kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение методов альтерантивной коммуникации (PECS) в работе с детьми с растройствами аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение альтернативных методов коммуникации (PECS)

 в работе с детьми с РАС

Почему этот метод применяется в обучении…

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у дошкольников с РАС имеет особую значимость в адаптации к окружающему миру. Отсутствие речи или в частности ее коммуникативной функции является одной из самых значительных трудностей в работе с ребенком. Вместе с тем несформированность речевых навыков ведет к огромной пропасти в понимании ребенка окружающими, а самое главное родителями. Неумение ребенком выразить свои желания и просьбы чаще всего приводит к появлению нежелательного поведения, выполняющего функцию «потребности». Например, нормально развивающийся ребенок попросит: «Мама, купи мороженое», в то время, как, ребенок с расстройствами аутистического спектра и с отсутствием коммуникативной речи, вполне вероятно, начнет кричать в магазине, топать ногами, валяться на полу. В таком случае, станет намного проще, если, ребенок, научившись «общаться» с помощью карточек,  «обменяет» картинку, на любимое лакомство.

Умение общаться играет весомую роль не только  в рамках выражения своих потребностей, но и умении полноценно общаться со взрослыми и со сверстниками в целом. И вместе с тем и в умении действовать самостоятельно, без значительной помощи близких людей (родителей, воспитателей и т.п.)

Альтернативными методами, направленными на создание возможности «общаться» являются жесты и карточки. Выбор конкретного метода зависит от дополнительных возможностей ребенка, таких как способность имитировать действия и воспроизводить их самостоятельно и способность визуально сканировать изображения и соотносить их с предметами.  Во втором случае используются карточки. Некоторые особенности этой работы мы рассмотрим в данной статье.

Методические вопросы, этапы работы  и требования к этим этапам  подробно представлены в книге Лори Фрост, Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)

Работа с родителями

Прежде всего необходимо отметить, что важным аспектом обучающей деятельности по карточкам является консультативная и просветительская работа с родителями и родственниками ребенка, которые будут работать по данной системе.  Здесь могут быть следующие сложности.

  1. Родители  часто не видят эффективности и целесообразности работы. В коммуникативном развитии первостепенно выступает речь. И, естественно, что родители предпочитают формировать у своего ребенка именно эту форму. Но если на данном этапе развития это невозможно, то необходимо воспользоваться вспомогательными средствами.  Обучение по карточкам, согласно данным из книги, не направлено на развитие речи, но как показывают многочисленные исследования, в процессе работы может наблюдаться толчок в речевом развитии. Поэтому данный метод часто оказывается эффективным.
  2. Родители боятся, что использование альтернативной системы затормозит или вовсе исключит развитие речевых коммуникативных способностей. Как было описано выше, система PECS не препятствует их развитию.
  3. Разногласие родственников во взглядах  на использование системы. Часто значительные трудности в работе связаны именно с этой проблемой. К сожалению, результат оказывается намного ниже, чем если бы выполнение домашних заданий по системе альтернативной коммуникации  было более слаженным и согласованным. Вместе с тем, пренебрежение таким методом общения кем-то из родственников приводит к значительному количеству ошибок использования самой системы, что так же отрицательно сказывается на результатах работы.
  4. И даже такой фактор, как постоянное  ношение альбома вызывает отрицательную реакцию родителей. Достаточно громоздкий альбом необходимо иметь ребенку при себе и дома, и в образовательном учреждении.

Изготовление альбома

Если родители нацелены на продуктивную работу и станут помощниками педагога и своего ребенка в обучении, то необходимо приступить к изготовлению альбома

Альбомы в готовом виде в продаже отсутствуют (по крайней мере, у нас  в России). Но его несложно изготовить самостоятельно. Для этого понадобится большая папка, липкая лента (липучка), клей момент, пластиковые папки (конверты)

Из пластиковых папок необходимо вырезать соответствующего размера страницы, дыроколом сделать дырки и вложить в большую папку. Предварительно наклеить 2-3 полоски липучки с одной стороны, пушистой или с крючками. Другая сторона липучки будет клеиться на карточки

Затем необходимо изготовить карточки. Работа с ребенком начинается с того, что он «просит» с помощью карточки предмет, который в данный момент ему очень нужен, т.е. имеет высокую мотивационную значимость (ценность). Для каждого ребенка это будут совершенно разные предметы: игрушки, кофеты, пазлы, хлеб и т.п. поэтому и карточки изготавливаются в соответствие с индивидуальными потребностями детей.

Среди дошкольников с РАС встречаются и такие дети, у которых крайне низкий интерес к предметам окружающего мира, в т.ч. и к игрушкам. В таких случаях невозможна работа по карточкам, т.к. здесь на первый план выступает желание ребенка получить предмет. И ни альбом, ни карточки ребенок не начнет осваивать, поскольку не нужен сам этот предмет.  Если такая  ситуация возникает, то необходимо проводить подготовительную работу, направленную на расширение интересов ребенка.

И подготовительный этап, и непосредственно сама работа по методу альтернативной коммуникации могут быть трудоемких процессом, требующим много сил и времени.  Но при терпеливом  грамотном подходе этот метод может позволить ребенку с РАС и его семье облегчить социализацию и адаптацию к внешнему миру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение методов альтерантивной коммуникации (PECS) в работе с детьми с растройствами аутистического спектра »

Применение альтернативных методов коммуникации (PECS)

в работе с детьми с РАС



Почему этот метод применяется в обучении…

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у дошкольников с РАС имеет особую значимость в адаптации к окружающему миру. Отсутствие речи или в частности ее коммуникативной функции является одной из самых значительных трудностей в работе с ребенком. Вместе с тем несформированность речевых навыков ведет к огромной пропасти в понимании ребенка окружающими, а самое главное родителями. Неумение ребенком выразить свои желания и просьбы чаще всего приводит к появлению нежелательного поведения, выполняющего функцию «потребности». Например, нормально развивающийся ребенок попросит: «Мама, купи мороженое», в то время, как, ребенок с расстройствами аутистического спектра и с отсутствием коммуникативной речи, вполне вероятно, начнет кричать в магазине, топать ногами, валяться на полу. В таком случае, станет намного проще, если, ребенок, научившись «общаться» с помощью карточек, «обменяет» картинку, на любимое лакомство.

Умение общаться играет весомую роль не только в рамках выражения своих потребностей, но и умении полноценно общаться со взрослыми и со сверстниками в целом. И вместе с тем и в умении действовать самостоятельно, без значительной помощи близких людей (родителей, воспитателей и т.п.)

Альтернативными методами, направленными на создание возможности «общаться» являются жесты и карточки. Выбор конкретного метода зависит от дополнительных возможностей ребенка, таких как способность имитировать действия и воспроизводить их самостоятельно и способность визуально сканировать изображения и соотносить их с предметами. Во втором случае используются карточки. Некоторые особенности этой работы мы рассмотрим в данной статье.

Методические вопросы, этапы работы и требования к этим этапам подробно представлены в книге Лори Фрост, Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) (рис. 1)

рис.1





Работа с родителями

Прежде всего необходимо отметить, что важным аспектом обучающей деятельности по карточкам является консультативная и просветительская работа с родителями и родственниками ребенка, которые будут работать по данной системе. Здесь могут быть следующие сложности.

  1. Родители часто не видят эффективности и целесообразности работы. В коммуникативном развитии первостепенно выступает речь. И, естественно, что родители предпочитают формировать у своего ребенка именно эту форму. Но если на данном этапе развития это невозможно, то необходимо воспользоваться вспомогательными средствами. Обучение по карточкам, согласно данным из книги, не направлено на развитие речи, но как показывают многочисленные исследования, в процессе работы может наблюдаться толчок в речевом развитии. Поэтому данный метод часто оказывается эффективным.

  2. Родители боятся, что использование альтернативной системы затормозит или вовсе исключит развитие речевых коммуникативных способностей. Как было описано выше, система PECS не препятствует их развитию.

  3. Разногласие родственников во взглядах на использование системы. Часто значительные трудности в работе связаны именно с этой проблемой. К сожалению, результат оказывается намного ниже, чем если бы выполнение домашних заданий по системе альтернативной коммуникации было более слаженным и согласованным. Вместе с тем, пренебрежение таким методом общения кем-то из родственников приводит к значительному количеству ошибок использования самой системы, что так же отрицательно сказывается на результатах работы.

  4. И даже такой фактор, как постоянное ношение альбома вызывает отрицательную реакцию родителей. Достаточно громоздкий альбом необходимо иметь ребенку при себе и дома, и в образовательном учреждении.

Изготовление альбома

Если родители нацелены на продуктивную работу и станут помощниками педагога и своего ребенка в обучении, то необходимо приступить к изготовлению альбома (рис. 2)



Альбомы в готовом виде в продаже отсутствуют (по крайней мере, у нас в России). Но его несложно изготовить самостоятельно. Для этого понадобится большая папка, липкая лента (липучка), клей момент, пластиковые папки (конверты)

Из пластиковых папок необходимо вырезать соответствующего размера страницы, дыроколом сделать дырки и вложить в большую папку. Предварительно наклеить 2-3 полоски липучки с одной стороны, пушистой или с крючками. Другая сторона липучки будет клеиться на карточки

Затем необходимо изготовить карточки. Работа с ребенком начинается с того, что он «просит» с помощью карточки предмет, который в данный момент ему очень нужен, т.е. имеет высокую мотивационную значимость (ценность). Для каждого ребенка это будут совершенно разные предметы: игрушки, кофеты, пазлы, хлеб и т.п. поэтому и карточки изготавливаются в соответствие с индивидуальными потребностями детей.

Среди дошкольников с РАС встречаются и такие дети, у которых крайне низкий интерес к предметам окружающего мира, в т.ч. и к игрушкам. В таких случаях невозможна работа по карточкам, т.к. здесь на первый план выступает желание ребенка получить предмет. И ни альбом, ни карточки ребенок не начнет осваивать, поскольку не нужен сам этот предмет. Если такая ситуация возникает, то необходимо проводить подготовительную работу, направленную на расширение интересов ребенка.

И подготовительный этап, и непосредственно сама работа по методу альтернативной коммуникации могут быть трудоемких процессом, требующим много сил и времени. Но при терпеливом грамотном подходе этот метод может позволить ребенку с РАС и его семье облегчить социализацию и адаптацию к внешнему миру.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дыбошина Елена Александровна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства