После введения ФГОС меняется и инструментарий учителя при проведении уроков. Один из инструментариев педагога - использование вопросов. Но вопросы должны стимулировать работу мыслительной деятельности учащегося. В данной методической разработке даются рекомендации, как эффективно обучать детей через беседу на основе вопросов.Невозможно формировать глубокое понимание материала и другие высшие мыслительные умения без использования вопросов.Они учат людей мыслить самостоятельно и обеспечивают качественное, переносимое в другие сферы обучение.Для учащихся беседа с вопросами более интересна, поскольку правильные ответы дают им чувство уверенности и успеха.Эта уверенность, подкрепляемая поддержкой и похвалой учителя, питает мотивацию учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство задавать вопросы. »
Искусство задавать вопросы
Преимущества использования вопросов
Вопросы наиболее сильный инструмент учителя.
Почему же?
Первый педагог используетметод рассказа.
Второй педагог используетбеседу с вопросами.
.
Беседа с вопросами имеет огромное преимущество, поскольку вынесенные из нее знания могут быть перенесены на новый материал.
На уроке, где доминировал рассказ, учащимся просто сообщалось то, что нужно знать. Они не мотивировались на понимание материала и, следовательно, плохо запомнят его.
Акцент в беседе с вопросами ставится не просто на знании, а на понимании.
Вопросы мотивируют не только потому, что делают работу более интересной, еще и потому, что ученики сразу же вознаграждаются за попытку ответить на вопрос и получают признание своей успешности в учебе.
Не высмеивайте неправильные ответы
Задав вопрос, сделайте паузу, большинство учащихся будет занято обдумыванием ответа
Главное — подтолкнуть ученика к самостоятельным рассуждениям
Техника задавания вопросов
Как лучше использовать вопросы?
Постановка вопросов должна вовлекать в обдумывание ответа всех учащихся в классе.
Стимулируйте ответы, задавая сначала легкие вопросы, особенно новой группе
Давать ученикам возможность продемонстрировать успех и получить положительную обратную связь
Распределение вопросов
Когда вы задаете классу вопросы, старайтесь распределять их среди учеников как можно шире
Старайтесь
Не бойтесь давать ученикам достаточно времени для обдумывания ответа, это не пустая трата времени. Улыбайтесь, ожидая ответа, если вы думаете, что оказываете на класс слишком много давления
Работа в парах
Задайте вопрос.
Запишите его на доске.
Попросите класс обсудить ответы в парах, предоставив ограниченное время—буквально минуту или чуть более того.
Разнообразие используемых вопросов
Открытые
Закрытые вопросы
Открытые
Закрытые
Закрытые вопросы типа «да или нет?» требуют мало
Уровни сложности вопросов
Некоторые вопросы требуют от учеников просто знания фактов - фактологические вопросы. Такие вопросы полезны для обзора имеющихся знаний, запоминания, обращения внимания на наиболее важные темы и информирования учителя о том, что школьники помнят, а что забыли.
Однако учение не сводится к запоминанию. Большая часть оценок дается за мышление на высоком уровне и умение применить изученные идеи и понятия .
Факты обычно забываются, но мыслительные умения высокого уровня остаются.
Мыслительные умения оказываются главным результатом многолетнего обучения в школе. Эти драгоценные умения нельзя развить без эффективного использования вопросов. Их использование делает прочнее понимание содержания обучения.
Образование – это то, что осталось, когда всё выученное забыто.
К сожалению, исследования показывают, что 70-80 процентов задаваемых учителями вопросов направлены на проверку фактологических знаний.
Использование вопросов
Вопросы могут использоваться и для проверки понимания учащихся.
Вопросы также используются для того, чтобы «разбудить невнимательного ученика.
Важная сфера использования вопросов — диагностика трудностей учащихся.
Вопросы являются единственным инструментом, помогающим определить непонимание чего-либо или найти пробел в знаниях, которые вызвали затруднение.
Вопросы должны быть ясными, целенаправленными, краткими, сформулированными естественным и простым языком. Они должны наводить на размышления и быть широко адресованными.
Не задавайте слишком тяжёлые вопросы!
Резюме
Вопросы имеют первостепенную важность. Невозможно формировать глубокое понимание материала и другие высшие мыслительные умения без использования вопросов. Они учат людей мыслить самостоятельно и обеспечивают качественное, переносимое в другие сферы обучение.
Вопросы способствуют применению изучаемых понятий и подходов и дают учителю возможность быстро проверить и исправить правильность этого применения учащимися. Они дают учителю сведения о процессе учения и помогают убедиться, что учащиеся «не заблудились в материале».
Для учащихся беседа с вопросами более интересна, поскольку правильные ответы дают им чувство уверенности и успеха. Даже ученики, которых не вызвали ответить на вопрос, развивают в себе чувство уверенности, если убеждаются, что их вариант ответа оказался правильным. Эта уверенность, подкрепляемая поддержкой и похвалой учителя, питает мотивацию учеников.
Проверьте себя: «десять заповедей» хорошего использования вопросов
Задаете ли вы вопросы, на которые ученики могут успешно ответить?
Даете ли вы достаточно времени на обдумывание, используя, например, работу в парах?
Используете ли вы язык тела (контакты глазами, улыбки, движение бровей, кивки головой), чтобы пригласить учащихся отвечать на вопросы?
Всегда ли вы отмечаете, хвалите правильные ответы?
Вы не посмеиваетесь над учениками в случае неправильного ответа?
Если ответа на ваш вопрос не следует, можете ли вы сформулировать его проще, чтобы получить искомый ответ?
Формулируете ли вы вопросы просто и коротко, используя доступный язык?
Избегаете ли вы использования исключительно фактологических вопросов?
Хорошо ли вы распределяете свои вопросы по классу?
Способны ли вы задавать вопросы, скажем, два раза в минуту в ходе своего объяснения?