kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КЕЙС - МЕТОД

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1слайд.На сегодняшний день нет необходимости доказывать эффективность применения технологии проблемного обучения: многолетний опыт российского образования давно подтвердил её высокую результативность.

          Как известно, ведущим тезисом деятельностного подхода к обучению школьников, согласно стандартам нового поколения, является тезис «научить учиться», т. е. должным образом перерабатывать информацию. В процессе такого активного «преломления через себя» она усваивается ребёнком быстрее и качественнее.

              Цель моего сообщения: расширить ваше представление о таком малоизвестном методе технологии проблемного обучения, как метод кейс - стади.

         2.Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

        Самый распространенный метод ситуативного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС) классического типа.

Существуют такие его виды:

• метод кейсов (Сase-study – в переводе с английского языка – случай, казус,-др. название - «метод казусов») ;

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр; 

• метод разбора деловой корреспонденции;

• метод  игрового проектирования;

• метод дискуссии.

       3. Рассмотрим подробнее метод case-study. Впервые он был применен в школе права Гарвардского университета в 1870 году.

   Метод case-study был известен русским преподавателям экономических дисциплин еще в 20-е годы прошлого столетия. Значительный интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия и был поддержан международными образовательными фондами и программами (Дж. Сорос).

          В наши дни в связи с модернизацией российского образования учителя всё чаще стали к эффективным методам обучения относить и указанный метод.

            Главная особенность кейс - метода - создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает учащимся проблему в готовом виде, а участникам образовательного процесса предстоит выявить её (или  даже несколько проблем – «проблемное поле») из той информации, которая содержится в описании кейса (текст – от одной до нескольких страниц). Скрытая в кейсе проблема не имеет однозначного решения. 

       Суть метода: научить ребят не только выявлять в заданной ситуации проблему (или несколько), но и  находить множество альтернативных вариантов её решения,  выбирать наиболее целесообразные и, при необходимости,  разрабатывать практическую модель их реализации.

_______________________________________________________________________                                     

Цели метода:

- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);

- отработка навыков практического использования концептуальных схем;

- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;

  - экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

4.        Проблема в кейсе задаётся:

Способ 1.  Отсутствует информация об одном из необходимых элементов ситуации. В этом случае задача учащегося - реконструировать недостающую информацию, соотнести ее с заданной, выделить проблемы.

Способ 2. В тексте присутствует неявное противоречие между элементами ситуации.

Позиция педагога в этой учебной работе:

Учитель может стать  либо «экспертом» (наблюдатель за работой детей в группах), либо «консультантом по процессу», направляющим беседу, дискуссию с помощью проблемных вопросов, контролирующим и время работы групп. 

Методы, которые могут быть сынтегрированы учителем в кейс – методе: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, проблемный метод, дискуссия, игровые методы, метод классификации, методы описания, «мозговая атака».

       Кратко о типах кейсов.

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Существует большое количество видов кейсов. Учитель,  в зависимости от целей, которые он ставит в образовательном процессе, может выбрать любые кейсы:

- обучающие анализу и оценке;

- обучающие решению проблем и принятию решений;

- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Решение кейсов рекомендуется проводить по этапам:

- самостоятельное ознакомление учащихся с текстом кейса;

- анализ кейса (индивидуально, затем - в малых группах – 5 – 7 человек);

- организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации;

- оценивание участников дискуссии;

- подведение итогов дискуссии.(Не существует пока единой системы оценки работы детей в группах – т. е. отметка ставится по усмотрению педагога).

Я задаю детям вопрос: а что ты для себя взял из этой ситуации?                                                            

6. Рекомендуемые требования к формату и структуре кейса представлены в памятках, специально подготовленных для вас, предложу их по окончании своего выступления:

Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую

понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения

данных:

- наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс, её подробное описание;

- имена главных персонажей, их занятость (работа, учёба и т.д.);

- описание характеров героев, если необходимо;

- взаимоотношения участников ситуации, если необходимо;

- определенная хронология развития ситуации с указанием действий или

воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия;

- предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали.

 7. Источники кейсов. Актуален здесь тезис о том, что жизнь является источником кейсов.

       Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.

   Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

   Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса. Великолепные кейсы можно создать на базе известных произведений классической художественной литературы.

      Кейсы, которые используются в программах и курсах, могут базироваться на местном материале – ситуации из жизни класса, отдельного ребёнка, а также - на базе сообщений СМИ.

8. Убеждена, что включение учителем в образовательный процесс кейс – метода будет являться залогом успешного формирования таких универсальных учебных действий, как: личностные (например: личностное самоопределение, способность к оценке своих и чужих поступков, нравственно – этическая ориентация), регулятивные (прогнозирование, планирование, целеполагание),

познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач), коммуникативные (разрешение конфликтов, владение монологической речью, умение с достаточной полнотой выражать свои чувства) и другие универсальные учебные действия – в зависимости от поставленных педагогом целей, задач.

Педагогическая технология - это описание процесса достиже­ния планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогичес­ких установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического про­цесса (Б.Т. Лихачев). Методы- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса.

                                                     Шапокляк.

        Она есть. И она не уйдёт из нашего класса. У неё нет друзей, её никто не любит. Ведь её поведение похоже на  поведение старухи Шапокляк: она дразнится, подкладывает на сидения стульев одноклассников кнопки, ворует  башмак из чьей – пары обуви и затем с великой радостью наблюдает, как одноклассник его ищет.

        Она подглядывает  за дружбой других детей и громко над ней смеётся – на весь класс! Говорит плохие слова, задирается. Плохо учится, потому что её родители всё время заняты на работе и не следят за её учёбой, внешним видом и портфелем. Она много гуляет, потому что не записана родителями ни в какой –кружок.

       Она очень любит свою крыску Лариску – это её единственный друг на планете Земля. Ухаживает за своей зверюшкой с большим усердием.

       Шапокляк терпеть не может, когда хвалят других детей! Её родители никогда не хвалили за хорошие поступки. Вот и в классе её не любят – за злой взгляд и за то, что она всем мешает жить интересно…

_______________________________________________________________________

Вопросы:

  1. Подумай, почему героиня так себя ведёт?
  2. Как ты считаешь: ребёнком, похожим на Шапокляк, в классе может быть только девочка?
  3. Может ли Шапокляк измениться? И если это так, что для этого нужно предпринять?
  4. Можно ли сделать радостной для всех жизнь в этом классе?

Задания:

  1. Сформулируй проблему(-ы). Убедись в том, что ребята твоей группы видят проблему(-ы) так же. Запишите проблему(-ы) на предложенном листе с корзинкой.
  2. Вместе найдите пути решения поставленной вами проблемы (или нескольких). Заручитесь поддержкой одноклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КЕЙС - МЕТОД »

Презентацию подготовила:  Боровик Мария Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОБУ «Гимназия № 7» г. Арсеньева, 2015 год.

Презентацию подготовила:

Боровик Мария Анатольевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОБУ «Гимназия № 7»

г. Арсеньева, 2015 год.

Ведущий тезис деятельностного подхода к обучению – «научить учиться», т. е. должным образом перерабатывать информацию, которая в процессе такого активного «преломления через себя» усваивается ребёнком быстрее и качественнее.    Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.    В переводе с английского языка слово « case » - случай.

Ведущий тезис деятельностного подхода к обучению – «научить учиться», т. е. должным образом перерабатывать информацию, которая в процессе такого активного «преломления через себя» усваивается ребёнком быстрее и качественнее.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. В переводе с английского языка слово « case » - случай.

Главная особенность кейс - метода - создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает учащимся проблему в готовом виде, а участникам образовательного процесса предстоит выявить её (или даже несколько проблем – «проблемное поле») из той информации, которая содержится в описании кейса. Скрытая в кейсе проблема не имеет однозначного решения. Суть метода : из множества альтернативных вариантов учащимся необходимо выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Главная особенность кейс - метода - создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает учащимся проблему в готовом виде, а участникам образовательного процесса предстоит выявить её (или даже несколько проблем – «проблемное поле») из той информации, которая содержится в описании кейса. Скрытая в кейсе проблема не имеет однозначного решения.

Суть метода : из множества альтернативных вариантов учащимся необходимо выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Проблема в кейсе задаётся: Способ 1. Отсутствует информация об одном из необходимых элементов ситуации. В этом случае задача учащегося - реконструировать недостающую информацию, соотнести ее с заданной, выделить проблемы. Способ 2 . В тексте присутствует неявное противоречие между элементами ситуации. Позиция педагога в этой учебной ситуации: Учитель может стать либо «экспертом» ( наблюдатель за работой детей в группах), либо «консультантом по процессу», направляющим беседу, дискуссию с помощью проблемных вопросов, контролирующим и время работы групп.  Методы, которые могут быть сынтегрированы учителем в кейс – методе:  моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, проблемный метод, дискуссия, игровые методы, метод классификации, методы описания, «мозговая атака».

Проблема в кейсе задаётся:

Способ 1. Отсутствует информация об одном из необходимых элементов ситуации. В этом случае задача учащегося - реконструировать недостающую информацию, соотнести ее с заданной, выделить проблемы.

Способ 2 . В тексте присутствует неявное противоречие между элементами ситуации.

Позиция педагога в этой учебной ситуации:

Учитель может стать либо «экспертом» ( наблюдатель за работой детей в группах), либо «консультантом по процессу», направляющим беседу, дискуссию с помощью проблемных вопросов, контролирующим и время работы групп.

Методы, которые могут быть сынтегрированы учителем в кейс – методе: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, проблемный метод, дискуссия, игровые методы, метод классификации, методы описания, «мозговая атака».

Целью моего мероприятия, - деловой игры «В одном Красивом Городе…» (для учащихся 3 класса), - явилась отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений.

На 1 этапе - Индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса, - мной была предложена ситуация из реальной жизни.

/Ситуация кратко: « В одном Красивом Городе, на одной из его Красивых Улиц стояла Красивая Школа. В этой Школе жил – был Класс «Д»… Затем шла положительная характеристика класса «Д» с точки зрения участия ребят в конкурсах, мероприятиях, дружной жизни детского коллектива в целом. В этой школе есть и другой класс – назовём его буквой «Ю». Тоже, на первый взгляд, всё чудесно в нём…Но вот подходит время учителям этих классов подводить итоги четверти. Учительница класса «Ю» хвалит ребят за отличную успеваемость и, отправляя их на каникулы, желает только одного – дружнее жить в следующей четверти.

Учительница класса «Д» с грустью сообщает, что её класс по успеваемости в этой четверти очень сильно отстаёт от класса «Ю», а ведь «д – шки» такие добрые и дружные ребята!...Всё равно они у неё – самые лучшие дети на свете!... /

2 этап -  Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений.  / Запись вариантов решения осуществляется на листочках овальной формы - «лепестках», которые затем складываются в Корзинку Находок – идей (у каждой группы – своя Корзинка)/.

2 этап - Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений. / Запись вариантов решения осуществляется на листочках овальной формы - «лепестках», которые затем складываются в Корзинку Находок – идей (у каждой группы – своя Корзинка)/.

3 этап -  Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.  Выступления групп завершились межгрупповой сессией. В результате ребята совместно выбрали наиболее эффективные пути решения проблемы, - и лепестки с лучшими, по мнению юных экспертов, предложениями из Корзинок групп были перенесены в Большую Корзину Находок – идей нашего класса (система правил).

3 этап - Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии. Выступления групп завершились межгрупповой сессией. В результате ребята совместно выбрали наиболее эффективные пути решения проблемы, - и лепестки с лучшими, по мнению юных экспертов, предложениями из Корзинок групп были перенесены в Большую Корзину Находок – идей нашего класса (система правил).

Главную проблему все 4 группы сформулировали очень похоже: плохая успеваемость учеников класса «Д». Были выявлены и второстепенные проблемы (среди них – проблема несплочённости ребят класса «Ю»). Дети также нашли сходные черты у своего коллектива как с классом «Д», так и с классом «Ю»…И получилось, что корзинку идей - правил мы собирали уже и для самих себя!...  … А самыми интересными вариантами решения проблемы были:  отличники из дружного класса «Д» могут перед уроками предлагать свою помощь тем одноклассникам, кому родители дома из – за занятости не смогли помочь с выполнением домашнего задания ( помня о том, что друг – не тот, кто дал списать, а тот, кто смог объяснить!);  отстающие ученики могут устраивать соревнования между собой  «У кого за неделю «5» - ок и «4» - ок больше?!»;  тем ребятам, которые не успевают в учёбе нужно больше уделять времени учёбе, а не конкурсам, т.е. жить с девизом: «Сделал дело – гуляй смело!»

Главную проблему все 4 группы сформулировали очень похоже: плохая успеваемость учеников класса «Д». Были выявлены и второстепенные проблемы (среди них – проблема несплочённости ребят класса «Ю»). Дети также нашли сходные черты у своего коллектива как с классом «Д», так и с классом «Ю»…И получилось, что корзинку идей - правил мы собирали уже и для самих себя!...

А самыми интересными вариантами решения проблемы были:

  • отличники из дружного класса «Д» могут перед уроками предлагать свою помощь тем одноклассникам, кому родители дома из – за занятости не смогли помочь с выполнением домашнего задания ( помня о том, что друг – не тот, кто дал списать, а тот, кто смог объяснить!);
  • отстающие ученики могут устраивать соревнования между собой «У кого за неделю «5» - ок и «4» - ок больше?!»;
  • тем ребятам, которые не успевают в учёбе нужно больше уделять времени учёбе, а не конкурсам, т.е. жить с девизом:

«Сделал дело – гуляй смело!»

http://para.by/articles/text/keis-metod  http://www.evolkov.net/case/case.study.html  http://nsportal.ru/forum/biologiya/2012/06/14/keys-metod  https://ru.wikipedia.org/wiki  http://infourok.ru/obobschenie-opita-raboti-primenenie-keysmetoda-na-urokah-biologii-i-geografii-293305.html

http://para.by/articles/text/keis-metod http://www.evolkov.net/case/case.study.html http://nsportal.ru/forum/biologiya/2012/06/14/keys-metod https://ru.wikipedia.org/wiki http://infourok.ru/obobschenie-opita-raboti-primenenie-keysmetoda-na-urokah-biologii-i-geografii-293305.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КЕЙС - МЕТОД

Автор: Боровик Мария Анатольевна

Дата: 03.06.2015

Номер свидетельства: 217434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Применение кейс метода на уроках ОБЖ"
    ["seo_title"] => string(43) "primienieniie-kieis-mietoda-na-urokakh-obzh"
    ["file_id"] => string(6) "304445"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457715129"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "доклад "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках литературы с использованием кейс-метода" "
    ["seo_title"] => string(115) "doklad-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-litieratury-s-ispol-zovaniiem-kieis-mietoda"
    ["file_id"] => string(6) "175407"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424268699"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Мастер-класс «Использование кейс-метода на учебном занятии» "
    ["seo_title"] => string(64) "mastier-klass-ispol-zovaniie-kieis-mietoda-na-uchiebnom-zaniatii"
    ["file_id"] => string(6) "197888"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428328210"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Методическая разработка "Использование кейс-метода в кружковой работе""
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-ispol-zovaniie-kieis-mietoda-v-kruzhkovoi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "254059"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447692327"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов по теме «Как использовать кейс-метод в работе с дошкольниками»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_po_teme_kak_ispolzovat_keis_metod_v_rabote_s_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "604254"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1649227559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства