Реализации, какой части программы посвящена работа «Разговор о правильном питании».
Возраст учащихся 10-11 лет
Название конкурсной работы. Проект. Тема «Каша-пища наша»
Где была реализована конкурсная работа. Внеклассная работа
Цель проекта: Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте.
Задачи:
1. Научить получать теоретические знания и использовать их на практике.
2. Рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья.
3. Приобретать навыки ведения проектной деятельности.
4. Приобретать навыки поисковой деятельности.
Степень новизна опыта:(проблемно- исследовательский.).
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- интервью;
- интернет
Проект. Тема «Каша-пища наша»
Тип проекта: исследовательский
Тип проекта по предметной области: внепредметный
Тип проекта по форме: коллективный
Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный
Продукт: Книга рецептов
Презентация
Актуальность проекта
Как часто мы, недооценивая роль правильного питания, готовим пищу наспех, не придаём значения подбору продуктов и блюд, перекусываем только бутербродами, а потом сетуем на недомогания и болезни.
Особенно непростительно такое к питанию ребёнка. Именно в детском возрасте уровень здоровья человека во многом определяется качеством питания.
Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. На протяжении первых лет жизни формируется структура и совершенствуется функция нервной, костно-мышечной, сердечнососудистой, эндокринной и других жизненно важных систем. В связи с этим организм ребёнка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах - источника пластического материала и энергии.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развитие рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления в росте, расстройство пищеварения.
В наше время - время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темп жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций - следует помнить, что правильное питание во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.
Наблюдая за питанием учащихся в школе, проведя анкетирование среди учащихся 2-4 классов (опрощено 42), выяснили, что не все учащиеся правильно понимают значимость и полезность каши.
Проанализировав результаты анкетирования, пришли к выводу, что необходимо сориентировать детей на полезность, важность и необходимость употребления каши в своем рационе.
В связи с этим нами была выбрана тема работы "Каша - пища наша" как средство формирования представления детей о каше, как о полезном продукте.
4
База исследования:
происходит в рамках образовательного учреждения Новоаннинской основной общеобразовательной школы № 2 обучающимися 2- 4 класса, при взаимодействии родителей.
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап (погружение в проект):
- выбор темы и её конкретизация (актуальность);
- определение цели и формирование задач;
- поиск источников информации и определение списка литературы;
- коррекция сроков;
- разработка проекта;
- анкетирование, обработка результатов.
II. Поисково- исследовательский этап:
- определение источников информации; консультация с библиотекарем, заведующей столовой.
- планирование способов сбора и анализа информации;
- проведение поисково-исследовательской деятельности;
- сбор и систематизация материалов.
III. Трансляционно - оформительский этап:
- оформление проекта;
- работа над текстом защиты проекта;
- предзащита проекта
IV. Рефлексивно-оценочный этап
IV. Заключительный этап.
Для доказательства или опровержения нашей гипотезы мы провели исследование Все дети любят кашу? Какая каша самая полезная? Какие витамины содержатся в каше?
Мы искали ответ на проблемные вопросы:
Почему о некоторых людях говорят: “ Он мало каши ел?” Что было бы, если человек не ел кашу? Из каких круп готовят каши? Чем полезны каши? Хотите узнать какая каша самая полезная: гречневая, манная, овсяная, пшённая, рисовая?
Из каких зёрен какую крупу получают?…
Надо исследовать, что дети думают о каше и узнать, какая каша самая полезная. Исследование, какие виды каш существуют, как их можно приготовить. План выступления:
По 1 исследованию –провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов.
По 2 исследованию – подготовить материал о ценности каш как о продукте питания
По творческой работе – подобрать пословицы, загадки про каши, написать рецепты блюд.
- На основании проведённого исследования можно сделать вывод:
- Мы написали свою книгу рецептов._____
- Нам интересно было выполнять______________________
- Больше всего понравилось задание _____ .
- Мы научились ______________________.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа"Каша - пища наша"»
Проект.
Тема:
"Каша - пища наша"
Информационная карта
Реализации, какой части программы посвящена работа «Разговор о правильном питании».
Возраст учащихся 10-11 лет
Название конкурсной работы. Проект. Тема «Каша-пища наша»
Где была реализована конкурсная работа. Внеклассная работа
Цель проекта: Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте.
Задачи:
1. Научить получать теоретические знания и использовать их на практике.
2. Рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья.
3. Приобретать навыки ведения проектной деятельности.
4. Приобретать навыки поисковой деятельности.
Степень новизна опыта:(проблемно- исследовательский.).
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- интервью; - интернет
Проект. Тема «Каша-пища наша»
Тип проекта: исследовательский
Тип проекта по предметной области: внепредметный
Тип проекта по форме: коллективный
Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный
Продукт: Книга рецептов
Презентация
Актуальность проекта
Как часто мы, недооценивая роль правильного питания, готовим пищу наспех, не придаём значения подбору продуктов и блюд, перекусываем только бутербродами, а потом сетуем на недомогания и болезни.
Особенно непростительно такое к питанию ребёнка. Именно в детском возрасте уровень здоровья человека во многом определяется качеством питания.
Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. На протяжении первых лет жизни формируется структура и совершенствуется функция нервной, костно-мышечной, сердечнососудистой, эндокринной и других жизненно важных систем. В связи с этим организм ребёнка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах - источника пластического материала и энергии.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развитие рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления в росте, расстройство пищеварения.
В наше время - время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темп жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций - следует помнить, что правильное питание во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.
Наблюдая за питанием учащихся в школе, проведя анкетирование среди учащихся 2-4 классов (опрощено 42), выяснили, что не все учащиеся правильно понимают значимость и полезность каши.
Проанализировав результаты анкетирования, пришли к выводу, что необходимо сориентировать детей на полезность, важность и необходимость употребления каши в своем рационе.
В связи с этим нами была выбрана тема работы "Каша - пища наша" как средство формирования представления детей о каше, как о полезном продукте.
4
База исследования:
происходит в рамках образовательного учреждения Новоаннинской основной общеобразовательной школы № 2 обучающимися 2- 4 класса, при взаимодействии родителей.
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап (погружение в проект):
- выбор темы и её конкретизация (актуальность);
- определение цели и формирование задач;
- поиск источников информации и определение списка литературы;
- коррекция сроков;
- разработка проекта;
- анкетирование, обработка результатов.
II. Поисково- исследовательский этап:
- определение источников информации; консультация с библиотекарем, заведующей столовой.
- планирование способов сбора и анализа информации;
- проведение поисково-исследовательской деятельности;
- сбор и систематизация материалов.
III. Трансляционно - оформительский этап:
- оформление проекта;
- работа над текстом защиты проекта;
- предзащита проекта
IV. Рефлексивно-оценочный этап
IV. Заключительный этап.
Для доказательства или опровержения нашей гипотезы мы провели исследование Все дети любят кашу? Какая каша самая полезная? Какие витамины содержатся в каше?
Мы искали ответ на проблемные вопросы:
Почему о некоторых людях говорят: “ Он мало каши ел?” Что было бы, если человек не ел кашу? Из каких круп готовят каши? Чем полезны каши? Хотите узнать какая каша самая полезная: гречневая, манная, овсяная, пшённая, рисовая?
Из каких зёрен какую крупу получают?…
Надо исследовать, чтодети думают о каше и узнать, какая каша самая полезная. Исследование, какие виды каш существуют, как их можно приготовить. План выступления:
По 1 исследованию –провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов.
По 2 исследованию – подготовить материал о ценности каш как о продукте питания
По творческой работе – подобрать пословицы, загадки про каши, написать рецепты блюд.
- На основании проведённого исследования можно сделать вывод:
- Мы написали свою книгу рецептов._____
- Нам интересно было выполнять______________________
- Больше всего понравилось задание _____ .
- Мы научились ______________________.
1. Продумывание учителем темы проекта
Создание книги рецептов
2.Выбор возрастной категории учащихся
4 класс
3.Формулирование проблемных вопросов (или гипотез) учебной темы
4.Формулирование дидактических целей проекта
Формировать критическое мышление, умение работать в команде.
5.Формулирование методических задач
Учащиеся должны усвоить ценность каш; иметь представления о видах каш; приобрести начальные навыки исследования:
уметь находить информацию, научиться отличать один вид крупы от другого; учиться взаимодействовать в команде; лаконично выступать, используя различные элементы творчества, аргументировать, анализировать свою работу.
6. Мотивация, ведущая к выдвижению гипотез решения проблем
7. Определение пути решения проблемы.
8. Определение творческого названия проекта
9. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Класс делится на группы по 5 человек. Результат работы – книга рецептов.
10. Формулирование проблемы - исследовательских вопросов (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
Провести исследование:
1 Что дети думают о каше;
2 Какая каша самая полезная: гречневая, манная, овсяная, пшённая, рисовая.
11. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
I. 1гр. – проведет исследование в классе, в школе среди ребят о том, что дети думают о каше. Для этого вам надо разработать и составить вопросы анкеты.
2гр. – готовит материал по истории происхождения круп, полезности блюд, приготовленных из этих круп.
3гр. – находит и подбирает пословицы, поговорки, загадки о каше, крупе. 4гр. – находит рецепты по приготовлению блюд из крупы, предлагает лучшие и самые полезные
II. Самоанализ, обсуждение.
III. Рефлексия.
12. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
13. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
В исследованиях – ребята договариваются о правилах работы в группах. Главное, чтобы каждый умел находить информацию.
14. Самостоятельная работа групп
Исследования – учитель контролирует процесс.
15. Подготовка учащимися результата (продукта) исследовательской работы, отчет о проделанной работе
Подготовка к защите проекта
16. Защита полученных результатов и выводов
Книга рецептов.
17. Оценивание результатов
Оценка коллектива. Оценка учителя.
18. Рефлексия.
Заполняют листок рефлексии.
Защита проекта (Игра « Таинственный лабиринт».)
7
Приложение 1
В результате исследования выяснили, где изначально произрастали зерновые растения.
Гречка.
Родина гречихи - горные районы восточной части Азиатского материка - Индия и Непал, где она и была впервые введена в культуру 4 тыс.лет назад. Из Индии она проникла в Китай и оттуда в Корею, Японию и на наш Дальний Восток. В нашей стране посевы гречихи занимают около 2млн.га
Рис
Рис - род однолетних и многолетних трав семейства мятликовых. На Земле существует около 20 видов риса. Растёт рис в тропиках Азии, Африки, Америки. Родина риса - Индия, где он появился почти 5 тысяч лет назад. В нашей стране рис выращивают на Северном Кавказе, Приморском крае и Нижнем Поволжье.
Пшено.
Впервые о пшене упоминается 5500 лет назад в китайских источниках. По своей важности занимает пятое место среди всех злаков. В настоящее время пшено широко распространено в Африке, Индии и Китае, где является массовым продуктом питания. В Европе, особенно в Восточной, эта крупа получила распространение в Средние века, еще до прихода картофеля и кукурузы.
Овсянка
Овёс - это род однолетних и многолетних трав семейства мятликовых. В мире известно около 25 видов этого семейства. Они произрастают в Евразии, Африке, Америке, Австралии. Овёс появился впервые почти 9 тысяч лет назад в Иране, Афганистане, Закавказье.
Манка
Пшеница самое первое хлебное растение, которое посеял человек. Она является ведущей зерновой культурой во многих странах Евразии, Африки, Америки, Австралии. Возделывается её около 30 видов. А известна она была почти 9 тысяч лет назад.
Из пшеницы делают манную крупу и пшеничную крупу.
8
Приложение 2
Про кашу в народе сложилось много пословиц и поговорок:
Хозяйка красна, а каша вкусна.
В семье и каша гуще.
Без каши обед не обед.
Каши сел да поел, так и ужин не нужен.
Кашку поел, словно шубку надел.
Борщ без каши вдовец, каша без борща вдова.
Где каша, там и наши, где щи да каша там и место наше.
Каши нет - щи больше лей.
Щи да каша - пища наша.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной отец родной.
Сварил бы кашу, да куры крупу расклевали.
Поживи с наше да пожуй каши.
Русского мужика без каши не накормишь.
И дурень кашу сварит, была бы крупица да водица.
Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
Кашу маслом не испортишь.
Каша - кормилица наша.
Горе наше гречневая каша: есть не хочется, а оставить жаль.
Не страшен мороз, что на дворе трещит, когда гречневая каша на печи стоит.
Воду жалеть и кашу не сварить.
Любо брюху, что глаза кашу видят.
Хороша кашка, да мала чашка.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
С ним каши не сваришь.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Разговорами каши не сваришь.
Кашу свари, да ещё в рот положи.
На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.
Не наша еда орехи, каша наша еда.
Просо не посеешь, блин не испечёшь.
Кашу есть - зубов не надо.
Мал бывал - кашу едал, а вырос - и сухари в честь.
9
Приложение 3
Загадки
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких как я,
Будет целая семья. (зёрнышко)
В поле - метёлкой, в мешке - жемчугом. (пшеница)
Мала малышка - золотая кубышка. (просо)
Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)
Как во поле на кургане
Стоят девушки с серьгами. (овёс)
В поле серёжки на тоненьких ножках. (овёс)
Черна, мала крошка, соберут немножко. В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)
Он на солнышке стоит и усами шевелит. Разомнешь его в ладони- золотым зерном набит.(колос)
Не поле, а волнуется. (нива)
Что две недели зеленеет, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (рожь)
Лежит мужичок в золотом кафтане подпоясан, да не поясом. не поднимешь, так и не встанет. (сноп)
Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)
Никого не родила, а все матушкой зовут. (земля пахотная)
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (ответ: каша)
10
Приложение 4
Почему же так полезны каши?
В результате исследования выяснили, что все крупы, из которых готовят каши, полезны, так как содержат целый набор необходимых для организма веществ: углеводов, белков, кальция, железа, магния, калия, витаминов.
Разные виды круп содержат от 65 до 77% углеводов, в том числе клетчатку; от 7 до 12% белков; до 6% жиров. В них достаточно много витаминов В1, В2, РР и минералов - фосфора, железа, калия, магния. 100 г круп дают 300-350 ккал. Калорийность готовых каш без добавления масла в несколько раз ниже, так как зерно впитывает в себя много воды. Самыми "богатыми" крупами, то есть насыщенными белками и минеральными веществами считаются рисовая, овсяная и гречневая. Победнее - пшенка, манка . Овсянка и гречка содержат очень много клетчатки, а значит витаминов группы В и минеральных веществ.
Зерновые продукты - основные источники углеводов ( преимущественно крахмала и пищевых волокон ), растительных белков, витаминов группы В, некоторых минеральных веществ. Зерновые продукты поставляют около 30% необходимой энергии для детей раннего возраста, около 40% - для детей дошкольного возраста и около 50% - для школьников ( по данным Научного центра здоровья детей РАМН ).
В соответствии с современными представлениями о "пирамиде питания" ( рекомендация ВОЗ ) более половины суточного рациона должны составлять зерновые: каши, хлебобулочные и макаронные изделия, хлопья ( мюсли ).
Все вышесказанное доказывает, что русская каша не только самый полезный из продуктов, но и может удовлетворить даже самые изысканные вкусы. Просто готовить ее, как и любое другое блюдо, нужно с хорошим настроением, любовью и фантазией. Калорий в кашах
Каши на молоке
Белки
Жиры
Углеводы
Калории
Гречневая
12,6
3,1
69,3
336
Овсяная
3,2
4,1
14,2
102
Рисовая
2,5
16,6
3,1
97
Манная
3,0
3,2
15,3
98
Пшенная
4,7
1,1
26,1
135
Каши на воде
Белки
Жиры
Углеводы
Калории
Гречневая
3,2
0,8
17,1
90
Овсяная
11,0
7,2
69,3
366
Рисовая
1,5
0,1
17,4
78
Манная
2,5
0,2
16,8
80
Пшенная
3,0
0,7
17,0
90
11
Приложение 5
Анкетирование учащихся:
Ваша любимая каша: манная 25 49%
гречневая 14 27%
рисовая 5 10%
пшенная 2 4%
не любят каши 5 10%
Какая каша самая полезная? манная 8 19%
гречневая 12 29%
рисовая 5 12%
пшенная 8 19%
овсяная 9 21%
Как часто ты кушаешь кашу? каждый день 16 38%
раз в неделю 9 21%
раз в месяц 13 31%
не ем совсем 4 10%
Какое из предложенных блюд самое полезное: жареный картофель 5 12%
каша 36 86%
пирожное 1 2%
Какую кашу ты бы хотел, есть в школьной столовой: манную 20 57%
гречневая 12 34%
рисовая 3 9%
Приложение 6 12
Игра « Таинственный лабиринт».
Цель. Расширять знания детей о том, как тема каша освещена в фольклоре, развивать артистические способности детей, коммуникативные способности.
Оборудование. Карточки с вопросами, лист бумаги для рецепта и ручка.
Рекомендации. Игра « Таинственный лабиринт» представляет собой организационно-деятельную игру, состоящую из нескольких этапов. В игре участвуют команды по 5-6 человек. В начале игры выдаются схемы маршрутов, и каждая команда начинает движение по станциям. На каждой станции команду встречает ответственный, предлагает задание, оценивает.
Станция «Театральная».
Изобразить пантомимой:
1. Что чувствует человек, который берёт горячую кастрюлю руками.
2. Изобразить старушку, которая перебирает крупу.
Станция «Поляна народной мудрости».
Участники должны показать свои знания пословиц. Восстанови пословицу:
Щи да каша -… (пища наша.). Поживи с наше… (да пожуй каши.). Русского мужика без… (каши не накормишь.). Когда дрова горят,… (тогда и кашу варят.). Кашу маслом… (не испортишь.). Не страшен мороз, что на дворе трещит,… (когда гречневая каша на печи стоит.). Хороша кашка, …(да мала чашка.). Сам кашу заварил, …(сам и расхлёбывай.)
Станция «Волшебная лестница»
Чтобы подняться по этой волшебной лестнице, необходимо назвать десять блюд с названием каш.
Станция «Музыкальная шкатулка».
Спеть частушку.
Станция «Болото»
Перед вами «Болото», нужно его перейти, перескакивая с кочки на кочку на одной ноге. Если вы не удержались, то должны отгадать загадку.
Станция «Эстафета».
Каждый участник команды располагается на своей позиции и проходит свой этап:
1. Перебрать крупу (отделить рис и гречку).
2. Приготовить воду ( перенести ложкой воду из тарелки в стакан).
3 Накормить кашей (один участник сидит на стуле ,второй старается его накормить).
Станция «Кулинарная».
Каждая команда предлагает свой лучший рецепт каши
Зерновые хлебные культуры: Откуда эти растения? Были заданы следующие вопросы: Вы любите кашу?Какую кашу любите больше?Когда вы едите кашу, утром, днём или вечером? Вопрос 2гречневая – 120 челманная – 128 челгеркулесовая - 117 челпшённая – 124 чел Вопрос 3утром – 141 челднём – 98 челвечером -70 чел Результаты опроса Вопрос 1Да, люблю – 269 челНет, не люблю – 64 чел
не испортишь.не прокормишь.на ножки.пища наша. Пословицы и поговорки о каше Кашу маслом…Русского мужика без каши -…Каша на ложки, а молодец…Щи да каша… С тобой каши не сваришь –Сапоги каши просят –У тебя каша во рту –Каша в голове –Заварить кашу –Расхлёбывать кашу –
не сделаешь дела с кем-либо.износились до дыр.скажут о том, кто говорит неясно, нечётко.она в голове у путаников.затеять хлопотливое дело.распутывать хлопотливое дело. Фразеологические обороты
белкижирымикроэлементыкрахмалвитаминыминеральные вещества 18% 15% 22% 7% 20% 18% 1 2 3 4 5 6 Примерное соотношение веществ содержащихся в каше 1. Крупа 2. Молоко 3. Вода 4. Соль 5. Сахар Из чего варят кашу? Кушайте на здоровье!
Рецепт от мамы, бабушки - как можно приготовить кашу.
Анкетирование учащихся1-4кл:
Ваша любимая каша:
1кл
2кл
3кл
4кл
другие
манная -
гречневая
рисовая -
пшенная –
«дружба»-
пшеничка(ячневая)-
не любят каши -
Какая каша самая полезная?
1кл
2кл
3кл
4кл
другие
манная -
гречневая
рисовая -
пшенная –
«дружба»-
пшеничка(ячневая)-
не любят каши -
Как часто ты кушаешь кашу?
1кл
2кл
3кл
4кл
другие
каждый день
раз в неделю
раз в месяц
не ем совсем
Какое из предложенных блюд самое полезное?
1кл
2кл
3кл
4кл
другие
жареный картофель
каша
пирожное
В какое время суток Вы едите кашу?
1кл
2кл
3кл
4кл
другие
Утром
Днём
Вечером
Какую кашу ты бы больше хотел, есть в школьной столовой?