Современный урок имеет ли корни? Что придаёт современность уроку?
Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?
Какие характеристики он может иметь?
Каковы критерии оценки современности урока?
КАК ЖЕ БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
-Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту
-Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.
-Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПОГОВОРИМ О СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ »
ПОГОВОРИМ О СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ.
Составила: Гептинг Л.К.
Что такое современный урок?
Важнее содержание или форма
проведения урока?
Может ли быть технология в образовании?
Чем плохо слово методика?
Современный урок имеет ли корни? Что придаёт современность уроку?
Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?
Какие характеристики он может иметь?
Каковы критерии оценки современности урока?
КАК ЖЕ БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
-Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту
-Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.
-Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)
В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности.
Критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом.
Отношение всех к школе.
Скуки, принуждения и лени,
пассивности и страха ожидания «палки» - двойки,
«неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
МЫ СОЗДАЁМ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ.
Обратимся к его истории.
Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.
Основателями первой точки зрения, по Л.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже.
Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития".
Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.
Представителем второй научной школы является В.Джемс.
Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает.
Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился.
Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие.
Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, что
обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития".
Ключевой позицией данной школы является понимание смысла и сущности развития.
В отличие от взглядов других школ, под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психических новообразований в психике обучаемого, или способностей. В рамках данной школы сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим.
Образовательный процесс становится развивающим, если…
1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы;
2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;
3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями,
4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;
5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;
6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;
7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития.
Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления.
Новые образовательные цели:
-ставят акценты в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося
-В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности
1.В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности
2. акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.
3. строить при выполнении важного, с точки зрения педагогических психологов, условия развития личности обучаемых, а именно: «перевода информации извне — вовнутрь». За счет этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения на какой-либо вопрос в результате деятльности
4. при проектировании стратегии развития способностей опираться на механизм их развития, основными компонентами которого (по К.Коффке) являются: "операция — действие — способ деятельности — обобщенный способ, или способность ".
Иначе говоря, развиваясь как личность, ученик формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других людей и проявляет себя перед самим собой.
Такая позиция возникает преимущественно тогда, когда педагог умеет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию.
О каких условиях следует вести речь?
В первую очередь, о тех, которые влияют на ученика, то есть условиях, в которые попадает ученик в процессе образовательной деятельности. Можно выделить несколько групп таких условий:
1.Межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении- педагогами, одноклассниками, другими учащимися (микроклимат в педагогическом и классном коллективах, уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии как основа формирования микрогрупп в классах, уровень сплоченности ученических групп и т.д.).
2.Направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь важным являются приоритетные методы преподавания (учения, ориентация на коллективные /индивидуальные способы обучения, степень учета интересов и способностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками, реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.
3.Степень профессиональной компетентности педагога (уровень профессиональных знаний, умений и навыков, сформированности профессионально значимых личностных качеств).
4.Материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, обеспеченность и качество учебной литературы, наглядных пособий, школьного оборудования и мебели, соблюдение санитарно- гигиенических требований и др.)
Подчеркнем, что личностно ориентированными можно считать в образовании лишь те изменения, в которых доминирующим выступает «личностное измерение», то есть те аспекты образовательного процесса, которые непосредственно соотносятся с личностным развитием учащихся, а также других участников образовательного процесса. Таким образом, изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы прежде всего на личностное развитие учащихся и других участников образовательного процесса.
В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
И.С.Якиманская отмечает, что, исходя из специфики личностно ориентированной системы обучения, качество знаний учащихся зависит не только от организации урока, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса.
Рассматривая личностно ориентированную модель обучения, можно существенно по- новому и более конкретно определить сущность педагогической деятельности.
Педагогическими в собственном смысле слова являются такие действия учителя, когда им целенаправленно создаются условия, ставящие ученика в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемого учителем.
Следовательно, в личностно ориентированном образовании предпо-лагается иная позиция педагога.
Урок- та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.