kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для детей с нарушением речи или служа и особенно для оли­гофренов картина - незаменимый помощник в организации речевого поведения. В силу своей специфики, представляя собой предметно-изобразительный план, картина помогает реализовать ка практике теорию речевой деятельности и собственно - речевой подход к формированию коммуникативных умений.

Использование картины создает на уроке атмосферу поиска, общения, эмоциональной приподнятости, создающей потребность в общении, уверенность в способности овладеть языковым материалом и, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо предмета, явления, тем прочнее они запечатлеваются в нашей нервной памяти и быстрее затем вспоминаются.

При обучении видам речевой деятельности картина, как пра­вило, выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способст­вующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения, письма.

Так, в процессе обучения аудированию картина используется как зрительно-смысловая опора для понимания сообщения учителя о содержании картины и средствах раскрытия замысла художника.

При обучении говорению картина применяется не только в качестве стимулирующего средства, облегчающего процесс порождения высказывания в желательном для учителя направлении (в зависимости от задач урока), но и выступает в функции, воссоздающей ситуацию общения изображенных на картине действующих лиц. При этом зрительный образ картины помогает учащимся сосредоточить внима­ние на отборе необходимых языковых средств и подсказывает логи­ческую последовательность изложения мыслей, поскольку говорящий имеет возможность зрительно воспринимать то, о чем он должен оказать. Картина создает хорошие предпосылки для выражения сво­его отношения к изображенному и формированию собственной - как подготовленной, так и неподготовленной (спонтанной) речи на ос­нове образов внешней и внутренней наглядности.

Как показал наш опыт, формирование навыков чтения у обу­чаемых проходит значительно успешнее при условии сочетания искусствоведческого текста и описываемой в нем картины.

Воспринимаемое на слух или самостоятельное чтение текста-образца учащимися при одновременном восприятии картины усиливает эмоциональное сопереживание обучаемых- и тем самым способствует более полному пониманию читаемого и, следовательно, беглости чтения текста.

Картина занимает значительное место в обучении учащихся письменной речи, поскольку она предоставляет широкие возможности для написания творческих диктантов и изложений на основе сюжета картины, сочинений разных жанров (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение).

Обучение видам речевой деятельности с использованием картины осуществляется успешнее при помощи коммуникативных (речевых

упражнений). Коммуникативные упражнения, предназначенные для выработки речевых умений, обеспечивают выход в свободную речь. Реализуя в наивысшей степени коммуникативные цели, они по праву занимают ведущее место среди других типов упражнений. Использование картины, как показал наш опыт разнообразит характер этих упражнений и повышает их эффективность. Рассмотрим систему коммуникативных упражнений, связанных с использованием -картины по каждому виду речевой деятельности. Дачная система характеризуется тем, что она позволяет обеспечить овладение речью "на высшем уровне" при большой нагрузке на эмоции и воображение учащихся. Зрительный образ картины способствует усложнению за­даний на основе приобретенных ранее навыков. Предметно-содер­жательный план картины обеспечивает выполнение упражнений, со­средоточивающих внимание учащихся на содержательной стороне высказываний. Упражнения по картине, как правило, имитируют условия реальной ситуации общения. Система упражнений в основном включает творческие задания, предполагающие неодинаковый ха­рактер ответов учащихся, и создающие условия для выхода в сво­бодную речь.

Пои обучении аудированию выполняются коммуникативные упражнения, направленные на отработку умений, необходимых для понимания на слух связной речи. В данном случае имеется ввиду понимание текста сообщения (вступительного слова, рассказа) учителя о картине. Для обучения аудированию может использоваться также искусствоведческий текст, который читает учитель после проведенной беседы по картине. Прежде чем приступить к со­общению о картине или чтению искусствоведческого текста учи­тель предлагает учащимся задания, которые они должны выполнит после прослушивания текста, например: прослушайте текст. Под­робно перескажите ту часть, где описывается герой (главный предмет) картины.

В процессе обучения говорению (производству речи) с использованием картины целесообразны коммуникативные упражнения и беседа. В ходе беседы проводится словарно-стилистическая работа: учитель стимулирует учащихся на поиск наиболее подходящих слов, точно ярко передающих изображенное на картине, предлагает подобрать в обходимые синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения. Беседа строится таким образом, что учащиеся не только отвечают на конкретные вопросы учителя, но и включают в свои ответы элементы описания, повествования и рассуждения (описание времени и места действия персонажей, их внешнего облика, домысливание дальнейшего разви­тия событий, аргументация своего отношения). Активизация беседы способствует интеграционному характеру поставленных учителем вопросов. Беседа, занимаемая ведущее место на уроке, подготавливает учащихся к построению речевых произведений разных жанров: описание, повествование, рассуждение. Особое внимание мы уделя­ем рассуждению, в частности, составлению отзыва о картине, пос­кольку овладение этим жизненно важным умением (дать оценку, вы­сказать свое мнение) свидетельствует о высоком уровне речевого общения.

В нашей методике работы по картине значительное место занимает чтение искусствоведческих текстов, которые мы рассматриваем, с одной стороны, как вспомогательное средство, помогающее учащимся понять тему и изобразительные средства картины, создать собственное высказывание на основе картины и текста, а с другой как материал для обучения чтению научно-популярной литературы, поскольку искусствоведческий текст, как показал наш анализ представляет собой жанр описания с элементами повествования или рассуждения в научно-популярном стиле изложения. С учетом этих особенностей и строится методика работы с искусствоведческим текс­том, которая опирается прежде всего на одновременное восприятие картины и текста.

Чрезвычайно велика роль картины как зрительно-смысловой опоры при обучении учащихся письменной речи, поскольку освобож­дает пишущего от необходимости длительно удерживать в своей па­мяти логическую последовательность событий и помогает ему сосредоточить внимание на отборе языковых средств выражения собственной мысли. Кроме механизма оперативной памяти, в процессе создания речевого произведения в письменной форме на основе картины включаются такие психологические механизмы, как:

а) установление смысловых связей между данным (темой картины) и новым (формой выражения замысла художника);

б) упреждение синтеза, выражающееся в том, что пишущий, опи­раясь на содержание картины, представляет себе дальнейшее рас­крытие темы в пределах не только одного предложения, но и всего высказывания.

Известно, что письменная речь, обладая лингвистическими и психологическими особенностями» существует в тесной взаимосвязи с устной речью. В работе по картине, благодаря предварительному устному комментарию, осуществляется взаимодействие устной и письменной речи, что повышает эффективность работы по развитию речи в целом.

На основе картины могут быть проведены свободные и твор­ческие диктанты, изложения и сочинения. При обучении изложению используются картины, тематически перекликающиеся с содержани­ем исходного текста» представляющего собой, как правило, отры­вок из художественного произведения, знакомого учащимся. В этом случае картина помогает созданию у учащихся зрительного образа события, о котором идет речь в тексте, способствует бо­лее глубокому его пониманию. Сочинения по картине занимают видное место среди школьных сочинений. Обогащая лексический запас учащихся, развивая их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать и аргументировать свои мысли), совершенствуя на­выки письменной речи - словом, способствуя выполнению всех задач, стоящих перед любым школьным, сочинением, оке, кроме того, при­общают учащихся к прекрасному, учат их понимать и ценить искус­ство, расширяют кругозор и формируют художественный вкус.

Сочинения по картине предоставляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в жан­ре сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рас­суждения, описания с элементами повествованиями рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения с элементами описания и повествования; речевое произведение с естественной коммуникативной установкой. (письмо, отзыв, рецензия, рассказ экскурсовода, статья, заметка в газету). При подготовке указанных пись­менных работ следует сосредоточить внимание не только на языко­вой правильности, лексическом разнообразии, логике построения сочинения, но и на способах реализации коммуникативной установ­ки, на адресате получения информации. Например, написание личного письма предполагает владение умениями задавать вопросы.

своему корреспонденту, отвечать на вопросы, которые были за­даны в предыдущем письме, умение составлять текст от первого лица, умение обращаться к своему корреспонденту в зависимос­ти от степени знакомства или родства (официальное, вежливое, ласковое), умение выразить благодарность за письмо, сообщение каких-либо сведений; умение обратиться с просьбой, сообщить о себе, умение сформулировать заключительные фразы письма. Картина, являясь зрительно-смысловой опорой, служит отлич­ным материалом для отзыва или рецензии, способствует форми­рованию умения высказать свое отношение к предмету разгово­ра, обосновать свою точку зрения.

Таким образом, картина как экстралингвистический фак­тор предопределяет речевое поведение и создаёт определенную речевую ситуацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ »

АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ

РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ

Для детей с нарушением речи или служа и особенно для оли­гофренов картина - незаменимый помощник в организации речевого поведения. В силу своей специфики, представляя собой предметно-изобразительный план, картина помогает реализовать ка практике теорию речевой деятельности и собственно - речевой подход к формированию коммуникативных умений.

Использование картины создает на уроке атмосферу поиска, общения, эмоциональной приподнятости, создающей потребность в общении, уверенность в способности овладеть языковым материалом и, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо предмета, явления, тем прочнее они запечатлеваются в нашей нервной памяти и быстрее затем вспоминаются.

При обучении видам речевой деятельности картина, как пра­вило, выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способст­вующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения, письма.

Так, в процессе обучения аудированию картина используется как зрительно-смысловая опора для понимания сообщения учителя о содержании картины и средствах раскрытия замысла художника.

При обучении говорению картина применяется не только в качестве стимулирующего средства, облегчающего процесс порождения высказывания в желательном для учителя направлении (в зависимости от задач урока), но и выступает в функции, воссоздающей ситуацию общения изображенных на картине действующих лиц. При этом зрительный образ картины помогает учащимся сосредоточить внима­ние на отборе необходимых языковых средств и подсказывает логи­ческую последовательность изложения мыслей, поскольку говорящий имеет возможность зрительно воспринимать то, о чем он должен оказать. Картина создает хорошие предпосылки для выражения сво­его отношения к изображенному и формированию собственной - как подготовленной, так и неподготовленной (спонтанной) речи на ос­нове образов внешней и внутренней наглядности.

Как показал наш опыт, формирование навыков чтения у обу­чаемых проходит значительно успешнее при условии сочетания искусствоведческого текста и описываемой в нем картины.

Воспринимаемое на слух или самостоятельное чтение текста-образца учащимися при одновременном восприятии картины усиливает эмоциональное сопереживание обучаемых- и тем самым способствует более полному пониманию читаемого и, следовательно, беглости чтения текста.

Картина занимает значительное место в обучении учащихся письменной речи, поскольку она предоставляет широкие возможности для написания творческих диктантов и изложений на основе сюжета картины, сочинений разных жанров (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение).

Обучение видам речевой деятельности с использованием картины осуществляется успешнее при помощи коммуникативных (речевых

упражнений). Коммуникативные упражнения, предназначенные для выработки речевых умений, обеспечивают выход в свободную речь. Реализуя в наивысшей степени коммуникативные цели, они по праву занимают ведущее место среди других типов упражнений. Использование картины, как показал наш опыт разнообразит характер этих упражнений и повышает их эффективность. Рассмотрим систему коммуникативных упражнений, связанных с использованием -картины по каждому виду речевой деятельности. Дачная система характеризуется тем, что она позволяет обеспечить овладение речью "на высшем уровне" при большой нагрузке на эмоции и воображение учащихся. Зрительный образ картины способствует усложнению за­даний на основе приобретенных ранее навыков. Предметно-содер­жательный план картины обеспечивает выполнение упражнений, со­средоточивающих внимание учащихся на содержательной стороне высказываний. Упражнения по картине, как правило, имитируют условия реальной ситуации общения. Система упражнений в основном включает творческие задания, предполагающие неодинаковый ха­рактер ответов учащихся, и создающие условия для выхода в сво­бодную речь.

Пои обучении аудированию выполняются коммуникативные упражнения, направленные на отработку умений, необходимых для понимания на слух связной речи. В данном случае имеется ввиду понимание текста сообщения (вступительного слова, рассказа) учителя о картине. Для обучения аудированию может использоваться также искусствоведческий текст, который читает учитель после проведенной беседы по картине. Прежде чем приступить к со­общению о картине или чтению искусствоведческого текста учи­тель предлагает учащимся задания, которые они должны выполнит после прослушивания текста, например: прослушайте текст. Под­робно перескажите ту часть, где описывается герой (главный предмет) картины.

В процессе обучения говорению (производству речи) с использованием картины целесообразны коммуникативные упражнения и беседа. В ходе беседы проводится словарно-стилистическая работа: учитель стимулирует учащихся на поиск наиболее подходящих слов, точно ярко передающих изображенное на картине, предлагает подобрать в обходимые синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения. Беседа строится таким образом, что учащиеся не только отвечают на конкретные вопросы учителя, но и включают в свои ответы элементы описания, повествования и рассуждения (описание времени и места действия персонажей, их внешнего облика, домысливание дальнейшего разви­тия событий, аргументация своего отношения). Активизация беседы способствует интеграционному характеру поставленных учителем вопросов. Беседа, занимаемая ведущее место на уроке, подготавливает учащихся к построению речевых произведений разных жанров: описание, повествование, рассуждение. Особое внимание мы уделя­ем рассуждению, в частности, составлению отзыва о картине, пос­кольку овладение этим жизненно важным умением (дать оценку, вы­сказать свое мнение) свидетельствует о высоком уровне речевого общения.

В нашей методике работы по картине значительное место занимает чтение искусствоведческих текстов, которые мы рассматриваем, с одной стороны, как вспомогательное средство, помогающее учащимся понять тему и изобразительные средства картины, создать собственное высказывание на основе картины и текста, а с другой как материал для обучения чтению научно-популярной литературы, поскольку искусствоведческий текст, как показал наш анализ представляет собой жанр описания с элементами повествования или рассуждения в научно-популярном стиле изложения. С учетом этих особенностей и строится методика работы с искусствоведческим текс­том, которая опирается прежде всего на одновременное восприятие картины и текста.

Чрезвычайно велика роль картины как зрительно-смысловой опоры при обучении учащихся письменной речи, поскольку освобож­дает пишущего от необходимости длительно удерживать в своей па­мяти логическую последовательность событий и помогает ему сосредоточить внимание на отборе языковых средств выражения собственной мысли. Кроме механизма оперативной памяти, в процессе создания речевого произведения в письменной форме на основе картины включаются такие психологические механизмы, как:

а) установление смысловых связей между данным (темой картины) и новым (формой выражения замысла художника);

б) упреждение синтеза, выражающееся в том, что пишущий, опи­раясь на содержание картины, представляет себе дальнейшее рас­крытие темы в пределах не только одного предложения, но и всего высказывания.

Известно, что письменная речь, обладая лингвистическими и психологическими особенностями» существует в тесной взаимосвязи с устной речью. В работе по картине, благодаря предварительному устному комментарию, осуществляется взаимодействие устной и письменной речи, что повышает эффективность работы по развитию речи в целом.

На основе картины могут быть проведены свободные и твор­ческие диктанты, изложения и сочинения. При обучении изложению используются картины, тематически перекликающиеся с содержани­ем исходного текста» представляющего собой, как правило, отры­вок из художественного произведения, знакомого учащимся. В этом случае картина помогает созданию у учащихся зрительного образа события, о котором идет речь в тексте, способствует бо­лее глубокому его пониманию. Сочинения по картине занимают видное место среди школьных сочинений. Обогащая лексический запас учащихся, развивая их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать и аргументировать свои мысли), совершенствуя на­выки письменной речи - словом, способствуя выполнению всех задач, стоящих перед любым школьным, сочинением, оке, кроме того, при­общают учащихся к прекрасному, учат их понимать и ценить искус­ство, расширяют кругозор и формируют художественный вкус.

Сочинения по картине предоставляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами) речи, в том числе творческой речи. Созерцание картины может породить текст в жан­ре сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рас­суждения, описания с элементами повествованиями рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения с элементами описания и повествования; речевое произведение с естественной коммуникативной установкой. (письмо, отзыв, рецензия, рассказ экскурсовода, статья, заметка в газету). При подготовке указанных пись­менных работ следует сосредоточить внимание не только на языко­вой правильности, лексическом разнообразии, логике построения сочинения, но и на способах реализации коммуникативной установ­ки, на адресате получения информации. Например, написание личного письма предполагает владение умениями задавать вопросы.

своему корреспонденту, отвечать на вопросы, которые были за­даны в предыдущем письме, умение составлять текст от первого лица, умение обращаться к своему корреспонденту в зависимос­ти от степени знакомства или родства (официальное, вежливое, ласковое), умение выразить благодарность за письмо, сообщение каких-либо сведений; умение обратиться с просьбой, сообщить о себе, умение сформулировать заключительные фразы письма. Картина, являясь зрительно-смысловой опорой, служит отлич­ным материалом для отзыва или рецензии, способствует форми­рованию умения высказать свое отношение к предмету разгово­ра, обосновать свою точку зрения.

Таким образом, картина как экстралингвистический фак­тор предопределяет речевое поведение и создаёт определенную речевую ситуацию.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
АКТИВИЗАЦИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ

Автор: Смирнова Ирина Александровна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Информационно -компьютерные технологии на уроках ДШИ "
    ["seo_title"] => string(60) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "237660"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства