АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
Для детей с нарушением речи или служа и особенно для олигофренов картина - незаменимый помощник в организации речевого поведения. В силу своей специфики, представляя собой предметно-изобразительный план, картина помогает реализовать ка практике теорию речевой деятельности и собственно - речевой подход к формированию коммуникативных умений.
Использование картины создает на уроке атмосферу поиска, общения, эмоциональной приподнятости, создающей потребность в общении, уверенность в способности овладеть языковым материалом и, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо предмета, явления, тем прочнее они запечатлеваются в нашей нервной памяти и быстрее затем вспоминаются.
При обучении видам речевой деятельности картина, как правило, выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения, письма.
Так, в процессе обучения аудированию картина используется как зрительно-смысловая опора для понимания сообщения учителя о содержании картины и средствах раскрытия замысла художника.
При обучении говорению картина применяется не только в качестве стимулирующего средства, облегчающего процесс порождения высказывания в желательном для учителя направлении (в зависимости от задач урока), но и выступает в функции, воссоздающей ситуацию общения изображенных на картине действующих лиц. При этом зрительный образ картины помогает учащимся сосредоточить внимание на отборе необходимых языковых средств и подсказывает логическую последовательность изложения мыслей, поскольку говорящий имеет возможность зрительно воспринимать то, о чем он должен оказать. Картина создает хорошие предпосылки для выражения своего отношения к изображенному и формированию собственной - как подготовленной, так и неподготовленной (спонтанной) речи на основе образов внешней и внутренней наглядности.
Как показал наш опыт, формирование навыков чтения у обучаемых проходит значительно успешнее при условии сочетания искусствоведческого текста и описываемой в нем картины.
Воспринимаемое на слух или самостоятельное чтение текста-образца учащимися при одновременном восприятии картины усиливает эмоциональное сопереживание обучаемых- и тем самым способствует более полному пониманию читаемого и, следовательно, беглости чтения текста.
Картина занимает значительное место в обучении учащихся письменной речи, поскольку она предоставляет широкие возможности для написания творческих диктантов и изложений на основе сюжета картины, сочинений разных жанров (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение).
Обучение видам речевой деятельности с использованием картины осуществляется успешнее при помощи коммуникативных (речевых
упражнений). Коммуникативные упражнения, предназначенные для выработки речевых умений, обеспечивают выход в свободную речь. Реализуя в наивысшей степени коммуникативные цели, они по праву занимают ведущее место среди других типов упражнений. Использование картины, как показал наш опыт разнообразит характер этих упражнений и повышает их эффективность. Рассмотрим систему коммуникативных упражнений, связанных с использованием -картины по каждому виду речевой деятельности. Дачная система характеризуется тем, что она позволяет обеспечить овладение речью "на высшем уровне" при большой нагрузке на эмоции и воображение учащихся. Зрительный образ картины способствует усложнению заданий на основе приобретенных ранее навыков. Предметно-содержательный план картины обеспечивает выполнение упражнений, сосредоточивающих внимание учащихся на содержательной стороне высказываний. Упражнения по картине, как правило, имитируют условия реальной ситуации общения. Система упражнений в основном включает творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся, и создающие условия для выхода в свободную речь.
Пои обучении аудированию выполняются коммуникативные упражнения, направленные на отработку умений, необходимых для понимания на слух связной речи. В данном случае имеется ввиду понимание текста сообщения (вступительного слова, рассказа) учителя о картине. Для обучения аудированию может использоваться также искусствоведческий текст, который читает учитель после проведенной беседы по картине. Прежде чем приступить к сообщению о картине или чтению искусствоведческого текста учитель предлагает учащимся задания, которые они должны выполнит после прослушивания текста, например: прослушайте текст. Подробно перескажите ту часть, где описывается герой (главный предмет) картины.
В процессе обучения говорению (производству речи) с использованием картины целесообразны коммуникативные упражнения и беседа. В ходе беседы проводится словарно-стилистическая работа: учитель стимулирует учащихся на поиск наиболее подходящих слов, точно ярко передающих изображенное на картине, предлагает подобрать в обходимые синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения. Беседа строится таким образом, что учащиеся не только отвечают на конкретные вопросы учителя, но и включают в свои ответы элементы описания, повествования и рассуждения (описание времени и места действия персонажей, их внешнего облика, домысливание дальнейшего развития событий, аргументация своего отношения). Активизация беседы способствует интеграционному характеру поставленных учителем вопросов. Беседа, занимаемая ведущее место на уроке, подготавливает учащихся к построению речевых произведений разных жанров: описание, повествование, рассуждение. Особое внимание мы уделяем рассуждению, в частности, составлению отзыва о картине, поскольку овладение этим жизненно важным умением (дать оценку, высказать свое мнение) свидетельствует о высоком уровне речевого общения.
В нашей методике работы по картине значительное место занимает чтение искусствоведческих текстов, которые мы рассматриваем, с одной стороны, как вспомогательное средство, помогающее учащимся понять тему и изобразительные средства картины, создать собственное высказывание на основе картины и текста, а с другой как материал для обучения чтению научно-популярной литературы, поскольку искусствоведческий текст, как показал наш анализ представляет собой жанр описания с элементами повествования или рассуждения в научно-популярном стиле изложения. С учетом этих особенностей и строится методика работы с искусствоведческим текстом, которая опирается прежде всего на одновременное восприятие картины и текста.
Чрезвычайно велика роль картины как зрительно-смысловой опоры при обучении учащихся письменной речи, поскольку освобождает пишущего от необходимости длительно удерживать в своей памяти логическую последовательность событий и помогает ему сосредоточить внимание на отборе языковых средств выражения собственной мысли. Кроме механизма оперативной памяти, в процессе создания речевого произведения в письменной форме на основе картины включаются такие психологические механизмы, как:
а) установление смысловых связей между данным (темой картины) и новым (формой выражения замысла художника);
б) упреждение синтеза, выражающееся в том, что пишущий, опираясь на содержание картины, представляет себе дальнейшее раскрытие темы в пределах не только одного предложения, но и всего высказывания.
Известно, что письменная речь, обладая лингвистическими и психологическими особенностями» существует в тесной взаимосвязи с устной речью. В работе по картине, благодаря предварительному устному комментарию, осуществляется взаимодействие устной и письменной речи, что повышает эффективность работы по развитию речи в целом.
На основе картины могут быть проведены свободные и творческие диктанты, изложения и сочинения. При обучении изложению используются картины, тематически перекликающиеся с содержанием исходного текста» представляющего собой, как правило, отрывок из художественного произведения, знакомого учащимся. В этом случае картина помогает созданию у учащихся зрительного образа события, о котором идет речь в тексте, способствует более глубокому его пониманию. Сочинения по картине занимают видное место среди школьных сочинений. Обогащая лексический запас учащихся, развивая их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать и аргументировать свои мысли), совершенствуя навыки письменной речи - словом, способствуя выполнению всех задач, стоящих перед любым школьным, сочинением, оке, кроме того, приобщают учащихся к прекрасному, учат их понимать и ценить искусство, расширяют кругозор и формируют художественный вкус.
Сочинения по картине предоставляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в жанре сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, описания с элементами повествованиями рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения с элементами описания и повествования; речевое произведение с естественной коммуникативной установкой. (письмо, отзыв, рецензия, рассказ экскурсовода, статья, заметка в газету). При подготовке указанных письменных работ следует сосредоточить внимание не только на языковой правильности, лексическом разнообразии, логике построения сочинения, но и на способах реализации коммуникативной установки, на адресате получения информации. Например, написание личного письма предполагает владение умениями задавать вопросы.
своему корреспонденту, отвечать на вопросы, которые были заданы в предыдущем письме, умение составлять текст от первого лица, умение обращаться к своему корреспонденту в зависимости от степени знакомства или родства (официальное, вежливое, ласковое), умение выразить благодарность за письмо, сообщение каких-либо сведений; умение обратиться с просьбой, сообщить о себе, умение сформулировать заключительные фразы письма. Картина, являясь зрительно-смысловой опорой, служит отличным материалом для отзыва или рецензии, способствует формированию умения высказать свое отношение к предмету разговора, обосновать свою точку зрения.
Таким образом, картина как экстралингвистический фактор предопределяет речевое поведение и создаёт определенную речевую ситуацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ »
АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ
Для детей с нарушением речи или служа и особенно для олигофренов картина - незаменимый помощник в организации речевого поведения. В силу своей специфики, представляя собой предметно-изобразительный план, картина помогает реализовать ка практике теорию речевой деятельности и собственно - речевой подход к формированию коммуникативных умений.
Использование картины создает на уроке атмосферу поиска, общения, эмоциональной приподнятости, создающей потребность в общении, уверенность в способности овладеть языковым материалом и, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо предмета, явления, тем прочнее они запечатлеваются в нашей нервной памяти и быстрее затем вспоминаются.
При обучении видам речевой деятельности картина, как правило, выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения, письма.
Так, в процессе обучения аудированию картина используется как зрительно-смысловая опора для понимания сообщения учителя о содержании картины и средствах раскрытия замысла художника.
При обучении говорению картина применяется не только в качестве стимулирующего средства, облегчающего процесс порождения высказывания в желательном для учителя направлении (в зависимости от задач урока), но и выступает в функции, воссоздающей ситуацию общения изображенных на картине действующих лиц. При этом зрительный образ картины помогает учащимся сосредоточить внимание на отборе необходимых языковых средств и подсказывает логическую последовательность изложения мыслей, поскольку говорящий имеет возможность зрительно воспринимать то, о чем он должен оказать. Картина создает хорошие предпосылки для выражения своего отношения к изображенному и формированию собственной - как подготовленной, так и неподготовленной (спонтанной) речи на основе образов внешней и внутренней наглядности.
Как показал наш опыт, формирование навыков чтения у обучаемых проходит значительно успешнее при условии сочетания искусствоведческого текста и описываемой в нем картины.
Воспринимаемое на слух или самостоятельное чтение текста-образца учащимися при одновременном восприятии картины усиливает эмоциональное сопереживание обучаемых- и тем самым способствует более полному пониманию читаемого и, следовательно, беглости чтения текста.
Картина занимает значительное место в обучении учащихся письменной речи, поскольку она предоставляет широкие возможности для написания творческих диктантов и изложений на основе сюжета картины, сочинений разных жанров (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение).
Обучение видам речевой деятельности с использованием картины осуществляется успешнее при помощи коммуникативных (речевых
упражнений). Коммуникативные упражнения, предназначенные для выработки речевых умений, обеспечивают выход в свободную речь. Реализуя в наивысшей степени коммуникативные цели, они по праву занимают ведущее место среди других типов упражнений. Использование картины, как показал наш опыт разнообразит характер этих упражнений и повышает их эффективность. Рассмотрим систему коммуникативных упражнений, связанных с использованием -картины по каждому виду речевой деятельности. Дачная система характеризуется тем, что она позволяет обеспечить овладение речью "на высшем уровне" при большой нагрузке на эмоции и воображение учащихся. Зрительный образ картины способствует усложнению заданий на основе приобретенных ранее навыков. Предметно-содержательный план картины обеспечивает выполнение упражнений, сосредоточивающих внимание учащихся на содержательной стороне высказываний. Упражнения по картине, как правило, имитируют условия реальной ситуации общения. Система упражнений в основном включает творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся, и создающие условия для выхода в свободную речь.
Пои обучении аудированию выполняются коммуникативные упражнения, направленные на отработку умений, необходимых для понимания на слух связной речи. В данном случае имеется ввиду понимание текста сообщения (вступительного слова, рассказа) учителя о картине. Для обучения аудированию может использоваться также искусствоведческий текст, который читает учитель после проведенной беседы по картине. Прежде чем приступить к сообщению о картине или чтению искусствоведческого текста учитель предлагает учащимся задания, которые они должны выполнит после прослушивания текста, например: прослушайте текст. Подробно перескажите ту часть, где описывается герой (главный предмет) картины.
В процессе обучения говорению (производству речи) с использованием картины целесообразны коммуникативные упражнения и беседа. В ходе беседы проводится словарно-стилистическая работа: учитель стимулирует учащихся на поиск наиболее подходящих слов, точно ярко передающих изображенное на картине, предлагает подобрать в обходимые синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения. Беседа строится таким образом, что учащиеся не только отвечают на конкретные вопросы учителя, но и включают в свои ответы элементы описания, повествования и рассуждения (описание времени и места действия персонажей, их внешнего облика, домысливание дальнейшего развития событий, аргументация своего отношения). Активизация беседы способствует интеграционному характеру поставленных учителем вопросов. Беседа, занимаемая ведущее место на уроке, подготавливает учащихся к построению речевых произведений разных жанров: описание, повествование, рассуждение. Особое внимание мы уделяем рассуждению, в частности, составлению отзыва о картине, поскольку овладение этим жизненно важным умением (дать оценку, высказать свое мнение) свидетельствует о высоком уровне речевого общения.
В нашей методике работы по картине значительное место занимает чтение искусствоведческих текстов, которые мы рассматриваем, с одной стороны, как вспомогательное средство, помогающее учащимся понять тему и изобразительные средства картины, создать собственное высказывание на основе картины и текста, а с другой как материал для обучения чтению научно-популярной литературы, поскольку искусствоведческий текст, как показал наш анализ представляет собой жанр описания с элементами повествования или рассуждения в научно-популярном стиле изложения. С учетом этих особенностей и строится методика работы с искусствоведческим текстом, которая опирается прежде всего на одновременное восприятие картины и текста.
Чрезвычайно велика роль картины как зрительно-смысловой опоры при обучении учащихся письменной речи, поскольку освобождает пишущего от необходимости длительно удерживать в своей памяти логическую последовательность событий и помогает ему сосредоточить внимание на отборе языковых средств выражения собственной мысли. Кроме механизма оперативной памяти, в процессе создания речевого произведения в письменной форме на основе картины включаются такие психологические механизмы, как:
а) установление смысловых связей между данным (темой картины) и новым (формой выражения замысла художника);
б) упреждение синтеза, выражающееся в том, что пишущий, опираясь на содержание картины, представляет себе дальнейшее раскрытие темы в пределах не только одного предложения, но и всего высказывания.
Известно, что письменная речь, обладая лингвистическими и психологическими особенностями» существует в тесной взаимосвязи с устной речью. В работе по картине, благодаря предварительному устному комментарию, осуществляется взаимодействие устной и письменной речи, что повышает эффективность работы по развитию речи в целом.
На основе картины могут быть проведены свободные и творческие диктанты, изложения и сочинения. При обучении изложению используются картины, тематически перекликающиеся с содержанием исходного текста» представляющего собой, как правило, отрывок из художественного произведения, знакомого учащимся. В этом случае картина помогает созданию у учащихся зрительного образа события, о котором идет речь в тексте, способствует более глубокому его пониманию. Сочинения по картине занимают видное место среди школьных сочинений. Обогащая лексический запас учащихся, развивая их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать и аргументировать свои мысли), совершенствуя навыки письменной речи - словом, способствуя выполнению всех задач, стоящих перед любым школьным, сочинением, оке, кроме того, приобщают учащихся к прекрасному, учат их понимать и ценить искусство, расширяют кругозор и формируют художественный вкус.
Сочинения по картине предоставляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в жанре сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, описания с элементами повествованиями рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения с элементами описания и повествования; речевое произведение с естественной коммуникативной установкой. (письмо, отзыв, рецензия, рассказ экскурсовода, статья, заметка в газету). При подготовке указанных письменных работ следует сосредоточить внимание не только на языковой правильности, лексическом разнообразии, логике построения сочинения, но и на способах реализации коммуникативной установки, на адресате получения информации. Например, написание личного письма предполагает владение умениями задавать вопросы.
своему корреспонденту, отвечать на вопросы, которые были заданы в предыдущем письме, умение составлять текст от первого лица, умение обращаться к своему корреспонденту в зависимости от степени знакомства или родства (официальное, вежливое, ласковое), умение выразить благодарность за письмо, сообщение каких-либо сведений; умение обратиться с просьбой, сообщить о себе, умение сформулировать заключительные фразы письма. Картина, являясь зрительно-смысловой опорой, служит отличным материалом для отзыва или рецензии, способствует формированию умения высказать свое отношение к предмету разговора, обосновать свою точку зрения.
Таким образом, картина как экстралингвистический фактор предопределяет речевое поведение и создаёт определенную речевую ситуацию.