и связях.
Логические (рациональные) методы — это методы , в которых пре-обладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, класси-фикации, индукции, дедукции и т.д. Данные методы основаны на использо-вании оптимальной логики анализа технического или какого-либо другого со-вершенствуемого или исследуемого объекта.
4
4
Индуктивный метод – рассуждение, при котором, опираясь на ряд частных результатов приходят к одному общему выводу.
Инду́кция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.
Дедуктивный метод – это рассуждение, исходным моментом которого является общее утверждение, а заключительным – частный результат.
Деду́кция — метод мышления, следствием которого является логический вывод, истинность которого гарантируется истинностью посылок. Также может определяться логико-методологическая процедура, посредством которой осуществляется переход от общего к частному в процессе рассуждения.
4
4
Гипотетический метод исследования предполагает разработку научной гипотезы.
Рабочая гипотеза – это обоснованное предположение о вероятной причине возникновения наблюдаемых фактов либо о предположительном развитии процесса или явления. Она формируется на основе изучения физической, химической или другой сущности исследуемого явления. Выдвинутая в результате исследования гипотеза в дальнейшем подвергается анализу и в случае ее подтверждения становится основой для дальнейших исследований.
МЕТОДГИПОТЕТИЧЕСКИЙ . способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета. Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Рабочаягипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочаягипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.
4
4
Методы теоретического уровня:
Изучение и обобщение
Абстрагирование
Формализация, идеализация
Анализ и синтез
Индукция и дедукция
Аксиоматика
4
4
Изучение данных о предмете исследования дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Обобщение – это метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Обобщение — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы из хаоса затемняющих их явлений и в рамках того или иного понятия отождествлять множества различных вещей и явлений.
4
Абстрагирование- отвлечение в процессе исследования от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.)
Абстракция или абстрагирование – метод исследования , в процессе которого сам предмет или его свойства мысленно отделяются от других свойств или признаков предмета. В процессе абстрагирования исследователь пребывает в постоянном мысленном отвлечении от незначительных связей, отношений, предметов и одновременно выделяет, фиксирует один или несколько элементов этих предметов.
4
4
Формализация - метод теоретического познания, заключающийся в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).
Идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования.
4
Аксиоматический метод - это способ построения какой-либо науки или ее раздела, когда из всех истинных утверждений избирается некоторое конечное их подмножество и кладется в основу в качестве исходных аксиом, из которых после, путем логических умозаключений, выводятся все остальные истинные утверждения взятого раздела или в целом данной науки.