Коммуникативное чтение как вид речевой деятельности
Коммуникативное чтение как вид речевой деятельности
Приведены доводы, доказывающие необходимость усиления коммуникативной роли чтения как вида речевой деятельности. Представлены методические рекомендации по обучению коммуникативному чтению, обозначены стратегии, отражающие коммуникативную значимость чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативное чтение как вид речевой деятельности»
XVI межрегиональная научно-практическая конференция им. И.К. Шалаева
К оммуникативное чтение как вид речевой деятельности
Автор: Тимофеева Елена Викторовна, к.п.н., учитель немецкого языка, КГБОУ «АКПЛ»
Барнаул, 2024 г
Коммуникативное чтение – это деятельность по восприятию и осмыслению читаемого. Оно позволяет интерпретировать как основной содержательный компонент текста, так и его составляющие – лингвистический, прагматический, межкультурный и стратегический.
Недочеты при обучении коммуникативному чтению:
фокус на лексику и грамматику;
однообразие типов заданий;
преобладающее количество заданий в тестовом формате;
вопросы, не вызывающие интерес у обучающихся.
Все это приводит к потере обучающимися интереса и желания обсудить прочитанное и выразить свое собственное мнение по его содержанию.
привет
Умения и навыки, формируемые при обучении коммуникативному чтению:
Понимать коммуникативную цель чтения текста,
Определять стиль текста и тип его речи;
Осознавать содержание текста;
Прогнозировать содержание текста по заголовку или началу текста;
Уметь высказать свою точку зрения, опираясь на факты из текста;
Уметь составить и воспроизвести диалог на основе текста;
Уметь составить монологическое высказывание по заданной теме.
Критерии отбора текстового материала при обучении коммуникативному чтению
• Вариативность и разнотипность учебного материала
• Актуальность
• Аутентичность
• Культурологическая направленность
Коммуникативное чтение предполагает три этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Предтекстовый этап включает целеполагание и постановку задач чтения, заключающихся в актуализации имеющихся знаний, формировании установки на чтение с применением вопросов и заданий, активизации процесса прогнозирования содержания и тематической направленности текстового материала. Предтекстовые стратегии направлены на включение активного восприятия информации, заключенной в тексте.
Методы и технологии при обучении коммуникативному чтению, используемые на предтекстовом этапе
• Рассечение вопроса – предугадывание содержания текста по заголовку;
• Прогноз и впечатления - прогнозирование содержания текста после просмотра его иллюстраций;
• Мозговой штурм - ассоциации по поводу заявленной темы;
• Глоссарий - составление словаря по теме текста.
Текстовый этап предполагает сочетание чтения и выполнения заданий по тексту.
Данный этап включает работу с информацией текста, ее восприятие, осмысление и анализ.
Текстовый этап направлен на развитие умений интерпретации прочитанного.
Методы и технологии при обучении коммуникативному чтению, используемые на текстовом этапе
Инсерт – cамоактивирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Направлена на развитие умений систематизировать и анализировать информацию.
V
(осознать новые знания)
+
Я это знал.
-
(исправить неверные предположения)
Это для меня новое.
?
(это противоречит тому, что я знал)
Это противоречит тому, что я знал.
(пробудить дальнейший интерес к теме)
Я хочу знать об этом больше
Методы и технологии при обучении коммуникативному чтению, используемые на текстовом этапе
• Дерево предсказаний . Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
• Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
• Высказывание основной идеи текста.
• Составление плана текста.
Послетекстовый этап содержит задания на обсуждение прочитанного, выводы, проецирование тематики на свой опыт. Его целью является активизация речевой деятельности. Послетекстовый этап чтения очень важен, так как он совпадает с фазой рефлексии.
На этом этапе работы с текстом осуществляется его критическое осмысление. Методически грамотно организованная работа по обсуждению прочитанного побуждает обучающихся высказывать свои собственные суждения и размышления по затронутым в тексте проблемам.
Варианты работы с прочитанным текстом
• Люкентекст - текст с пропусками.
• Изменение перспективы - пересказ текста обучающимся с позиции действующих лиц.
• Логическая цепочка. Расставить предложения в логической последовательности в соответствии с содержанием текста.
• Синквейн - развивает способность резюмировать информацию.
Elfchen, Gedicht in 11 Wörtern
1. Zeile
1 Wort
2. Zeile
Thema
2 Wörter
3. Zeile
3 Wörter
Beschreibung
4. Zeile
Was passiert? Was macht?
4 Wörter
5. Zeile
1 Wort
Gedanke und Gefühle zum Thema
Zusammenfassung
Выводы:
Коммуникативное чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как цель, так и средство обучения.
Процесс чтения оказывает большое влияние на формирование личности.
С помощью чтения обогащается словарный запас слов у обучающихся, формируются и развиваются их грамматические умения, навыки иноязычной коммуникативной компетенции.
Список использованной литературы:
1. Ахмадиева, А. М. Использование коммуникативной методики в процессе обучения английскому языку [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/505739/
2. Anderson, N. J. Teaching Reading // Practical English Language Teaching. Ed. D. Nunan. New York: McGraw-Hill Publishers, 2003. P. 67-86.
3. Ediger, A. M. Developing strategic L2 readers by reading for strategic purposes //Current Trends in the Development and Teaching of the Four Language Skills. Eds.. Usó-Juan E. and Martínez-Flor A.. Berlin: Mouton de Gruyter, 2006. P. 303-328.
4. Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/smislovoe-chtenie-i-rabota-s- tekstom-na-urokah-inostrannogo-yazika-1605580.html. - 16.08.17.
5. Тимофеева, Е. В. Развитие критического мышления посредством чтения в процессе обучения иностранному языку / Е. В. Тимофеева, Т. А. Косачева // Аграрная наука - сельскому хозяйству : сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 3 книгах, Барнаул, 07–08 февраля 2017 года / ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет». Книга 1. – Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017. – С. 104-106.