Коммуникация – это общение людей в процессе совместной деятельности, обмен информацией, идеями, мыслями. Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека другому или другим людям.
PECS – коммуникативная система обмена изображениями (карточками), разработана в 1985г. доктором Энди Бонди и логопедом Лори Фрост и, основана на желании ребенка что-то получить.
PECS система предполагает – научить ребенка спонтанно называть слова, можно научить вокальной имитации, становиться возможным обобщение вербальных навыков.
Используется для детей с РАС, ДЦП, нарушениями речи и др. лицами, испытывающими коммуникативные нарушения.
Преимущества:
- материалы системы помогают достичь высоких успехов в вербальном развитии детей, испытывающих коммуникативные трудности.
- наглядная коммуникация.
Благодаря передаче карточек «из рук в руки», коммуникативные акты приобретают наглядность, ведь достаточно часто дети с РАС желают что-то вербально, но не могут переключить на себя внимание, и сообщение в итоге игнорируется.
- уменьшение нежелательного поведения.
При PECS проблемное проявление поведения (стимы, агрессия, аутоагрессия и др.) начинает уменьшаться. Например, если ребенок молча бьет других людей, в действительности желая пить – можно научить его попросить воды при помощи соответствующей картинки, и эта позитивная коммуникация заменит негативную реакцию. Конечно, это упрощенный пример, а в реальности ситуации обычно обстоят значительно сложнее – однако по результатам многих исследований было установлено, что чем выше развиты коммуникативные навыки, тем ниже риск нежелательного поведения.
- самостоятельная коммуникация.
Аутичным людям трудно инициировать различные действия, даже собственные сообщения и просьбы. Из-за этого большинство аутистов предпочтет ждать, что кто-то рано или поздно поинтересуется «чего ты хочешь?» или использует какую-либо альтернативную систему общения. Задача PECS – научить ребенка начинать общение, по собственной инициативе озвучивать свое мнение, потребность или желание. На занятиях PECS моделируются ситуации, в которых ученик захочет попросить что-либо у партнера по коммуникации. Во время первых занятий третий человек (взрослый помощник, стоящий сзади) начинает физически «подсказывать» ученику правильный выбор нужного изображения. С каждым занятием количество таких подсказок извне уменьшается, а ребенок обучается обмениваться карточками с партнером по собственной воле, получая поощрения за верный выбор.
- способствует развитию устной речи.
Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что ребенок начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система PECS поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов». Достаточно часто аутичные дети в определенный момент перестают использовать карточки, поскольку у них развивается обычная речь – более простой и эффективный способ общения по сравнению с обменом изображениями.
Обучение по данной системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать. Молчащие дети обучаются самовыражаться, сообщать о своих желаниях и потребностях, продуктивно коммуницировать с другими людьми.
Подготовка к PECS
- Оценить навыки общения
- Определить какие предметы любит больше всего (мотивационный стимул)
- Организовать учебную среду (труднодоступность мотивационных стимулов)
- Подготовить материал (карточки, альбомы) Книга PECS всегда должна быть с ребенком (карточки на сайте «Не как все»)
Этапы освоения:
В систему включены 6 основных этапов обучения и овладение базисными навыками (да, нет, дай)
- Этап. Представление о том, как нужно коммуницировать. Ребенок обучается основам общения между людьми.
Конечная цель: ребенок берет карточку и передает ее тому, с кем коммуницирует.
Правила
- Два педагога: собеседник и помощник
- Не использовать словесные подсказки
- Показ только одной карточки
- Подкрепление (игрушка, еда) не более 15 сек.
- Индивидуальный подбор размера карточки (ДЦП, нарушение мелкой моторики)
(идеально 80 обменов в течение дня).
- Этап. Увеличение дистанции между участниками коммуникаций.
Конечная цель: ребенок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагогу. Важная составляющая находить нужную карточку. (Можно использовать коммуникационное поле альбома, дома холодильник).
Правила
- Два педагога: собеседник и помощник
- Не использовать словесные подсказки
- Несколько карточек, предлагая их по одной
- Регулярное стимулирование
ВАЖНО! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.
- Этап. Различение карточек.
Конечная цель: Ребенок подходит к альбому для занятий и выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику и отдает ее. Или же ребенок ищет показываемый на карточке предмет. («Что сначала?», «А что будет потом?» Расписание). Карточки следует располагать таким образом, чтобы занятия по программе чередовались с любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д.
Правила:
- Поначалу подсказывать ребенку, и начинать с тех предметов, которые ребенок чаще всего выбирает.
- Частая оценка, подкрепление стимулом.
- Увеличение количества карточек. Этот этап вводиться при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит с предметом. На этой стадии начинают вводить глаголы.
- Этап. Построение из карточек осмысленных предложений.
Конечная цель: ребенок заканчивает на полоске фразу «Я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику.
- Использование предложений (отдельная полоска в книге)
- Учить ребенка просить конкретные специфические предметы (я хочу зеленое яблоко).
- Эффективно использовать карточки для обозначения действий («Мама рисует»).
- Этап. Обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек. («Что ты хочешь?»)
Взрослый задает вопрос перед тем, как ребенок начинает составлять предложение.
- Этап. Обучение комментированию при помощи карточек различных ситуаций («Что ты слышишь?», «Что у тебя в тарелке?»)
На 5-6 этапах активно к существительным и глаголам добавляются прилагательные.
Результаты:
- Снижается проявление неадаптивного поведения
- Улучшается социальное поведение
- Положительные сдвиги в речевом развитии
Система тестирования. Чаще проводить, так как меняются предпочтения, выбор более сильных предпочтений (съедобное – несъедобное). Структурированное наблюдение (без предоставления требований, стимулы в доступе ребенка, одиночные стимулы, выбор из пары, выбор из множества).
Заговорит ли ребенок, если будет общаться карточками?
Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!
Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.
Создатели системы PECS подчеркивают, что педагоги должны пройти специальное обучение, для того чтобы правильно использовать стратегию общения и чтобы аспекты поведенческого анализа и методы обучения поведению применялись в сочетании с программой PECS.