Просмотр содержимого документа
«Методы эффективной коммуникациии педагога и родителей»
«Методы эффективной коммуникации
педагога и родителей»
Учитель ГБОУ ЛНР СГ№26 Логачева Н.И
Как установить контакт родителей и учителя?
-научиться слушать и слышать друг друга
- избегатьбарьеров общения и уметь их
преодолевать
Эффективное взаимодействие — это умелое отстаивание своей позиции при корректном, спокойном и доброжелательном отношении к собеседнику.
10 основных принципов эффективногообщения
Уметь настроиться на эффективное общение.
Уметь говорить.
Уметь слушать и слышать.
Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.
Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.
Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».
Уметь признавать свои ошибки и извиняться.
Уметь показывать свое расположение и благодарить.
Правила слушания:
Настроиться на активное, внимательное и аналитическое слушание.
Не отвлекаться на другие мысли. Критически относится к сказанному собеседником.
Поддерживать свое внимание по ходу разговора
Фокусироваться сначала на позитивных аспектах, идеях, предложениях, мыслях и только потом на негативных.
Уточнять то, что не совсем понятно, неясно или вызывает сомнение.
Вопросы
«Пожалуйста, поясните, что вы имели в виду…».
« Я бы хотел ( а ) з а дать в а м воп рос…»
«Пожалуйста, ответьте…», «Мне важно
получить ваш ответ именно на этот вопрос…».
«Итак, что мы решили?», «Как мы будем
действовать?».
« Чт о делать ? » - « Д а в а й т е подума е м вм е с т е » ,
«А как вы думаете?», «Как вы считаете?»
Риторические: «Как вам это могло п ри й т и в голо в у ?»,
« Н е у ж е л и вы т а к наи вны?»
Компрометирующие: «А какой у вас опыт работы?» (молодому учителю)
Задавать несколько вопросов подряд
Внимательно наблюдая засобеседником, можно отметить:
реакцию на ваши слова — согласие или несогласие, скепсис, недоверие, возникающие вопросы и желание их задать, внимание к вашей позиции и нежелание ее выслушать и т. п.;
изменение эмоционального состояния — напряжение и
спокойствие, тревожность и безразличие, доброжелательность, агрессивность и т. п.;
изменение характера контакта — включение во взаимодействие или, наоборот, нежелание продолжать разговор.
Если собеседник использует тактику нападения, эффективна следующая тактика:
быть предельно спокойным и подчеркнуто вежливым, сохранять хладнокровие;
не перебивать, позволив «выдохнутся» собеседнику;
задавать вопросы, включая в них возражения или претензии собеседника («Если я вас правильно понял(а)…»,
« Вы счита е те, что … » ).
обязательно делать паузы перед ответом на его вопросы;
предложить собеседнику повторить свои аргументы;
не прибегать к «силовому» давлению, пользуясь своим положением.
формулировать все решения словами собеседника, его фразами , чтобы избежать новых возражений;
если ситуация заходит в тупик, то корректно, но твердо останавливаем разговор, используя фразы: «Вы можете
остаться при своем мнении», «Думаю, нам не стоит продолжать обсуждение, вы вправе остаться при своем
мнении». При этом не переходить на оценку личности: «С вами невозможно договориться…», «Разговор с вами
— пустая трата времени…», «Я так и знал, что с вами бесполезно что-то обсуждать».
Вы сможете отстоять свою позицию, если будете:
последовательно и аргументированно излагать ее;
пресекать отклонение от темы разговора;
внимательны к аргументам собеседника;
говорить по существу, а не обсуждать свои чувства и настроения, а также чувства и настроения собеседника;
готовы «отступить», а не отстаивать свою позицию во что бы то ни стало;
говорить «нет» в критических ситуациях, не допуская бестактности собеседника;
корректны, спокойны и доброжелательны даже в самых сложных ситуациях.
Уметь извиняться и благодарить
« И з ви н ите , м н е очень жа л ь , ч то…», « Я оче н ь сожал ею…»
«Я рад(а), что конфликт исчерпан», «Я принимаю ваше извинение
и надеюсь на взаимодействие», «Я надеюсь на сотрудничество».
Косвенных и прямых угроз: «это не может продолжаться, иначе…», «в следующий раз я приму меры…», «в таком случае ребенок не сможет учиться в нашей школе…», «у нас такие требования», «это наши правила, не нравится…».
Обвинений , вызывающих чувство вины: «Ну как же вы, милочка, допустили это…», «Вы зря не слушаете меня, я желаю вам только добра…», «Я же просила вас, а вы меня не послушали…».
Унижения : «Ну как вы этого не понимаете…», «Я не могу объяснять это сотый раз…», «Видимо, вам все равно…».
Доверительная беседа учителя с родителями
Приглашаем родителей по телефону, запиской, при встрече, назначив время, достаточное для разговора.
Заранее определяем место для беседы: оптимально за столом напротив друг друга. Предлагаем раздеться, не помешает чашечка чая.
Создаем доброжелательную атмосферу, чтобы снять скованность, напряжение, тревогу. Начинаем разговор не с перечисления проблем ребенка, а с просьбы рассказать о нем.
Желание родителей рассказать о том, что нас интересует, активно поддерживаем взглядом, выражением лица, позой, короткими одобряющими репликами. Не перебиваем, даем возможность закончить мысль, не торопимся высказать свое мнение.
Используем уточняющие вопросы, чтобы направить беседу и выяснить то, что нас интересует, но не позволять «уходить в сторону» от основной мысли, не углубляться в собственные чувства и переживания. Вопросы не должны следовать один за другим как на допросе.
Время от времени возвращаем собеседника к тому, что он рассказывал, уточняем ситуацию, его реакцию, мнение, чтобы показать, что внимательно слушаем и нам важно его мнение, его оценка ситуации.
Благодарим за разговор.
Не делаем резкие выводы, особенно при негативном впечатлении. Родителей надо подвести к собственной оценке ситуации через
«мягкие» формы высказываний без осуждения и поучений.
Не ждем, что с нами во всем будут соглашаться. А замечания в стиле: «Не понимаю, как вы могли это допустить», обвиняют родителей в некомпетентности, что разрушает доверие.
Не настаиваем на своей позиции, если она не заставляет нас кардинально изменить свою точку зрения. Не спешим давать советы, даже если об этом просят. Лучше спросить: «А что вы об этом думаете?» Родители важнее обсудить проблему, решать ее придется им
Эффективная беседа с учителем
Попросите учителя назначить время для беседы, коротко обозначьте тему встречи. Ребенок должен знать о встрече и понимать ее необходимость.
Настройтесь на взаимодействие, помните, что встреча нужна прежде всего вам, чтобы помочь вашему ребенку и найти в лице учителя союзника и помощника.
Поблагодарите учителя за отклик и назначенную встречу, подчеркните, как важно вам мнение учителя, не только
словами, но и голосом, взглядом.
Не начинайте разговор с критики поведения учителя.
Начните разговор с конкретной проблемы: как вы ее видите, что делаете. Ваш рассказ не должен быть долгим и повторяющимся.
Спокойно и внимательно выслушайте ответ, мнение, позицию учителя, не перебивайте, даже если считаете эту позицию неверной. Задайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять мнение учителя, уточнить аргументы.
Если учитель готов дать совет, рекомендацию, прислушайтесь, вы не должны соглашаться со всем и сразу. Если
сомневаетесь или не согласны, можно сказать: «Спасибо, я подумаю…» или «Это неожиданно, я подумаю…».
Не стремитесь вызвать у учителя жалость или вину, возложить на него ответственность за проблемы ребенка. Вы пришли не обвинять, а посоветоваться.
Не ставьте условия, не требуйте от учителя внимания, понимания и т. п. Более уместен вопрос, обсуждая который можно обдумать и тактику поведения: «Как вы думаете, что мы можем сделать дома и в школе, чтобы помочь ребенку…»
Следите за реакцией собеседника (выражением лица, жестами, взглядом, интонацией), чтобы лучше понять реакцию, отношение к вашим словам, увидеть изменение ситуации, позиции, что позволит сделать общение более эффективным.
Поблагодарите учителя за внимание. Скажите, каким важным и приятным было общение с ним. Даже если вы не будете полностью удовлетворены встречей, вы точно привлекли внимание учителя к проблемам ребенка, сами еще раз их
осознали, и никто не мешает встретиться еще раз.
Что делать, если, не обсудив ситуацию с учителем, родители пожаловались директору (завучу) или написали жалобу?
Сохранить спокойствие, не тешить в себе обиду за «несправедливость», «неуважение» и ничего не решать «с ходу», не оправдываться и не возмущаться. Взять время («Я должен (должна) разобраться в сути жалобы и готов(а) обсудить это завтра» или «Мне хотелось бы понять причину недовольства (претензий, обиды)»), а потом это обсудить.
Разобраться, что в основе жалобы — конкретные факты или эмоции. Если есть факты и аргументы — проще, нужно четко сформулировать контраргументы, а если одни эмоции, то стоит подумать, что могло вызвать эти эмоции.
Выразить готовность встретиться с «жалобщиком» один на один (если вы уверены, что спокойно разрешите ситуацию) или в присутствии директора (завуча). Уместной будет фраза: «Я была огорчена вашей реакцией (не „жалобой”), но хотела бы решить наши
проблемы. Давайте их обсудим». Не откладывайте такой разговор, а уклонение от него может быть принято за признание вами своей вины.