Главная идея Кейс –метода, заключена в словах немецкого педагога-демократа Фридриха Дестервега:
«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать». Интерактивность данного метода - взаимодействие всех обучающихся, включая педагога.Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся.Кейс-метод – эффективный способ повышения качества образования, единство активных, эвристических исследовательских методов, один из путей реализации системно-деятельностного подхода, метод получения продукта собственного мышления, что и требует ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение кейс метода на уроках ОБЖ»
КЕЙС – МЕТОД
как средство реализации деятельностного подхода на уроках ОБЖ
Автор: учитель ОБЖ
МОУ «СОШ№2 г Пугачёва Саратовской области»
Хамраев У.У.
case– портфель, чемоданчик
casus –запутанный, необычный случай
личностно-ориентированное
деятельностное обучение
КЕЙС – МЕТОД
«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности, самостоятельно все охватить, усвоить, переработать»
Фридрих Дестервег
Использование кейс-метода
Анализ документа
Выделение главного систематизация материала
Аргументация своей позиции
Выделение
причинно-следственных связей процессов и явлений
КЕЙС – МЕТОД
Учебно-методические материалы
Тема кейса: Радиационные аварии
Цель: знать основные мероприятия по защите населения от последствий радиационных аварий и уметь применять правила безопасного поведения в ЧС.
.
Случай -1
26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошёл взрыв реактора с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду. Ночью поступил сигнал о возгорании. К станции выехали пожарные караулы. К 6 часам утра пожар был затушен.
Во время взрыва погибли 2человека. Впоследствии у 134 человек развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли.
Проблема:нужна ли атомная энергетика?
Случай -2
11 марта 2011 года в Японии землетрясение и цунами вывели из строя 3 энергоблока на АЭС Фукусима-1, что привело к взрывам и утечкам радиоактивных веществ в окружающую среду.
Источники информации:
Статистика МАГАТЭ.
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 №1234-р.
3. Расследование причин аварии на Чернобыльской АЭС.
Акты Государственной комиссии и МАГАТЭ
4.Расследование причин аварии на АЭС Фукусима-1
Акты парламентской комиссии Японии.
5. Газета «Комсомольская правда» от 08.05. 1986 г.
В опросы для обсуждения в группе
1. Что представляет собой ионизирующее излучение и какую опасность оно представляет для человека?
2. Приведите примеры искусственных источников облучения в быту. Чем опасен радон?
3. Назовите виды аварий, связанных с выбросом радиоактивных веществ. На каких объектах они могут произойти?
4. Назовите основные причины аварий на радиационно-опасных объектах.
5. Расскажите о последствиях радиационных аварий. Какие специфические свойства имеют радиоактивные вещества?
6. Охарактеризуйте возможные последствия облучения людей. Какие дозы облучения могут вызвать лучевую болезнь?
7. Расскажите о действиях населения по сигналу оповещения при авариях на АЭС. Каковы правила радиационной безопасности при движении по загрязненной местности.
8. Что такое йодная профилактика? Для чего она нужна и как проводится? Как приготовить водный раствор йода?
Пути решения проблемы
1. Закрыть все работающие АЭС, продолжив использование традиционных источников энергии – угля, нефтепродуктов, газа.
2. Больше строить гидроэлектростанций.
3. Использовать нетрадиционные источники энергии – энергию солнца, ветра, морских приливов.
Развивать и дальше атомную энергетику, совершенствуя безопасность АЭС.
Высокая эффективность кейс-метода
Ценностные установки через « погружение в историю события, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий
Ответственность за свой выбор, когда учащиеся приходят к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определяют от чего зависит тот или иной выход,
Развитие компетентностей учащихся: учебно-информационной,
коммуникативной (социальной).
Классификация видов «кейса»
Содержание кейса
Жизненные ситуации
Цель создания кейса
Основная обучающая, образовательная задача кейса
Познание, понимание жизни
Учебные (условные) ситуации
Исследовательские ситуации
Тренинг поведения
Понимание типичных характеристик ситуации
Анализ, осмысливание
Создание моделей ситуаций
Исследование, проектирование
Практический кейс
Обучающий кейс
Научно-исследовательский кейс
Алгоритм урока с использованием
кейс-метода
Ознакомительный этап
Введение в ситуацию
Описание ситуации
Информационный материал
Глоссарий
Алгоритм урока с использованием
кейс-метода
Основной (аналитический) этап
Вступительное слово учителя
Распределение учащихся по группам
(4-5 человек в каждой)
Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков
Алгоритм урока с использованием
кейс-метода
Итоговый этап
Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)
Обобщающее выступление учителя
Оценивание учителем учащихся
Оценивание
Отметка «5»
85-100 баллов
Отметка «4»
84-70 баллов
Отметка «3»
менее 70 баллов
Основные этапы работы над кейсом учителем
Определитьцель работы
Подобратьпроблемные ситуации
Выбратьнеобходимые источники информации: документы, карты, схемы, фотографии, статистические исследования
Подготовитьвопросы к источникам
Информационный метод
Потенциал метода кейсов
Способствует развитию умений
Анализировать ситуации
Оценивать альтернативы
Выбирать оптимальный вариант решений
Составлять план осуществления решений
Устойчивый навык решения практических задач
Годовая циклограмма
Работа с начинающими составителями (уроки, лекции, «Круглый стол» по итогам года, предъявление опыта старших товарищей)
Установочные лекции, на которых даются все необходимые разъяснения по работе над кейс-методом, мотивация деятельности, знакомство с критериями оценивания кейсов, демонстрация образцов лучших кейсов прошлых лет
Этап выбора тематики учебных кейсов (проблематизация, промысливание) по различным предметным областям. Согласование работы в группах с учителями разных предметов (если проект межпредметного типа)
Самообразование и актуализация знаний и умений. Координация деятельности
Внутренняя экспертиза (в профильной группе) готовых кейсов.
Презентация кейсов (на уроке, на заседании ШНО)
Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование работы на следующий год
Уровень качества знаний
2010-2011
76%
2011-2012
84%
2012-2013 (I полугодие)
86%
Степень сформированности социальных компетентностей
Способность к коммуникации
Высокая
73 %
Способность работать в команде
степень
Средняя степень
Способность к разрешению конфликтов
20 %
69 %
67 %
7 %
Ниже среднего
Способность к адаптации
25 %
86 %
Контактность
6 %
32 %
1 %
85 %
24 %
Социальная ответственность
0 %
15 %
69 %
0 %
21 %
10 %
Анкетирование учащихся 10-х классов
«Что во мне изменилось за прошедший год?»
Умственная работоспособность – 75 %
Критичность и доказательность мышления – 80 %
Умение всегда видеть цель и стремиться к ней – 84 %
Умение планировать свою работу – 66 %
Умение контролировать и анализировать свою работу – 84 %
Умение при необходимости работать без посторонней помощи – 75 %