Что такое современный урок? Презентация. Даны: Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса. Требования к современному уроку Проектирование урока Разработка проекта урока, характеристики образовательныхпроцессов, типы уроков, этапы целеполагания, ключевые компетенции и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что такое современный урок? »
Что такое современный урок?
Требования к современному уроку.
10/29/16
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения , прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью ;
быть способны к сотрудничеству ;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
А теперьнемногопокритикуем традиционный урок…
Что такое «БЕСЕДА»???
Что такое фронтальный опрос…? (4 минут 49 секунд)
Почему источник нового всегда учитель…?
Что же надо понять…
Надо понять, что урок современный отличается прежде всего организацией учебной … образовательной деятельности .
Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося… Только в процессе деятельности могут появиться открытия и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности. Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течени е 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать).
Сравнительные особенности традиционного и современного образовательного процесса.
Характеристики образовательных процессов.
Традиционный«Знаниевый»
Современный«Способностный»
№Особенности
Формирование знаний, умений и навыков
Развитие личности
1.
Цель
Интегральная характеристика
2.
«Школа развития»
«Школа памяти»
Преобладающий тип и характер взаимоотношений
Субъект - объектный
3.
Субъект - субъектный
4.
«Не навреди»
Девиз педагога
«Делай как я»
5.
Характер и стиль взаимодействия
авторитарность
демократичность
диалогичность, открытость, рефлексивность
монологичность, закрытость
Групповые,
коллективные
Фронтальные,
индивидуальные
6.
Формы организации
Характеристики образовательных процессов.
Современный«Способностный»
Традиционный«Знаниевый»
№Особенности
7.
Проблемные:
проблемного изложения
частично-поисковый, эвристический
исследовательский
Иллюстративно-объяснительные
информационные
Методы обучения
«выращивания»
«продавливания»
8.
Ведущий принцип
9.
Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:
Продуктивный, Творческий, Проблемный
Репродуктивный, воспроизводящий
10.
Знания – репродуктивная деятельность
Проблемная деятельность - рефлексия - знания
«Формула обучения»
7
7
Характеристики образовательных процессов.
Современный«Способностный»
Традиционный«Знаниевый»
№Особенности
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
11.
Способы усвоения
12.
носитель информации, хранитель норм и традиций,
Функции учителя
Организатор сотрудничества, Консультант,
пропагандист предметно – дисциплинарных знаний
Управляющий поисковой работой учащихся, консультант
Пассивность,
13.
Позиция ученика
Активность,
наличие мотива к самосовершенствованию,
отсутствие интереса,
наличие интереса к деятельности
отсутствие мотива к личностному росту
8
8
Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве
Целевой установкой этой школы является
формирование у учащихся знаний, умений, навыков.
Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим.
Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.
В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».
8
8
Школа "памяти" строится на традиционных основах:
классно-урочной системе обучения, преобладающем объяснительно-иллюстративном методе преподавания,
фронтальной форме организации учебного пространства,
контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках.
Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого.
Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как:синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.
Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе.
8
8
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
1. Целеполагание.
2. Мотивация.
3. Практическая значимость знаний и умений.
4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся.
5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков.
6. Построение каждого этапа урока по схеме:
задача – деятельность учащихся по выполнению задачи –
итог деятельности – контроль уровня выполнения.
7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока.
8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися
в процессе работы с различными источниками информации.
9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику
говорить и осваивать нормы работы в коллективе.
10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.
11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся.
12. Рефлексия.
13. Минимализация и вариативность домашнего задания.
14. Организация психологического комфорта на уроке.
8
8
Средства
Содержание
Взаимодействие
Цели
Результат
8
постановка целей,
уточнение типа урока,
отбор содержания урока,
выбор методов обучения,
определение структуры урока
8
ЦЕЛИ УРОКА (намеченный учителем совместно с учеником путь к конкретному результату) Задание № 1. Перечислите цели урока .
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Социализации личности:
8
- через изучаемое содержание: «Изучить проблемы становления рыночной экономики в России во второй половине XIX - XX века». Такой способ постановки цели не позволяет судить ни о глубине изучения, ни о личностных приращениях ученика.
- через процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика: «формировать умения анализа», «развивать память», «развивать логическое мышление . Цель поставлена очень широко, поэтому достичь ее на одном уроке невозможно;
- через учебную деятельность ученика: « сбор краеведческого материала о Гражданской войне». Такая цель, так же как и в предыдущих случаях не отражает результата.
их личностным, универсальным метапредметным и предметным результатам, которые заложены в ФГОС.
Урок «открытия»нового знания.
Деятельностнаяцель- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель- расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
Соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
Информационная компетенция
Умение находить информацию в текстах, литературных источниках, сети Интернет, справочной литературе и т.п.;
Самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
Использовать полученную информацию в своей деятельности;
Представлять полученную информацию в различных формах и на различных носителях.
Задание № 5. Заполните таблицу.
Требования к уроку
Традиционный урок
Объявление темы урока
Урок современного типа
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Дидактические особенности урока
Изменение на уроке позиции учителя.
Индивидуализация учебного процесса.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности.
Организация различных видов самостоятельной работы.
Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока.
Использование интерактивных технологий.
Использовать базы данных и лабораторные комплексы с удаленным доступом.
Основные типы уроковЗадание № 6. Перечислите основные типы уроков
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – компонент методической системы, отвечающий на вопрос как учить ? Это дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе способов взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности учащихся.
Задание № 7. Перечислите методы обучения.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
По источнику получения знаний: - словесные (лекция, беседа, рассказ…) - практические (упражнения… ) - наглядные (иллюстрирование…) 2. По уровню активности познавательной деятельности: - объяснительно-иллюстративный (беседа, чтение, сообщение…) - репродуктивный (анализ, построение по моделям…) - проблемное изложение материала - эвристический (творческий пересказ, устное рисование…) - исследовательский .
3. По функциям : - методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, рассказ, иллюстрирование…) - методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником…) - методы самостоятельной работы учащихся по усвоению нового материала (выполнение упражнений) - методы работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (конструирование, трансформация текста, изложение, высказывание) - методы проверки и оценки знаний (контрольные работы, тестирование)
Задание № 8. Перечислите инновационные методы обучения.
4. Инновационные методы обучения :
метод проектов,
портфолио ученика,
модульное обучение,
дистанционное обучение,
обучение с применением мультимедийных средств и другие).
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Задание № 9. Что необходимо учесть при применении ИКТ.
Необходимо учесть:
Структурныекомпоненты современного урока
I.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
ФГОС
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
ФГОС
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить:таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
ФГОС
Продуктивные задания – главное средство достижения
результата образования
ФГОС
Традиционные задания
Обновленные задания
Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.
Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.
Перечислите отличия растений от животных.
Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
Определите площадь прямоугольника.
Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
Для лучшего их запоминания, там, где это возможно,
используется приём перевода правил на язык образов.
ФГОС
V. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
В процессе первичного закрепления примеры решаются скомментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
ФГОС
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
ФГОС
ФГОС
VII. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются
игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования.
Это создаёт положительный эмоциональный фон,
способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока9 минуты 58 секунд)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
В процессе первичного закрепления примеры решаются с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
ФГОС
Обучите своих учеников алгоритму самооценивания.
1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? 5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)? 6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?
На уроке ученик сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
За письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право исправить эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена.
При проведении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Учитель должен помнить о том, что на уроке:
Ученик сам формирует понятия , необходимые для решения задач;
Это происходит лишь при построении урока с учетом системно-деятельностного подхода ;
При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер , сама становится предметом усвоения.
Критерии эффективности современного урока
Обучение через открытие
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, обсуждений
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности
Моделирование затруднений и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения
Педагог управляет деятельностью учащегося.
Современный урок
Задание № 10. Разработайте урок в соответствии с требованиями ФГОС
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка учебной задачи.
IV. «Открытие нового знания»
V. Первичное закрепление.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Задание№11.Проанализируйте урок с точки зрения компетентностного подхода
Каковы задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых и предметных компетенций учащихся?
Какое место занимает урок в общей системе уроков данного содержательного раздела?
Каковы цели и задачи урока? Работу по формированию каких именно компетенций предполагалось осуществить на уроке?
Были ли задачи по формированию компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?
Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной компетенции?
Какие компетентностные формы/методы работы использовались на уроке в целом и каково было их соотношение с некомпетентностными формами/методами?
7. Как обосновывается использование некомпетентностных методов? 8. Как оценивалось проявление тех или иных компетенций у уча щ ихся? Доводилась ли эта оценка до их сведения? 9. Какое содержание учебного материала в рамках изучаемой темы использовалось в целях формирования той или иной компетенции? Какие особенности материала позволяли его для этого использовать? 10. В какой степени достигнуты задачи по формированию компетенций? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему? 11. Заметно ли продвижение класса в целом или отдельных учащихся в плане развития компетенций на уроке по сравнению с предыдущими этапами обучения? По каким признакам об этом можно судить? 12. Какими должны быть дальнейшие шаги по развитию компетенций у учащихся данного класса на уроках по данному предмету?
Основныекритериидля осмысления и оценки наблюдаемого на уроке
Результативность работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД;
Формирование у обучаемых самостоятельного, творческого мышления, инициативы, желания учиться;
Эффективность урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания;
Деятельность учителя по развитию деятельности ученика.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7