1слайд.На сегодняшний день нет необходимости доказывать эффективность применения технологии проблемного обучения: многолетний опыт российского образования давно подтвердил её высокую результативность.
Как известно, ведущим тезисом деятельностного подхода к обучению школьников, согласно стандартам нового поколения, является тезис «научить учиться», т. е. должным образом перерабатывать информацию. В процессе такого активного «преломления через себя» она усваивается ребёнком быстрее и качественнее.
Цель моего сообщения: расширить ваше представление о таком малоизвестном методе технологии проблемного обучения, как метод кейс - стади.
2.Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Самый распространенный метод ситуативного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС) классического типа.
Существуют такие его виды:
• метод кейсов (Сase-study – в переводе с английского языка – случай, казус,-др. название - «метод казусов») ;
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• метод игрового проектирования;
• метод дискуссии.
3. Рассмотрим подробнее метод case-study. Впервые он был применен в школе права Гарвардского университета в 1870 году.
Метод case-study был известен русским преподавателям экономических дисциплин еще в 20-е годы прошлого столетия. Значительный интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия и был поддержан международными образовательными фондами и программами (Дж. Сорос).
В наши дни в связи с модернизацией российского образования учителя всё чаще стали к эффективным методам обучения относить и указанный метод.
Главная особенность кейс - метода - создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает учащимся проблему в готовом виде, а участникам образовательного процесса предстоит выявить её (или даже несколько проблем – «проблемное поле») из той информации, которая содержится в описании кейса (текст – от одной до нескольких страниц). Скрытая в кейсе проблема не имеет однозначного решения.
Суть метода: научить ребят не только выявлять в заданной ситуации проблему (или несколько), но и находить множество альтернативных вариантов её решения, выбирать наиболее целесообразные и, при необходимости, разрабатывать практическую модель их реализации.
_______________________________________________________________________
Цели метода:
- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
- отработка навыков практического использования концептуальных схем;
- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
- экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
4. Проблема в кейсе задаётся:
Способ 1. Отсутствует информация об одном из необходимых элементов ситуации. В этом случае задача учащегося - реконструировать недостающую информацию, соотнести ее с заданной, выделить проблемы.
Способ 2. В тексте присутствует неявное противоречие между элементами ситуации.
Позиция педагога в этой учебной работе:
Учитель может стать либо «экспертом» (наблюдатель за работой детей в группах), либо «консультантом по процессу», направляющим беседу, дискуссию с помощью проблемных вопросов, контролирующим и время работы групп.
Методы, которые могут быть сынтегрированы учителем в кейс – методе: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, проблемный метод, дискуссия, игровые методы, метод классификации, методы описания, «мозговая атака».
Кратко о типах кейсов.
Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Существует большое количество видов кейсов. Учитель, в зависимости от целей, которые он ставит в образовательном процессе, может выбрать любые кейсы:
- обучающие анализу и оценке;
- обучающие решению проблем и принятию решений;
- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Решение кейсов рекомендуется проводить по этапам:
- самостоятельное ознакомление учащихся с текстом кейса;
- анализ кейса (индивидуально, затем - в малых группах – 5 – 7 человек);
- организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации;
- оценивание участников дискуссии;
- подведение итогов дискуссии.(Не существует пока единой системы оценки работы детей в группах – т. е. отметка ставится по усмотрению педагога).
Я задаю детям вопрос: а что ты для себя взял из этой ситуации?
6. Рекомендуемые требования к формату и структуре кейса представлены в памятках, специально подготовленных для вас, предложу их по окончании своего выступления:
Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую
понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения
данных:
- наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс, её подробное описание;
- имена главных персонажей, их занятость (работа, учёба и т.д.);
- описание характеров героев, если необходимо;
- взаимоотношения участников ситуации, если необходимо;
- определенная хронология развития ситуации с указанием действий или
воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия;
- предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали.
7. Источники кейсов. Актуален здесь тезис о том, что жизнь является источником кейсов.
Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.
Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.
Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса. Великолепные кейсы можно создать на базе известных произведений классической художественной литературы.
Кейсы, которые используются в программах и курсах, могут базироваться на местном материале – ситуации из жизни класса, отдельного ребёнка, а также - на базе сообщений СМИ.
8. Убеждена, что включение учителем в образовательный процесс кейс – метода будет являться залогом успешного формирования таких универсальных учебных действий, как: личностные (например: личностное самоопределение, способность к оценке своих и чужих поступков, нравственно – этическая ориентация), регулятивные (прогнозирование, планирование, целеполагание),
познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач), коммуникативные (разрешение конфликтов, владение монологической речью, умение с достаточной полнотой выражать свои чувства) и другие универсальные учебные действия – в зависимости от поставленных педагогом целей, задач.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Методы- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса.
Шапокляк.
Она есть. И она не уйдёт из нашего класса. У неё нет друзей, её никто не любит. Ведь её поведение похоже на поведение старухи Шапокляк: она дразнится, подкладывает на сидения стульев одноклассников кнопки, ворует башмак из чьей – пары обуви и затем с великой радостью наблюдает, как одноклассник его ищет.
Она подглядывает за дружбой других детей и громко над ней смеётся – на весь класс! Говорит плохие слова, задирается. Плохо учится, потому что её родители всё время заняты на работе и не следят за её учёбой, внешним видом и портфелем. Она много гуляет, потому что не записана родителями ни в какой –кружок.
Она очень любит свою крыску Лариску – это её единственный друг на планете Земля. Ухаживает за своей зверюшкой с большим усердием.
Шапокляк терпеть не может, когда хвалят других детей! Её родители никогда не хвалили за хорошие поступки. Вот и в классе её не любят – за злой взгляд и за то, что она всем мешает жить интересно…
_______________________________________________________________________
Вопросы:
- Подумай, почему героиня так себя ведёт?
- Как ты считаешь: ребёнком, похожим на Шапокляк, в классе может быть только девочка?
- Может ли Шапокляк измениться? И если это так, что для этого нужно предпринять?
- Можно ли сделать радостной для всех жизнь в этом классе?
Задания:
- Сформулируй проблему(-ы). Убедись в том, что ребята твоей группы видят проблему(-ы) так же. Запишите проблему(-ы) на предложенном листе с корзинкой.
- Вместе найдите пути решения поставленной вами проблемы (или нескольких). Заручитесь поддержкой одноклассников.