Урок 1. Изобразительное искуство. Семья пространственных искусств
Цели деятельности учителя
Формировать представление об искусстве изображения как способе художественного познания мира; познакомить с видами изобразительного искусства, художественными материалами и их выразительными возможностями; развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества
Тип урока
Изучение новых знаний
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям, познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями.
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства
в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности), излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная
Образовательные ресурсы
· http://ru.wikipedia.org/wiki
· http://www.artsait.ru
Оборудование
Тушь, гуашь, акварель, бумага, кисть, перо, губка
Наглядно-демонстрационный материал
Репродукции картин: Л. С. Попов «Пространственная композиция» (масло), Я. Г. Чернихов «Архитектурный рисунок» (цветные карандаши), А. Я. Головин «Натюрморт» (темпера), Ван Гог «Автопортрет за мольбертом» (масло), В. А. Фаворский «Натюрморт» (гравюра), С. Д. Эрьзя «Женский портрет» (скульптура), В. А. Серов «Портрет К. С. Станиславского» (уголь), Т. А. Маврина «Лимоны» (акварель); предметы декоративно-прикладного искусства.
Мультимедийный ряд: презентация «Три группы пространственных искусств»
Основные понятия и термины
Пространственные (пластические) виды искусства; конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн); декоративно-прикладные виды искусства; изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура)
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ
с элементами беседы
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– В истории человечества не было существования общества без искусства. С первобытных времен человек создавал вещи, украшал свое жилище, изображал свои представления об окружающем мире. Человеку свойственно задавать вопросы. Пришло время, и он задумался о том, что значит понимать искусство и почему этому надо учиться.
Существует наука об искусстве – искусствознание. Попытки создания теории искусства восходят еще к эпохе античности. Продолжали изучать искусство и в эпоху Возрождения. В XIX и XX вв. искусствознание получило широкое развитие, сложился целый ряд школ и направлений.
Создание произведений искусства – творческий процесс. Как вы считаете, достаточно ли художнику только фантазии или необходимо еще что-то для создания произведения искусства? На этот вопрос
мы попробуем сегодня ответить
Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности
Фронтальная работа
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать
искусство и почему этому надо учиться?)
II. Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный
– Пространственные виды искусства делятся на конструктивные
и изобразительные. (Слайд № 2). Помогите мне разделить виды искусства по данному принципу: живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.
– Что необходимо знать, чтобы выбрать из перечисленных искусств искусства, относящиеся к конструктивным? Какие искусства называются конструктивными? (Слайды № 3–12).
Делят пространственные искусства на две группы
и сравнивают
их по заданным
критериям.
Фронтальная,
индивидуальная работа
Познавательные: классифицируют по заданным основаниям.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
1. Это искусства художественной постройки.
2. Это искусства выразительной формы.
3. Это искусство создает и организует пространственно-предметную среду.
– Что необходимо знать, чтобы выбрать из перечисленных искусств искусства, относящиеся к изобразительным? Какие искусства называются изобразительными? (Слайды № 14–17).
1. Это искусство создания художественных образов.
2. Это искусство воплощения представлений о прекрасном.
3. Это искусство создается на плоскости или в пространстве и не изменяется во времени.
Для изобразительного искусства существуют специальные художественные материалы: живописные, графические и скульптурные. (Слайды № 18–21). Перед вами произведения С. Д. Эрьзя «Женский портрет», Т. А. Мавриной «Лимоны», Ван Гога «Автопортрет за мольбертом», В. А. Серова «Портрет К. С. Станиславского», Я. Г. Чернихова «Архитектурный рисунок», а также различные художественные материалы: карандаши, уголь, акварель, масло, гуашь, глина, древесина, пастель, темпера…
Определите, какими материалами пользовались художники, создавая данные произведения искусства? Разложите художественные материалы около тех картин, которые, по вашему мнению, соответствуют материалам, использованным художниками
Знакомятся
с художественными материалами и их выразительными возможностями. Анализируют и сопоставляют
Познавательные: сравнивают художественные материалы по заданным критериям
III. Творческая практическая деятельность
Исследовательский
– Художники XX века посвятили свое творчество эксперименту. Их интересовали различные художественные техники, взаимодействие красочных фактур. Предлагаю и вам провести эксперимент.
Выполните задания (с. 22, 23)
Исследуют взаимодействие красочных фактур (творческий поиск)
Индивидуальная работа
Регулятивные: различают художественные средства и их возможности
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
IV. Итоги урока.
Рефлексия
Беседа
в форме «вопрос – ответ». Выставка работ учащихся
– Художник – это профессия. В каждой профессии необходим мастер, умеющий создавать новое, строить замысел и находить средства для его воплощения. Что необходимо знать художнику, мастеру своего дела, чтобы его творческий процесс дал необходимый результат?
– Создание произведений искусства – особый процесс. Их творец должен знать эстетические законы, владеть художественными материалами и техническими приемами
Отвечают
на поставленный вопрос.
Выполняют художественный анализ детских рисунков
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге