Конспект занятия+ презентация по факультативу "Я-исследователь" на тему "Искусство задавать вопросы". Конспект занятия составлен на основе ромашки Блюма.
Я провела занятие в 4 классе по теме «Искусство задавать вопросы» с целью ознакомить детей с новыми типами вопросов, научить распознавать их и уметь самостоятельно составлять. Во II четверти мы начинаем работать над проектами. А для создания проекта одним из этапов является сбор информации (исследование проблемы), который включает в себя: опросы, анкетирование, анализ информации из газет, телевидения, интернета, интервью со специалистами. Для проведения опроса или интервью требуются умения правильно подбирать типы вопросов, выстраивать их логическую последовательность.Умение составлять и задавать вопросы непременно поможет ребятам в учении.
В начале занятия при помощи смайликов была дана установка на доброжелательный настрой. Моё предложение в течении урока постараться окружить смайлика новыми знаниями заинтересовало детей.
Дети поэтапно сами пришли к теме занятия, высказывая свои предположения. определили цели занятия.
Пяти обучающимся было дано домашнее задание - исследовать типы вопросов.
На занятии они поделились своей информацией с остальными. На основе их информации дети смогли выделить из текста и распределить по типам вопросы. Это они делали с большим удовольствием. Если при выделении простых вопросов некоторые допустили ошибки, то при нахождении других типов – ошибок не было. Ребятам очень понравилось самим составлять вопросы.
Когда детям было предложено разделиться на творческие группы ( по количеству лепестков ромашки), они распределили свои обязанности в группах и работали одной командой., выполняя инструкцию карточки. От каждой группы требовалось составить к прочитанному тексту вопрос определённого типа .
Все группы с заданиями справились довольно быстро, это говорит о том, что цели занятия были достигнуты: дети научились распознавать типы вопросов, научились составлять вопросы.
Если ребёнок умеет правильно задавать вопросы, значит, он понимает свою проблему и идёт к её решению.
Просмотр содержимого документа
«Тема Искусство задавать вопросы»
Тема: Искусство задавать вопросы.
Цель: Учиться задавать вопрос
Задачи : Познакомить с новыми типами вопросов; развивать умение правильно составлять и задавать
вопросы; воспитывать любознательность, самостоятельность.
Предметные:
● Стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения;
● создать условия для формирования представлений детей о вопросах;
● помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
● познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; проводить сравнение,
● коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; допускать существование различных точек зрения; задавать вопросы по существу;
● регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Оборудование: презентация , смайлики, карточки
Ход занятия:
| Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Результат |
Организационный момент Цель: обеспечение готовности к занятию, снятия напряжённости. | -Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие, покажите смайлик -А у меня вот такое настроение. ( прикрепляю на доску смайлик) -Давайте попытаемся во время занятия окружить смайлика нашими новыми знаниями. | -Выбирают и показывают смайлик | Эмоциональный настрой на занятие. |
Целеполагание. | -Посмотрите, у вас на партах лежат карточки, с которыми мы будем работать. -Возьмите карточку №1, прочтите текст. -Что объединяет этот текст? -А, кто знает, что такое вопрос? Значит, для чего нам нужны вопросы? -Прочтите девиз нашего урока: /Слайд 2/ | -Вопросы Вопрос –это предложение, которое воспроизводится говорящим с целью получения информации. _ Чтобы получить какую-то информацию, чтобы ориентироваться в окружающем мире Читают «Хочешь быть умным – научись задавать вопросы» | Определяют тему урока, ставят цель, задачи занятия |
| - Как вы думаете, какая будет тема нашего занятия ? - Тема нашего урока: «Искусство задавать вопросы» /Слайд2/ - О чём бы вы хотели узнать на занятии | Будем учиться задавать вопросы Какие бывают вопросы. Научиться их распознавать. Использовать вопросы на практике. | |
Работа в парах | -На какие группы можно разделить все эти вопросы? -Давайте, посмотрим, какие группы у вас получились? -Хотите узнать, как их ещё можно разделить? | (зачитывают) | Делят вопросы на три группы (математика, русский язык, окружающий мир) |
| - Помогут нам в этом ребята, которые дома проводили исследования. 1.-Давайте послушаем их, слово предоставляется Богоявленская Анна (на доску прикрепляю лепесток «Простые вопросы» - Найдите среди вопросов Каротчки №1 простые вопросы и их номера внесите на карточку №2 /Слайд 3/ - А вы можете сами составить простой вопрос? -О следующем типе вопроса нам расскажет Герок Лиза (на доску прикрепляю лепесток «Уточняющие вопросы» - Найдём среди вопросов уточняющие вопросы и также, внесите на карточку №2 /Слайд 3/ Аналогично со всеми остальными лепестками. Мельников Стас /Слайд 3 Горбунова Александра/Слайд 3/ Ильина Варвара/Слайд 3/ | Ученик рассказывает о простых вопросах Работа в парах. (выбирают простые вопросы) Дети зачитывают вопросы Рассказывает об уточняющих вопросах Находят № вопросов, вносят их на карточку Составляют своё предложение | Дети знакомят одноклассников с особенностями простых, уточняющих, интерпретационных, творческих, оценочных вопросов. |
| - Вот такие группы мы получили. Сколько их? | Пять | |
Работа в группах (практическая работа) | - Вот на столько групп и мы с вами разделимся, чтобы приступить к следующей работе. (Каждой группе я раздаю тексты ) -Прочтите внимательно текст -Каждой группе нужно составить по этому тексту вопрос, 1 группа –простой вопрос 2 группа- уточняющий вопрос 3 группа –интерпретационный вопрос 4 группа – творческий вопрос 5 группа –оценочный вопрос -Какие вопросы у вас получились? | Дети рассаживаются по группам (у каждой группы свой тип вопроса) Дети зачитывают | Составляют к тексту соответствующий каждой группе вопрос |
Рефлексия Цель: получение обратной связи от участников, подведение итогов занятия. | - Оказывается, наша ромашка создана на основе кубика Блюма. Блюме – это замечательный американский педагог-психолог. Кубик тоже учит задавать вопросы. - А кто знает, сколько у кубика граней? - У ромашки недостаёт одного лепестка. -Прочтите какого? - А с ними мы познакомимся на следующем уроке, когда будем применять все вопросы на практике. - Давайте посмотрим на смайлик, какими новыми знаниями мы его окружили? -Что понравилось на занятии? -С каким настроением вы закончили занятие? - | Шесть Практические вопросы | |
| | | |
Просмотр содержимого документа
«Я провела занятие в 4 классе по теме»
Я провела занятие в 4 классе по теме «Искусство задавать вопросы» с целью ознакомить детей с новыми типами вопросов, научить распознавать их и уметь самостоятельно составлять. Во II четверти мы начинаем работать над проектами. А для создания проекта одним из этапов является сбор информации (исследование проблемы), который включает в себя: опросы, анкетирование, анализ информации из газет, телевидения, интернета, интервью со специалистами. Для проведения опроса или интервью требуются умения правильно подбирать типы вопросов, выстраивать их логическую последовательность.
В начале занятия при помощи смайликов была дана установка на доброжелательный настрой. Моё предложение в течении урока постараться окружить смайлика новыми знаниями заинтересовало детей.
Дети поэтапно сами пришли к теме занятия, высказывая свои предположения. определили цели занятия.
Пяти обучающимся было дано домашнее задание - исследовать типы вопросов.
На занятии они поделились своей информацией с остальными. На основе их информации дети смогли выделить из текста и распределить по типам вопросы. Это они делали с большим удовольствием. Если при выделении простых вопросов некоторые допустили ошибки, то при нахождении других типов – ошибок не было. Ребятам очень понравилось самим составлять вопросы.
Когда детям было предложено разделиться на творческие группы ( по количеству лепестков ромашки), они распределили свои обязанности в группах и работали одной командой., выполняя инструкцию карточки. От каждой группы требовалось составить к прочитанному тексту вопрос определённого типа .
Все группы с заданиями справились довольно быстро, это говорит о том, что цели занятия были достигнуты: дети научились распознавать типы вопросов, научились составлять вопросы.
Умение составлять и задавать вопросы непременно поможет ребятам в учении. Если ребёнок умеет правильно задавать вопросы, значит, он понимает свою проблему и идёт к её решению.