~~Интернет ресурсы на уроках и внеурочной деятельности для формирования межкультурной коммуникации. Образовательный потенциал социальных сетей.
Информационная среда играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и повседневной жизни каждого человека.
В условиях современного общества образование призвано формировать у обучающихся воспитанников способности, которые позволяют им самостоятельно ориентироваться в потоке необходимой значимой информации.
Интернет как часть информационной среды называют киберпространством, в котором осуществляются специфические формы человеческого поведения. Субъекты киберпространства занимаются не только поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В Интернет осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность.
Иностранный язык (и английский язык в частности) становится одним из важнейших предметов школьной программы, который способствует формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащегося и более того — обеспечивает становление личности ребенка, определяя дальнейшую траекторию его развития. Поэтому в соответствии с концепцией компетентностно-ориентированного образования моя главная цель как учителя заключается в создании необходимых условий для развития у учащихся способностей к межкультурной коммуникации и для использования английского языка как инструмента этой коммуникации.
Свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач:
• формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их в реальной жизни;
• развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету;
• воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, я не могу пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Моя задача добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А где интерес – там и успех.
В своей работе мы постоянно совершенствуем владение ИКТ технологиями, для эффективного их использования в образовательном процессе.
Компьютерные технологии, а именно – Интернет оказался сегодня как нельзя более, кстати, при изучении иностранных языков.
Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Возможности компьютера способствуют развитию интереса учащихся к английскому языку, формируют коммуникативные способности, позволяют говорить на английском языке с учениками из других стран и школ.
В глобальной информационной системе учащиеся, изучающие английский язык, могут воспользоваться разнообразной информацией и ресурсами: электронная почта, специализированные сайты, электронные библиотеки, справочные каталоги (InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy), поисковые системы (Google, Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite), разговор в сети (Chat, Jabber) и т.д. Поэтому одной из задач преподавания иностранных языков является поиск эффективного сочетания классических методов обучения с педагогическими технологиями, основанными на использовании Интернет-ресурсов.
А в последние годы сфера общения значительно осложнилась, широкое распространение и развитие получили экономическая, управленческая, коммерческая, правовая области деятельности, что обусловливает необходимость овладения будущими выпускниками школ навыками межкультурной коммуникации практическое использование полученных знаний.
Проекты детей усовершенствовались тем, что раньше это были просто слайды с информацией и картинками или фотографиями, а сейчас это уже настоящие красочные и интересные фильмы-ролики, если можно так сказать. В презентациях учащиеся используют эффекты анимации, слайд-шоу, снятые ролики, гиперссылки, музыкальное сопровождение. В создании проектов заинтересовались и родители учащихся, также активно стали принимать участие в создании проектов.
В темах уроков присутствуют ссылки для дополнительного изучения материала, так например, знакомство с школами страны изучаемого языка. Такие уроки мы проводим в мультиммедийном кабинете, изучаем информацию, обсуждаем полученные знания.
При использовании компьютера и других интернет ресурсов все внимание мы обращаем на ребенка, повышаем его познавательную, творческую активность, развиваем речемыслительную деятельность, формируем коммуникативные навыки. При обучении коммуникативным компетенциям мы используем такие упражнения как написание личного письма зарубежному другу. В сети интернет мы давно состоим в клубе общения с подростками англоязычных стран, пишем письма, общаемся, обмениваемся информацией. Такой способ обучения невероятно повышает интерес к изучению и общению на английском языке.
Не так давно появились веб-камеры, и стало возможным общение через скайп технологии, где мы можем видеть и слышать друг друга. Мы часто используем скайп общение с учителями и учениками из английского клуба. Обмениваемся опытом работы с учителями.
Использование World Wide Web сайтов помогают развивать межкультурную компетенцию учащихся. Сайт City Net (http://www.city.net/) делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве на изучаемом языке
Если посетить страничку MEDIA LINK(http://www.mediainfo.com/emedia/) можно узнать, где и какие существуют газеты в мире и превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности я использую в работе со старшеклассниками, так как он включает в себя объемное чтение. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы.
Media сайты на английском языке: THE WASHINGTON POST (http://www.washingtonpost.com/) CNN World News (http://cnn.com/world), ABC News (http://www.abcnews.go.com/index.html), BBC World Service (http://www.bbc.co.uk/worldservice), The Washington Times (http://www.washtimes.com/) The New York Times (http://www.nytimes.com/)
Эти сайты предоставляют возможность не только прочитать статьи, но и прослушать новости, на многих языках; сопровождают свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением.
Для развития межкультурной компетенции использую работу с различными образовательными сайтами, например: Livemocha– сайт, предлагающий различные языковые упражнения и курсы, организацию чатов. Упражнения проверяются носителями языка. Учащиеся также могут выступать в роли учителя и проверять упражнения, выполненные иностранцами на русском языке.
На уроках и во внеурочной деятельности мы используем онлайн тесты, для подготовки к контрольным и административным контрольным работам. Онлайн тесты – помогают проверить, на каком этапе овладения грамматического или лексического материала находится тот или иной ученик.
У нашей школы есть школьный сайт, где есть личная страница учителя. Мы рады делиться нашими работами в интернете, загружаем видеоуроки, проекты-презентации, конспекты уроков и т.д.
иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации.
Компьютерная технология мною осуществляются в трех вариантах:
1) "Проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач)
2) "Основная", определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;
3)"Моно технология" (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
таким образом,
1) Что дают информационные технологии школе?
Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.
Родителям. Даёт уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышает уважение к учительскому труду. Изменяет взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения.
Диапазон использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. При этом это является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения.
Сегодня информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Мир информатики «говорит» на английском языке. Исследования применения новых информационных технологий в образовании показали эффективность их использования не только в предметах технического направления, но и в гуманитарных дисциплинах.
При изучении английского языка могут применяться как типовое прикладное программное обеспечение: текстовые редакторы, графические редакторы, системы управления базами данных, так и специальные программы, предназначенные для усвоения английского языка: мультимедийные обучающие программы, тесты, электронные учебники.
По моему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя применять ИКТ на своих уроках. Здесь важен внутренний «драйв», который побуждает учителя внедрять технологии в свой педагогический процесс. Для реализации такого рода инноваций учитель–предметник должен владеть информационной компетентностью, т.е. системой «компьютерных знаний и умений, обеспечивающих необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, хранения и представления профессионально детерминированной информации». Он должен сам проявлять интерес к освоению новых информационных технологий и владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.
« Интернет - технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации».